Магическое мышление — это убеждение о возможности влияния на мир с помощью символических психических или физических действий или мыслей.
Проявляется в повседневной жизни в виде примет, суеверий, ритуалов, может быть обусловлено желанием контролировать случайные события, боязнью неизвестного или стремлением найти простые объяснения сложным явлениям.
Магическое мышление может быть опасным, если приводит к иллюзии контроля, зависимости и манипуляции. Однако, если использовать магическое мышление осознанно, оно может стать источником мотивации, творчества и саморазвития.
Если вера в магию и волшебство сохраняется, становится ярко выраженной в молодом и зрелом возрасте, выходит из-под контроля и нарушает нормальное повседневное функционирование человека, то речь идёт о нарушении психической адаптации.
Как отличить от творческого мышления?
Магическое мышление свойственно инфантильным людям. "Психологический ребенок" не несет ответственности за свою саморегуляцию. В его представлении другие люди, мир, правительство, Бог принимают решения по поводу его жизни, и то, что он видит в окружающем мире, он воспринимает буквально, не подвергая сомнению и не раздумывая, правильно ли он воспринимает реальность.
В своем представлении он - жертва окружающего мира, и должен выучить, как себя правильно вести, чтобы мир относился к нему благосклонно, и ищет простые правила и рекомендации для этого. Для подтверждения этой картины мира он использует религиозные течения и их правила и догмы - как магические ритуалы, которыми он может повлиять на благосклонность своих богов или "заколдовать" других людей. Вся его парадигма - это жизнь между кнутом и пряником во взаимных манипуляциях с другими. Его задача - жить комфортно и сладко, и чтобы никто не трогал, и при этом получать признание и почет.
Психологически взрослый творческий человек осознаёт, что то, что он видит в мире - продукция его мышления, что он сам принимает сознательные или бессознательные решения о своей жизни и имеет следствия этих решений.
Поскольку его интеллект сильно развит, он способен рассматривать явления в системной взаимосвязи друг с другом, наблюдать не только линейные, а комплексные и параллельные причинно-следственные связи, и влиять на них, внося точные короткие действия.
Такое мышление называют трансцедентальным. Если у него художественное восприятие, то он может описать картину видимого в метафоре, для которой очень подходят метафоры самых разных духовных учений, которые могут быть по настоящему поняты только психологически взрослыми людьми.
Но при этом он точно знает, что рисует картины своего восприятия реальности, а не объективной реальности. И что у каждого человека своя субъективная картина реальности.
Однако, точная метафора тем и хороша, что может облечь в понятную форму для многих людей нечто, что переживается многими, даже с учетом субъективности. В этом и есть сила искусства.
В своем представлении - он часть мира, соучастник, сотворец. Его задача - постичь возможные для постижения закономерности системных взаимосвязей квантовой сети реальности, и научиться ими пользоваться для творчества, а так же для исследования своих возможностей и способностей.