Продолжаем изучение книги Симоны де Бовуар «Второй пол».
Часть вторая
III
Нравы греков
недалеко ушли от восточных нравов; правда, у них не было принято многоженство.
Почему, мы точно не знаем. В действительности содержать гарем всегда было
чрезвычайно тяжело: позволить себе роскошь иметь большой сераль могли
блистательный Соломон, султаны из «Тысячи и одной ночи», цари, вожди, богатые
собственники; средний человек довольствовался тремя-четырьмя женами; крестьянин
редко имел больше двух жен. С другой стороны, за исключением Египта, где не
было частной собственности на землю, забота о сохранении вотчины в целости и
сохранности привела к тому, что старший сын получал особые права на отцовское
наследство; тем самым устанавливалась иерархия и между женами, поскольку
достоинство матери главного наследника ставило ее намного выше остальных жен.
Если женщина сама владеет имуществом, если за ней дается приданое, супруг видит
в ней личность; он связывает себя с нею, и только с нею, религиозными узами. С
этого момента, видимо, и устанавливается обычай признавать только одну супругу
— но на самом деле греческий гражданин продолжал в свое удовольствие оставаться
многоженцем, поскольку всегда мог удовлетворить свои желания с городскими
проститутками и служанками гинекея. «У нас есть гетеры для увеселения духа,
наложницы (pallages) Для увеселения чувств и супруги, чтобы дарить нам
сыновей», — говорит Демосфен. Наложница заменяла жену на ложе хозяина в том
случае, если последняя заболевала, плохо себя чувствовала, была беременна или
оправлялась после родов; получается, что разница между гинекеем и гаремом не
столь уж велика. В Афинах женщину держат взаперти в ее апартаментах, в
строгости, предписанной законами, и под наблюдением специальных магистратов. В
течение всей жизни она обречена оставаться несовершеннолетней; она всецело
подвластна своему опекуну, будь то отец, муж, наследник мужа или в крайнем
случае государство, представленное общественными должностными лицами; все это —
ее хозяева, распоряжающиеся ею, как товаром, поскольку опекунская власть
распространяется и на человека, и на его имущество; опекун может передать свои
права по собственному усмотрению: отец может отдать дочь приемному отцу или
выдать замуж; муж: может, разведясь с супругой, передать ее новому мужу.
Правда, -греческий закон обеспечивает женщине приданое, служащее для нее содержанием,
которое должно быть полностью ей возвращено в случае расторжения брака; он
также предоставляет женщине право в редчайших случаях самой требовать развода;
но больше никаких гарантий общество ей не дает. Разумеется, все наследство
переходит детям мужского пола, приданое же представляет собой не имущество,
полученное на основании родства, а что-то вроде обязательства, которое надлежит
выполнить опекуну. Впрочем, благодаря обычаю давать приданое вдова уже не
переходит как часть наследуемого имущества к наследникам мужа, а возвращается
под опеку к своим родственникам.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2018 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.