Очень часто я встречаю людей, которые не знают, чего хотят. Особенно в
плане деятельности, призвания.
Я очень хорошо их понимаю и чувствую. Когда-то я заканчивала
математический факультет, бредила психологией, а устраивалась на работу
менеджером. Мне казалось, что психология не может быть моей работой (я
ничего не знаю, не умею, денег в этой сфере нет).
Связывать жизнь с математикой я тоже не хотела – итак пять
лет своей жизни посвятила детальному ее изучению. Менеджер по персоналу
– это был компромисс. Сделка с совестью и мечтой.
Этот компромисс не сделал меня счастливой. После работы я снова бежала
(точнее, летела) к своим психологам. И встретив мужа, я завязала с этой
профессией и карьерой.
У меня всегда было много разных интересов и хобби. Мне многое
нравилось. Но недолго. Так я успела походить в школе во все кружки. По
две-три недели. И никак не могла найти свое место. Там, где мне
нравилось, было «бесперспективно» по словам моей
мамы. То, что было перспективно, не вызывало ничего, кроме отвращения.
И так это продолжалось долго.
После того, как родились дети, мне захотелось отдыха. Отдыха от бытовых
будней. Хотелось какой-то самореализации. И я долго думала –
а чем заняться?
Например, можно было бы стать консультантом по Фэн-Шуй. Это денежно и
интересно. Но не настолько, чтобы по ночам читать книги об этом и
придумывать новые варианты.
Можно было бы открыть магазинчик детской одежды. Думаю, я бы
справилась. Но мне было бы скучно.
И так далее. Вариантов у меня было много. Разных. Но ни от одного душа
не пела.
Сейчас я понимаю, что выбирала я неправильно. Что я сразу пыталась
найти то, что мне нравится, и чтобы это стоило каких-то денег.
Сейчас, когда у меня растут дети, я понимаю, что очень многое
закладывается именно в этом возрасте. И об этом я хочу поговорить
сегодня. О тех мифах, которые мешают нам воспитывать детей и
развиваться самим. Которые встают на пути между нами и нашим призванием.
Это применимо не только к нашим детям, но и к нам. И никогда не поздно
начать об этом думать.
Миф 1. Нужно
подтягивать то, что плохо
Вспомните картины своего детства – или детства знакомых.
Допустим, есть мальчик, который обожает математику, но имеет большие
проблемы с русским языком. Перед выпуском и поступлением родители
нанимают репетитора. По какому предмету?
Обычные родители выберут русский, и начнут его усиленно подтягивать. И
ребенок будет много часов в неделю посвящать тому, что ему не нравится
и не дается.
Зачем? Неужели мы должны быть гениями во всем? Но ведь именно этого и
добиваются родители.
Представьте другой вариант. Можно нанять репетитора… по
математике! Но с ней же вроде итак хорошо? А можно еще больше
углубиться в то, что любишь. И выигрывать олимпиады, например. А потом
легко поступить на математический факультет. И так далее.
В университете я подрабатывала репетитором. Я занималась со школьниками
математикой и английским. И все мои ученики ненавидели те предметы,
которые я им давала. Я старалась привить ему если не любовь, то хотя бы
симпатию. Но это было бесполезно.
До сих пор помню семиклассника, мама которого была недовольна тройкой в
четверти по алгебре. Он регулярно сбегал с уроков – то есть я
приезжала, а его не было дома. Мама ругалась. Оставляла подруг его
караулить. Бесполезно. При этом у нас был с ним хороший контакт. И на
мой честный вопрос — что происходит, он честно
ответил.
«Я обожаю хоккей. До 7 класса я играл в сборной района, потом
меня позвали в городскую сборную. Но тут маму переклинило, что пора
браться за ум. Хватит махать клюшкой, пора получать пятерки.
И она перестала оплачивать занятия. Я ненавижу математику. Из-за нее я
лишился самого главного в жизни»
Это перегиб? Да, возможно. Но ведь такие перегибы кругом.
У нашего старшего малыша проблемы с речью. Поэтому одно время он каждый
день занимался с логопедом по 2-3 часа. Каждый день. Он очень уставал,
но мы не отступали.
В этом есть позитивный момент, и сдвиг есть, и много чего
положительного. Если бы не одно наблюдение. Самый большой скачок
развития происходит у него после летнего отпуска. На море. Где он много
и с удовольствием плавает. Он любит плавать. Он готов сидеть в море
целый день.
А вот в городе почему-то у нас находятся время и деньги на логопедов,
но не находится ни того, ни другого для бассейна. Точнее, не находилось.
Сейчас мы решили иначе формировать его расписание и ритм жизни. Мы
отказались от рутинных изматывающих занятий в пользу того, что он любит
и что у него получается. И прогресс пошел более широкими шагами.
Мы часто ведь то же самое делаем и с собой. Пишем списки своих
недостатков и начинаем над ними работать. Избавляемся от
своих особенностей, слабых мест и так далее.
Тогда как можно начать с того, чтобы увидеть свои сильные стороны
– и усилить их еще больше. Этот процесс, поверьте мне, в
миллионы раз приятнее и эффективнее.
Миф 2. Надо
заниматься только тем, чем можно заработать
Мой муж очень творческий человек. Он любит играть на гитаре, играет в
баскетбол. Но до сих пор у него иногда всплывает убеждение,
что не стоит этим заниматься, ведь на жизнь этим не заработать.
Если бы такой идеи придерживались Майкл Джордан, Фабио Каннаваро, Лара
Фабиан – и другие талантливые люди, то в мире не существовало
бы много прекрасных вещей и событий.
Даже если хобби не станет источником зарабатывания денег, оно даст
много вдохновения и творческой энергии. От занятия любимым делом мы
заряжаемся, словно аккумуляторы. И гораздо проще вести балансы
бухгалтеру, который воскресными вечерами занимается декупажем по разным
поверхностям.
Заниматься надо тем, к чему тянутся руки, сердце, голова. Я, например,
не могу не писать. Хотя никогда не думала, что этим можно что-то
зарабатывать. А мой муж отлично играет в баскетбол и душевно поет. Это
не приносит ему денег. Зато дает разрядку и вдохновение для остальной
деятельности.
Многие мои знакомые просто делали то, что любят, — вязали,
вышивали, шили, плели мандалы… И вдруг это
«хобби» стало основным делом их жизни. Если,
конечно, слово «вдруг» тут уместно. Потому как
каждый день до этого «вдруг» они занимались тем,
что любят и вкладывали туда душу. Не ради денег. А просто так.
Миф 3. Само
что-нибудь вырастет
Есть родители, которые считают, что не нужно ничего сверх обычной
программы. Школа есть – и нормально. Любишь футбол
– для этого есть физкультура. Нравится математика –
сиди и решай примеры. Любишь читать – иди в
библиотеку.
С одной стороны это развивает самостоятельность. Но с другой стороны
ребенку не хватает поддержки.
Любой ребенок, делая что-то, сразу смотрит на папу и маму. И если они
не проявили радости или гордости (или чего-то отдаленного похожего),
варианта обычно два. Перестать заниматься этим. Либо продолжить
доказывать.
Слишком многие сдаются. Сдаются не от колких комментариев или
трудностей. А просто потому, что не чувствуют поддержки.
Не обязательно инвестировать большие деньги. Гораздо ценнее –
ваше внимание и время. Ведь можно платить за футбольную секцию и
покупать самые классные бутсы. А можно по выходным ходить болеть за
ребенка на стадион во дворе. И не всегда первый вариант лучше. Скорее
даже, наоборот.
Часто мы и к себе так же относимся. Пусть таланты сами проявятся, пусть
дело наше само найдется. Пусть с неба упадет Дед Мороз и подарит
пятьсот эскимо. Но у Бога нет других рук, кроме наших. И если мы сами
на себя плюнули, сами свои таланты зарыли в землю – то кто
виноват?
Миф 4. Поздно уже.
Время упущено.
Допустим, вы поняли, что уже долгое время идете не туда. Что делать?
Сдаваться? Ведь половина жизни уже позади…. Ни в коем случае!
Ведь тогда и вторая половина жизни пройдет зря. Это здорово, что вы
поняли это сегодня, а не через сорок лет. У вас есть еще время,
возможности, шансы.
Помните, никогда не поздно. Пока ваш час не пробил, пока вы еще живы
– не поздно.
Я помню историю об одной женщине, которая всю жизнь мечтала стать
доктором. Но бросила обучение в молодости из-за работы. Ей нужно было
зарабатывать деньги, и учеба никак не вписывалась в ее жизнь. Потом она
родила детей – четверых подряд. Потом она их воспитывала. А
потом ей показалось что поздно….
Но в шестьдесят лет она набралась смелости и вернулась в колледж. Ей
было трудно учиться с молодежью, но не было ни одного сокурсника,
который бы ее не уважал.
Она закончила колледж, университет. И стала самым замечательным
доктором. До 85 лет она помогала людям и чувствовала себя цельной.
Легко ли ей в 60 лет было учиться с двадцатилетними? Сомневаюсь. Были
ли у нее страхи на тему: «Да кому я такая старая
нужна»? Скорее всего, да. Но стоил ли результат этих мучений?
Абсолютно точно — да.
Никогда не поздно. Не отказывайтесь от себя и своего пути. Не
предавайте самое дорогое, что у вас есть.
Развивайте и улучшайте то, что вам нравится
Занимайтесь тем, что любите, а не ищите прибыльное дело
Не забрасывайте себя и свое призвание!
Я желаю каждому человеку в мире найти свой путь и свое дело.