Продолжаем изучение книги Симоны де Бовуар «Второй пол».
Глава 3. ТОЧКА ЗРЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА
Ясно, например, что
идея индивидуального владения имеет смысл только в особых условиях
человеческого существования. Чтобы возникла такая идея, нужно прежде, чтобы у
субъекта существовало намерение полагать себя в своей принципиальной
исключительности, чтобы он утверждал свое существование как нечто отдельное и
автономное. Понятно, что это притязание могло оставаться субъективным,
внутренним, лишенным истинного выражения до тех пор, пока у индивида не было
практического способа объективно его удовлетворить: не имея адекватных орудий,
он вначале не мог испытать свою власть над миром, чувствовал себя потерянным в
природе и сообществе, пассивным, запуганным, игрушкой темных сил; он мог думать
о себе, лишь идентифицируя себя со своим кланом, — тотем, мана, земля были
коллективными реалиями. Изобретение бронзы позволило ему, пройдя испытание
тяжелым производительным трудом, открыть в себе творца; покорив природу, он ее
уже не боится и, стоя лицом к лицу с преодоленным сопротивлением, дерзновенно
осознает себя как автономную активность и осуществляется в своей
исключительности1. Но этого осуществления никогда бы не произошло, если бы
человек изначально его не хотел; урок труда был преподан не пассивному
субъекту: выковав орудия труда и покорив землю, субъект выковал и покорил
самого себя, С другой стороны, тезиса о самоутверждении субъекта недостаточно
для объяснения собственности — в вызове, борьбе, в индивидуальном столкновении
каждое сознание может попытаться возвыситься до идеи суверенности. Для того
чтобы вызов приобрел характер экономического соперничества, чтобы в
соответствии с этим сначала вождь, а потом и члены рода стали притязать на
частное достояние, нужно, чтобы в человеке обнаружилась и другая изначальная
тенденция: как уже было сказано в одной из предшествующих глав, существующий
познает себя, лишь самоотчуждаясь; обращаясь к миру, он ищет себя в
каком-нибудь постороннем образе, который делает своим. В тотеме, в мане, на
занимаемой им территории его отчужденное существование встречается с его родом;
когда индивид отделяется от сообщества, он оповещает об этом особым
воплощением, мана индивидуализируется в вожде, потом — в каждом индивиде;
одновременно каждый старается захватить себе в собственность клочок земли,
орудия труда, часть урожая. В этих богатствах — его богатствах — человек
находит самого себя, потому что он потерялся в них, — и тогда понятно, что он
может Придавать им столь же фундаментальное значение, как и самой своей жизни.
Тогда заинтересованность человека в своей собственности становится понятным
отношением. Но очевидно, что объяснить весь этот процесс одним лишь тезисом об
орудиях труда нельзя, нужно целиком охватить все поведение человека,
вооруженного этим орудием труда, — поведение, которое включает в себя
онтологическую инфраструктуру.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2016 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.