Дивеево по праву считается святым местом, причем достаточно популярным у православных паломников. Здесь нет ничего удивительного, ведь в указанной местности расположена женская обитель, имевшая когда-то своим настоятелем самого Серафима Саровского, угодника Божия. Имя этого удивительного, великого святого у всех православных христиан на слуху. Через него и по его же молитвам Господь сотворил и продолжает творить даже сейчас, после физической смерти подвижника, настоящие чудеса. 1 августа Церковь отмечает
праздник обретения мощей святого Серафима – очень важный для каждого лица, исповедующего православие.
Первое обретение мощей
Подвижника канонизировали 19 июля/1 августа 1903 года. Тогда же случилось обретение мощей прозорливого старца. Этого события особенно ждали сестры Дивеевской обители. А непосредственным инициатором его стал некто Л. М. Чичагов, будущий тогда священномученик Серафим. Его перу принадлежит замечательное произведение: «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Последнюю прочли члены царской семьи, после чего император Николай II всерьез задумался о канонизации святого и сам вынес данный вопрос на
обсуждение в соответствующих кругах. Лишь два человека поддержали государя: митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский) и обер-прокурор Саблер. Однако постепенно все разногласия были устранены и 19 июля/ 1 августа 1903 года состоялось-таки прославление преподобного Серафима Саровского. Предваряли данное событие совершение Парастасов - заупокойных Всенощных бдений о приснопамятном иеромонахе Серафиме (16/29 июля), осуществление масштабного крестного хода из Дивеевской обители в Саровскую пустынь, а
также встречного Саровского крестного хода в Дивеево.
17/30 июля на место обретения мощей преподобного приехал Николай II с семьей и свитой. На следующий день, вечером, произошло Всенощное бдение – первое церковное богослужение, в рамках которого Серафим Саровский стал прославляться в лике святых. Был организован крестный ход, направившийся из Успенского собора к церкви преп. Зосимы и Савватия Соловецких. Там государь, великие князья и высшие представители духовенства взяли носилки с гробом подвижника и понесли его, сопровождаемые великим шествием, в
уже упомянутый выше Успенский собор. В последнем под церковные песнопения, при множестве свидетелей, наконец, открыли гроб с телом. После чтения Евангелия высокопоставленные лица стали прикладываться к мощам.
На следующий день прославление Серафима Саровского продолжилось. Святые мощи обнесли вокруг престола и поместили в предварительно подготовленную раку. Затем состоялась Литургия, а после – крестный ход, в рамках которого нетленное тело подвижника обнесли вокруг монастырских церквей. Людей было видимо-невидимо, все плакали от радости. Прямо во время крестного хода совершалось множество исцелений и других чудес. По завершении шествия всю ночь слышны были на территории обители церковные песнопения.
Второе обретение мощей
Когда царской России пришел конец, нетленное тело преподобного Серафима было ликвидировано, а именно увезено в неизвестном направлении. Это случилось в 1920 году согласно соответствующему положению, где и говорилось о «всероссийском масштабе» указанной выше ликвидации. Сначала мощи перевезли в Московский донской монастырь, куда же потом они делись – долго оставалось загадкой.
Спустя без малого 70 лет выяснилось, что все это время останки Серафима Саровского находились в Петербурге, в музее истории, религии и атеизма. Нигде в документах мощи не числились, что наводит на мысль о намеренном укрытии их сознательными, благочестивыми людьми. Обнаружение тела преподобного в 80-е гг. XX-го века было случайным: при переводе музея в иное помещение сотрудники наткнулись на рогожу, укрывавшую нетленные останки святого. На то, что тело это дивеевского подвижника, указывало присутствие на
мощах медного креста, какой носил при жизни старец, и рукавичек с вышитой фразой «Преподобие отче Серафиме, моли Бога о нас». По поручению Патриарха Алексия II Российский центральный архив предоставил копии документов, связанных с канонизацией праведника. Сопоставление мощей и бумаг подтвердило, что найденные в музее останки действительно принадлежат святому Серафиму. После освидетельствования мощи получили новое облачение и были положены в новую раку. 11 января 1991 года состоялась торжественная
передача тела Серафима Саровского Русской Православной Церкви в присутствии Патриарха, архиереев и директора музея. Затем мощи перевезли в Александро-Невскую Лавру, где совершилось прославление подвижника. В Москве они очутились 7 февраля. В Дивеево мощи совершили долгий путь через ряд лежащих по дороге городов в рамках торжественного крестного хода, окончившегося 30 июля.
Копирование материалов сайта возможно с прямой активной ссылкой на Женский сайт www.inmoment.ru
Вся информация на сайте www.inmoment.ru носит информационный, а не рекомендательный характер.