Чуковскому в крематории не понравилось. Он ради развлечения посетил крематорий, - такие были развлечения в 1921 году. И еще дочь Лидочку с собой взял. Хорошо хоть, годовалую Мурочку дома оставил.
Чуковский хотел посмотреть, как работает крематорий. Узнать, так сказать, технические детали. И ему не понравилось. Грязно, темно, атмосфера какая-то мрачная и сотрудники несимпатичные. И писатель рассматривал мертвых людей. Они без одежды ждали своей очереди. А он рассматривал и потом все описал. Неприятное место.
Описал все детально. И добавил, что все умершие когда-то были детьми, как его Мурочка. Зачем-то ребенка приплел в своем ужасном описании. Мурочка потом тяжело заболела, долго страдала и умерла в 11 лет. Такая участь ей выпала. Чуковский страшно горевал и тосковал...
Не надо ходить для развлечения в крематорий. Или на кладбище. Если горькая необходимость, это одно. Если работа такая - тоже нужно, что же делать, это работа. А разглядывать, рассматривать, обсуждать, развлекаться таким образом не надо.
Даже информацию о чей-то смерти для развлечения обсуждать не надо. Надо проявить уважение. Если человек уважения не заслуживал, проявите уважение к смерти. Эта участь всех нас ждет, праведных и неправедных. Это великая тайна. А развлекаться не надо. Потому что можно унести с собой смерть. Разрушение, деструкцию, хаос, несчастье...
Чуковский был впечатлительным человеком. И запечатлел слишком ярко и сильно то, на что не надо смотреть. Надо к умершим относиться с уважением. И не вглядываться в их лица, это опасно. Душа-то воспарила, конечно. Но в теле еще осталась энергия, это и ученые сейчас пишут. Еще осталась информация. Не одухотворенная, - просто энергия смерти. И глядеть на нее из праздного любопытства чревато. Покойнику нужен покой. Тело - символ Смерти.
И идти сразу домой, к детям, к близким - тоже чревато. И записывать свои впечатления на бумаге - излишне. Или фотографии выкладывать для развлечения. Оставь в покое тех, кто ушел и оставил тело здесь.
Подальше надо держаться от мрачных зрелищ, от картин умирания, от кладбищ и гробниц, - это великая тайна, как душа покидает тело. И как тело теряет энергию жизни. Если нет необходимости в присутствии, незачем нарушать покой тех, кто упокоился. Иначе можно унести с собой впечатление, образ, саму смерть. Это не шутки.
Диккенс так же описал в романе смерть юной Доры. А потом именем этой героини назвал свою дочку, - словно что-то его подтолкнуло так поступить. Дочка умерла. И писатель связал смерть ребенка и сцену смерти, которую он невольно перенес на свое дитя. Он ощущал эту связь. И мы ощущаем.
Надо бережно и уважительно относиться к умершим. Им нужен покой, - особенно, сразу после ухода из мира. Это не умершие мстят. Это пренебрежительное отношение, нарушение закона влечет последствия. И лучше всего помолиться за обретение покоя ушедшими людьми, если пришлось увидеть такое. И никогда не развлекаться рассматриванием умерших. И не вглядываться слишком пристально в смерть...