Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Качество жизни

  Все выпуски  

Наши дети: создать собственный мультфильм


Наши дети: создайте собственный мультфильм!

Дети сейчас не то, чтобы читают мало. Они мало включены в окружающий мир, как таковой. Недавно мы проводили день рождения с увлекательной( по нашей точки зрения программой – самодельной мультипликацией и перкуссией. Некоторые предпочли остаться в своём айпаде на всю программу. Это было не столько обидно, сколько удивительно и печально. Ведь весь наш интерактив это не только «содержательное» развлечение, сколько общение детей друг с другом….

Невольно задаешься вопросом: если не получилось их заинтересовать живым общение, то чем вообще их можно заинтересовать? И нужно ли вообще делать такие попытки? Может оно со временем само рассосётся? Что может быть действительно интересно и важно для ребенка возраста начальной школы? Ради чего он готов включиться в окружающую действительность….

Чтобы понять ситуацию, имеет смысл посмотреть на вещи с другой стороны, с точки зрения ребенка. Как выглядит в данном случае мир его глазами? Мир, в котором мы с ним взаимодействуем для него чужой. Это мир взрослых. День рождения ли это, занятие в школе или другое место. Каждое из таких мест организовано по определенным правилам, которые установили «взрослые». И в этом мире от меня (ребенка) время от времени чего-то хотят. Варианты: научился знаниям, получил удовольствие, стал умнее и т.д. Мои же (детячие) стремления здесь признаются не легитимными (детскими). Они либо прощаются («он ещё маленький») либо наказываются («так себя не ведут»).

Иногда для детей создают некую временную резервацию, убежище типа «Анимация с клоунами». Эдакое спец-средство по капсулированию детских эмоций. Хорошие чувствительные актёры умеют принять дитё таким, каким оно есть. Это здорово и дети это реально ценят. И чем сильнее «погружение» и признание мира детских чувство, тем острее каждый участник воспринимает возвращение в реальность, где всё «настоящее» - прежде всего их собственные переживания – оказываются в статусе «понарошку» («Повесились и будет»). Человек возвращается в привычное зазеркалье. До сих пор есть «взрослые», которых измеряют плоскость этого зеркала отметкой 18+. Это реальные сказочники! Они предполагают, что в момент получения паспорта на их дитё снизойдет сознательность и ответственность, как по мановению волшебной палочки.

Ударяться в критику не самое благодарное дело, если нет рецепта и решения этой задачи. Конечно, лечить больного трудно, если ему нравиться находиться в этом привычном состоянии.

Давайте осознаем ( как «взрослые» люди), что человеческая личность непрерывно развивается во все времена. В юном возрасте это более очевидно и ребенок охотно «демонстрирует» своё стремление к саморазвитию: сам встает на ноги, всюду лазает, много двигается, а когда научается говорить, то задаёт столько вопросов!, что вы сами знаете. Лично мне общение с юными людьми даётся легче благодаря их стремления к саморазвитию. Иногда мы называем его любопытством. Конечно, нет у них природного стремление к ай-паду. Это просто механизм защиты от чуждого взрослого мира. Если взрослые прячутся в «бутылку» (совсем не как тот джин из бутылки), так дети в ай-пад (у кого есть). И здесь важно придумать что-то нетривиальное, стимул выйти из своей крепости в чистое поле, показаться этому миру. Это «нечто» должно обладать большим ресурсом «доверия» со стороны ребенка, чтобы покинуть своё убежище. Приманки-цветочков может не хватить. Нужен свежий воздух, чтобы вздохнув полной грудью человек захотел здесь остаться, не боясь внезапной атаки «темных сил».

Наше же «понарошечное» восприятие детского мира мешает быть с ребенком здесь и сейчас. Мешает полностью погрузиться в общение. Именно эта черта детских клоунов-аниматоров так «заколдовывает» детей. Но если принять её человеческую, личную ценность, то этим можно пользоваться ежедневно. Для этого надо лишь принять ребенка таким каким он есть. Легко написать, но не просто реализовать в буднях, которые подчинены взрослым концепциям: работа-отдых, свои-чужие, личное-общественное и т.д.

Как же сделать так, что детский мир был легализован по-настоящему?

Другим нелегким препятствием на пути к свободному общения с ребенком является ваша положение. Заведомо выгодная позиция. Вы больше знаете, у вас больше опыта и вы легко «побеждаете» своего ребенка, если играете друг против друга. Задайте себе вопрос: есть что-то такое, что вас объединяет? Есть ли такая деятельность, где вы можете быть на равных? Без дураков! Ребенок должен почувствовать, что «понарошку» закончилось и у него есть те же возможности и ресурсы, что и у вас. Это сформирует его доверие к вам, к ситуации в целом, позволит открыться в новых обстоятельствах. В этом момент взрослый и детский миры уйдут. Будет новый мир «Вы и Он». Можете сами придумать ему название. В качестве кейса могу привести наш проект "Семейный мультфильм". Суть его заключается в создании мультипликационного ролика о приятных моментах в жизни семьи.

Реальная история есть у каждого в памяти. Если этот сюжет вызывает у всех участников хорошие воспоминания, то каждый включается в процесс изготовления персонажей и съемку. Вот мы делаем мультфильм о Даче. Каждый помнит что-то своё. Кто-то обожал выращивать цветы, другие купались и бегали босиков, третьи строили настоящую избу. Каждый вспоминает свои личные ощущения. Это и есть их роль и задача. Дальше всё это воплощается в жизнь: лепятся персонажи, рисуются декорации, кадр за кадром фотографируется дачная история. Мы можем обращать внимание участников на разное: что ценно для них? что для Маруси? для Марьи Ивановны? Почему именно этот момент для тебя так важен? Как думаешь, почему нам запоминаются разные вещи и т.д. Это помогает человеку понять как свои переживания, так и позицию своего соратника – сестры, папы, сына, бабушки, внука, тёти. И уж совсем здорово, когда интерес детей продолжается, старшие принимают эту игру и совместная работа делает семью настоящей командой, в которой каждый чувствует свою ценность.

Этот пример лишь одного содержания, на основе которого можно организовать среду доверия и включенности.

Возможно ваш опыт и умения подскажут вам другой, не менее удачный и творческий вариант. Пробуйте, ищите новые формы деятельности и доверяйтесь своему ребенку!

Об этом и других проектах вы можете почитать подробнее на нашем сайте.

Павел Невзоров,
http://ПавлинСтудия.рф


В избранное