Продолжаем изучение книги Симоны де Бовуар «Второй пол».
Глава 3. ТОЧКА ЗРЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА
Итак, по одной и той
же причине мы отвергаем сексуальный монизм Фрейда и экономический монизм
Энгельса. Психоаналитик станет интерпретировать любые социальные требования
женщины как проявление «мужского протеста»; и наоборот, для марксиста женская
сексуальность является всего лишь более или менее опосредованным выражением ее
экономического положения. Категории «клиторический» и «вагинальный», как и
категории «буржуазный» и «пролетарский», одинаково неспособны охватить конкретную
женщину. Но существует еще и экзистенциальная система мышления, анализирующая
как индивидуальные драмы, так и экономическую историю человечества, и только
она одна позволяет в целом понять такую исключительную форму, как жизнь
человека. Фрейдизм может оказаться полезным, поскольку существующий человек
есть тело; и то, каким образом он ощущает себя как тело перед другими телами,
конкретно выражает его экзистенциальную ситуацию. Точно так же в марксистской
теории истинным является тезис, что онтологические притязания человека
принимают конкретные формы в зависимости от имеющихся у него материальных
возможностей, в особенности от тех, которые открывает ему техника. Но если
данные о сексуальности и технических средствах не подчинить анализу
человеческой реальности в целом, сами по себе они ничего не в силах объяснить.
Поэтому-то у Фрейда налагаемые «сверх-я» запреты и влечения «я» выглядят как
случайные факты, а от энгельсовского изложения истории семьи создается
впечатление, что важнейшие события происходят неожиданно, повинуясь капризам таинственного
случая. Пытаясь понять женщину, мы не будем отрицать определенного вклада
биологии, психоанализа и исторического материализма — но мы будем исходить из
того, что тело, сексуальная жизнь и технические средства конкретно существуют
для человека лишь постольку, поскольку он включает их в глобальную перспективу
своего существования. Ценность мускульной силы, фаллоса, орудий труда может
быть определена лишь в более общей системе ценностей — она вырабатывается в том
фундаментальном проекте человека, с которым тот трансцендирует к бытию.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2016 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.