Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

О любви, близости и понимании

  Все выпуски  

О любви, близости и понимании


6 волшебных запретов: как наши мамы стали бабушками "нельзя"

У большинства людей сформировался своеобразный кодекс запретов для повседневной жизни. Все твёрдые запреты ассоциируются для нас с функцией защиты: или от условной грязи, или от того, чтобы «чего плохого не вышло». И мы редко задаемся вопросом: "А почему это нельзя?"

Иногда за мелочными семейными конфликтами стоит давняя история. Иногда они на самом деле не мелочные. А иногда, как ни крутишь ситуацию, жалуются в интернете мамы (и реже папы), но страсти кипят вокруг вопросов, которые, кажется, вообще являются делом вкуса. Причём аргументы нерациональны и разбиваются о реалии жизни семьи. На суеверия их тоже не спишешь в большинстве случаев. Но в результате приходится раз за разом отстаивать возможность делать так, как удобно родителям и ребёнку, а не «как надо», и градус споров то и дело становится невменяемым.

6 бытовых "нельзя" от наших мам

Фактически, после приведения контрдоводов к этим моментам, позиция наших мам, бабушек наших детей сводится «к нельзя, потому что плохо». Судя по обсуждениям в соцсетях, список запретов выглядит примерно так.

1. Нельзя девочке оставлять волосы распущенными. Длинные волосы должны быть заплетены, убраны в хвост или пучок, каре – со всех сторон заколото. В самых тяжёлых случаях бабушка настаивает, что волосы, даже кудрявые, должно плотно прилегать к голове, даже если для этого их надо сильно натянуть, убирая, или всю голову усеять заколками. Часто девочка с незаколотыми и несобранными волосами называется «лохматой» и «непричёсанной», даже если у неё волосок лежит к волоску. Про женщину добавят – «неухоженная», «себя не уважает».

2. Нельзя не заправлять постель. Даже если в доме будут только родные, при которых ты ходишь в халатике на голое тело. Даже если дома никого не будет, кроме тебя. Если постель не заправить, она автоматически становится грязной! Бывают даже такие утверждения.

3. Нельзя не гладить постельное и нижнее бельё. Процесс стирки завершается только глажкой, иначе вещь всё равно, что недостираная. То есть опять – грязная, нечистая. Да и вообще, это вопрос самоуважения.

4. Нельзя есть без хлеба или без супа. Чаще без того и другого нельзя. Потому что без хлеба некультурно, а без супа гастрит.

5. Нельзя давать играть на планшете, смартфоне, компьютере. Если ребёнок увлечённо рассказывает об игре – это первый признак лудомании. Тысячи поколений росли без девайсов, это естественнее. Если детство ребёнка отличается от детства бабушки, это плохо. Чем? Просто плохо, потому что бабушка в детстве была счастлива, как можно без такого счастья?

6. Наконец, нельзя выкладывать фотографии детей в интернет. Даже если бабушка не верит в сглаз через социальные сети, она может быть твёрдо в этом убеждена: «ничего хорошего не выйдет».

Насчёт твёрдых запретов, от которых не отступаются, даже если приводятся рациональные доводы против этих запретов, есть свои теории. Без сомнения, все твёрдые запреты ассоциируются для человека с функцией защиты: либо от условной грязи, в самом широком смысле, либо от того, чтобы «чего плохого не вышло», то есть судьба и состояние не изменились волшебным образом к худшему.

Это связано с верой в справедливый мир на фоне ощущения нехватки контроля за своей жизнью. То есть если человека гнетёт чувство, что напрямую он может повлиять не на все повороты судьбы, он начинает придумывать, как повлиять магическим образом. Даже самые рациональные люди ловили себя на том, что, в ожидании того, как разрешится критическая ситуация, выдумывали приметы или давали странные обеты. 

Недаром и в сказках так част мотив Волшебного Запрета, сумев выполнить который, сумеешь и спастись. Так вот, чем больше поворотов за жизнь человека случилось, тем больше он прибегает к магическому управлению Вселенной. И вот уже наши мамы, которые двадцать лет назад были современными женщинами и сами бабушек не очень-то слушали, превратились в тех самых бабушек с запретами – даже не успев состариться. Чем сильнее пережитый страх, тем сильнее и желание вцепиться в какое-то волшебное правило.

Но и рациональное зерно, конечно, в этом есть. Если бы только оно – вместо конфликта получалось бы взвешивание аргументов «за» и «против». Сам конфликт строится не вокруг рационального зерна, но можно посмотреть, как вообще появились эти запреты.

За распущенными волосами было очень трудно ухаживать во времена без водопровода и готовых шампуней. Они сбивались колтунами. А если полдня проводить, склонившись над работой, с неприбранными волосами, то можно испортить зрение. Кроме того, после того, как церковь объявила распущенные волосы зазывом к блуду, так стали помечать женщин, которых хотели опозорить. Быть принятой за такую женщину значило подвергнуть себя нешуточной опасности со стороны мужчин.

А вот требование следить за каждым волоском, страх, что даже убранные волосы будут как-то пушиться – уже вне всякой рациональности, это о навязчивом контроле чужого тела.

Сейчас учёные даже поощряют проветривание постели хотя бы некоторое время после того, как человек её покинул: так меньше размножаются бельевые клещи. Но в прошлом в разобранную постель могли запросто прыгнуть бегавшие во дворе босиком дети, или же стёршееся бельё (не все могли сразу его заменять) мог кто-то увидеть. Или начать навязчиво думать о том, что в постели произошло что-то интимное! В старину навязчивые мысли о произошедшем интиме что только не вызывало…

Точно так же в наше время учёные заявляют, что неглаженное бельё лучше впитывает пот. А во времена эпидемий всё, что касается твоего тела, в идеале надо было обрабатывать всеми возможными способами, то есть не только стирать, но и как следует прогревать, чтобы убить возможные микробы. Кроме того, глаженая ткань меньше повреждалась и дольше служила (это верно и сейчас, но уже не так важно).

Суп и хлеб были самыми верными способами забить желудок и занять делом выделившийся от голода желудочный сок во времена, когда жизнь не баловала многие семьи рационом. К тому же раньше не знали о бактериях, вызывающих гастрит. Зато не могли не заметить, что его симптомы проявляются позже или значительно меньше у тех, кто питается чем-то мягким, жидким или крахмалистым. Суп – непременная часть диеты человека, у которого бактерия вызвала гастрит, пока он не вылечится.

Детей долгое время не показывали чужим людям, чтоб не сглазить. Вера в сглаз малышей напрямую связана с некогда высокой детской смертностью. Но и уже в советское время не все родители бывали довольны, что портрет ребёнка висит на доске почёта в школе!

В наше время тому, чтобы с осторожностью выкладывать портреты в соцсети, есть свои основания, далёкие от страха сглаза. Как отнесётся к тому, как именно его показывали, сам ребёнок, когда подрастёт? Помните своё негодование, когда гостям предъявляли вашу фотку на горшке? Кроме того, слишком обильное фотографирование размывает границы частной жизни ребёнка. Это всё, однако, не значит, что есть рациональные доводы против выкладывания любой фотографии чада вообще.

Ну, а на то, что детство сейчас не то, что раньше, жалуются поколениями. И увлечённость ребёнка чем-либо вызывает тревогу поколениями. То от шахмат будто бы случалась мания и нервная горячка, то от книг – воспалённое воображение. Сейчас в эту категорию попали игры на смартфонах, хотя вредны не сами игры, а то, сколько ребёнок проводит времени в одной позе. Увлечённость же игрой (или интересным сюжетом) – дело для ребёнка более, чем нормальное. Страх перед этой увлечённостью иррационален настолько же, насколько древен. В старину считалось, что страсть к чему-либо может довести до сумасшествия.

Что касается того, как разрешить неразрешимые конфликты вокруг Волшебных Запретов – совсем другая сказка. Её может распутать разве что Василия Премудрая с дипломом психолога. А без Василисы всегда есть вариант выполнять седьмой запрет – с места не сходить! Стоять на своём. Может быть, бабушкам просто надоест вас спасать.

Автор Лилит Мазикина


В избранное