Новое исследование предполагает, что
вопреки существующим представлениям, у людей с расстройствами аутичного
спектра, такими как синдромом Аспергера, нет проблем с эмпатией. Скорее
их проблема в том, что они слишком сильно переживают чужие эмоции и не
могут с этим справиться.
Людей с синдромом Аспергера, формой
аутизма, часто представляют равнодушными одиночками или робоподобными
занудами. Но что если то, что весь остальной мир воспринимает как
холодность, является защитной реакцией на эмоции – на избыток эмпатии, а
не на ее недостаток?
Эта идея привлекает многих людей с
расстройствами аутичного спектра и членов их семей. Она также
соответствует новому представлению о природе аутизма, которое называется
теорией «интенсивного мира». Как утверждают Генри и Камила Маркрам из
Швейцарского федерального института технологий в Лозанне,
фундаментальная проблема при расстройствах аутичного спектра не в
социальном дефиците, а скорее в гиперчувствительности, которая включает
реакцию всеохватывающего страха.
«Некоторые говорят, что аутичные люди
недостаточно чувствуют, – говорит Камила Маркрам. – Мы утверждаем прямо
противоположное: они чувствуют слишком сильно». Почти все люди с
расстройствами аутичного спектра сообщают о том или ином виде
гиперчувствительности и интенсивном страхе. Маркрамы считают, что
социальные проблемы людей с такими расстройствами связаны с тем, что они
не могут справиться с миром, где кто-то включил регулятор громкости для
всех ощущений и чувств на максимальную мощность. Если голоса ваших
родителей, сидящих рядом с вашей кроваткой, будут звучать как концерт
тяжелых металлистов, то вы, возможно, тоже предпочтете забиться в самый
дальний угол и раскачиваться из стороны в сторону.
Конечно, такое избегание и
самоуспокаивающее поведение – повторяющиеся движения, бессмысленное
повторение чужих слов или действий, неспособность поддерживать контакт
глаз – препятствуют нормальному социальному развитию. Без того опыта,
который другие дети приобретают во время обычного социального
взаимодействия, аутичные дети так и не учатся воспринимать неявные
социальные сигналы.
У Фила Шварца, программиста из
Массачусетса, и вице-президента Ассоциации Аспергера в Новой Англии,
есть ребенок с таким расстройством. «Я думаю, что это стереотип или
заблуждение, что ребятам с аутичного спектра не хватает эмпатии», –
говорит он. Шварц отмечает, что аутизм – это не однотипное состояние,
«если вы знаете одного аспи, то вы знаете только одного аспи». Однако он
добавляет: «Я думаю, что большинство людей с расстройствами аутичного
спектра чувствуют эмоциональную эмпатию и очень сильно заботятся о
благополучии окружающих».
Тогда почему же многие люди считают
отсутствие эмпатии определяющей характеристикой аутизма? Проблема
начинается с того, что сама эмпатия является комплексным явлением,
которое состоит из двух основных частей, первая из которых – простая
способность посмотреть на мир с перспективы другого человека. Вторая
более эмоциональна – способность представить, что чувствует другой
человек, и в результате, беспокоиться о том, страдает ли он.
Тот факт, что у аутичных детей обычно
позднее развивается первая составляющая эмпатии – «теория разума», был
доказан в классическом эксперименте. Детей просили наблюдать за двумя
куклами – Салли и Энн. Салли берет стеклянный шарик и кладет его в
корзину, затем уходит со сцены. Когда ее нет, Энн берет шарик и кладет
его в коробку. После этого детей спрашивают: «Когда Салли вернется, где
она будет искать шарик в первую очередь?»
В норме в четыре года дети знают, что
Салли не видела, как Энн переложила шарик, поэтому дают правильный
ответ. Дети с умственной отсталостью, чей вербальный IQ соответствует
трем годам, в возрасте 10-11 лет тоже дают правильный ответ. Однако 80%
аутичных детей в возрасте 10-11 лет считают, что Салли будет искать в
коробке, потому что они знают, что шарик находится именно там, и не
понимают, что у других людей нет аналогичного знания.
Аутичные дети гораздо позже осознают,
что опыт и перспектива других людей могут отличаться от их собственного –
и момент такого осознания может быть самым разным. Конечно, если вы не
понимаете, что другие люди видят или чувствуют по-другому, то может
показаться, что вас не заботят окружающие.
Однако это не значит, что когда люди с
аутизмом осознают опыт других людей, то они не заботятся о нем или не
сопереживают ему. Шварц говорит, что все аутичные взрослые старше 18
лет, которых он знает, понимают чувства других гораздо лучше, чем можно
предположить по тесту Салли/Энн.
Шварц отмечает, что не аутичные люди,
тоже, «довольно плохо понимают разум тех, кто отличается от них – однако
не аутичному большинству это спускают с рук, потому что предполагается,
что разум всех людей работает так же, как и их собственный, и поэтому
они, скорее всего, правы». Например, когда ребенок с синдромом Аспергера
бесконечно говорит о своих специальных интересах, он не пытается
намеренно доминировать в разговоре, а просто не понимает, что другие
люди не разделяют его интересы.
Что касается заботливого аспекта
эмпатии, то его иллюстрирует оживленная дискуссия, поддерживающая теорию
Маркрама, которая появилась на веб-сайте людей с аутизмом –
WrongPlanet.net. Мать написала, может ли у ее дочери быть Аспергер, если
она очень эмпатична, но социально незрела.
«Если у меня и есть с этим проблема, так это потому, что у меня слишком много эмпатии», – написал один из ответивших.
«Если кто-то расстраивается, то и я
расстраиваюсь. В школе бывало, что кто-то плохо себя вел, и если учитель
его ругал, то я чувствовал, как будто это меня ругают», – сказал
другой. – Я ничего не понимаю, когда речь идет о скрытых намеках, но я
«очень» эмпатичный. Иногда я вхожу в комнату и чувствую то, что
чувствует каждый человек в ней, и мне кажется, что это обычное дело при
синдроме Аспергера/аутизме. Проблема в том, что все происходит быстрее,
чем я могу воспринять».
Исследования показывают, что когда люди
переживают чрезмерные эмпатичные чувства, они стараются отстраниться.
Когда чужая боль слишком сильно воздействует на вас, то может быть
сложно не отпрянуть. Для людей с расстройствами аутичного спектра такие
эмпатичные чувства могут быть слишком интенсивными, и в результате они
отстраняются настолько, что кажутся холодными и безразличными.
«Эти дети на самом деле не являются
бесчувственными, они хотят общаться, просто для них это сложно, –
говорит Маркрам. – И это очень грустно, потому что они на это способны,
но мир для них слишком интенсивен, поэтому они отстраняются».