Детская психосоматика: Иногда болезни – это просто болезни
В статье мы детально разберемся, что на самом деле из себя представляет детская «психосоматика».
В век научно-технического прогресса современной маме не позавидуешь.
Информации навалилось столько, что остаться мамой, не наносящей вред и
психологическую травму ребенку, просто нереально. Кормишь грудью больше
года – блаженная, кормишь смесью – эгоистка. Спишь с ребенком –
сексопатология, оставляешь одного в кроватке – депривация, выходишь на
работу – травма, сидишь с ребенком дома – нарушенная социализация,
водишь на кружки – перенапряжение, не водишь на кружки – растишь
потребителя... И было бы смешно, если бы не было так грустно.
Не успела мама пережить и переосмыслить все статьи по психологии
развития и воспитания – а тут новинка в обертке прописной истины. Если
заболел ребенок, виноватой может быть только мама - не прямо, так
косвенно, не физически, так энергоинформационно… И как при всем этом
сохранить здравый рассудок, не впасть в депрессию и не превратится в
тревожного невротика?
Детская психосоматика
Предлагаю оставить маму в покое, и взвешенно разобраться, что на самом деле из себя представляет детская «психосоматика».
Изначально я предполагаю, что «травля мамы» началась с тех самых
времен, когда популярная формула «все болезни от мозгов» вышла на первый
план статей популярной психологии. Если мы знаем, что в основе любого заболевания лежит какая-то психологическая проблема, значит нужно ее найти. Но
когда вдруг оказалось, что у ребенка нет озабоченности материальными
ценностями и достатком, что ребенок не испытывает такой усталости и
ограничения ресурса как взрослый, не имеет проблем сексуального
характера и пр.
Собственно в силу возраста ребенок еще не вплетен в
социальную структуру настолько, чтобы иметь все те комплексы и
переживания, которые взрослые наживали годами, сразу обнаруживается
незадача - или трактовка причин неверна (но как не хочется в это
верить), или проблема в маме (а как объяснить иначе?).
Да. Ребенок действительно во многом зависит от мамы, ее настроения, соответственно поведения и т.д. Часть
«проблем» ребенок впитывает с материнским молоком, через гормоны; часть
от недостатка ресурса и невозможности дать ребенку то, что
действительно нужно; часть от того, что ребенок становится заложником
вымещения некоторых проблем, из-за усталости, незнаний, недопониманий и
ошибочных трактовок и пр..
И вот когда речь заходит об ангине, больных ушках, энурезе и пр.
многое можно обсуждать, решать и делать скидку на то, что не все должны
разбираться в медицине или психологии на равне со специалистами. Но
современная проблема общества заключается и в том, что акцент со «всех
болезней от мозгов», а «детских болезней от мозгов их родителей»,
сместился на мам с особенными детьми.
В лучшем случае это карма, урок или опыт, в худшем же наказание,
воздаяние и отработка… И тогда оставаться в стороне просто губительно.
Поэтому, первое, что важно понять тому, кто действительно интересуется
«психосоматикой» и хочет работать над собой в этом направлении, это то,
что НЕ ВСЕ БОЛЕЗНИ ОТ МОЗГОВ. И даже не 85%, как многие об этом пишут ;)
Иногда болезни – это просто болезни
Бывает так, что стресс снижает иммунитет. Но стресс это понятие не только психическое, а и физическое. Переохлаждение
или перегрев, яркий свет, шум, вибрации, боль и пр. – все это тоже
стресс для организма, и тем более для детского. Также стресс это не
синоним плохого (читай дистресс и эустресс), и истощать и ослаблять
организм, могут вполне себе позитивные события, сюрпризы и т.д.
Более того, если ребенок ходит в сад/школу, он постоянно находится в зоне риска вирусного или бактериального инфицирования. Если
в саду ветрянка, если в саду коклюш, если на кухне какая-то палочка
высеялась в избытке, глисты, вши и пр. говорит ли это о том, что мама
ребенка спроецировала на него свои психологические проблемы? Говорит ли
это о том, что заболеют только те дети, у которых в семье
неблагоприятный психологический климат?
В моей практике работы с аллергическими заболеваниями, был случай
мамы, которая долго искала свои «скрытые обиды и спорные чувства» по
отношению к отцу ребенка, с которым была в разводе. Связь была очевидна,
потому что высыпания на теле девочки появлялись через время после
встреч с папой, но чувства не находились, потому что развод был
полюбовным. Беседа с родителями не давала никаких зацепок, но беседа с
ребенком обнаружила тот факт, что папа, при встречах с дочкой, просто
закармливал ее шоколадом, а чтобы мама не ругалась, это был их маленький
секрет.
Просто нужно принять как факт, что иногда болезни это просто болезни.
Иногда болезни являются следствием психологических проблем в семье
Различные семьи, различные условия проживания, уровень достатка, образования и пр. Бывают
семьи «неполные», а бывают и «переполненные», с бабушками/дедушками,
или когда на одной территории живет несколько семей, н-р, братьев и
сестер.
В семьях «переполненных» у детей слишком много разных моделей
и вариантов установления взаимоотношений, прав, обязанностей, в
неполных – наоборот. Часто, как от переизбытка так и от
недостатка этих связей возникают конфликты. Скрытые или явные, они есть
практически в любой семье, и могут влиять на здоровье ребенка, как
прямо, так и косвенно.
По каким же маячкам можно заподозрить именно психсоматическую основу заболеваний у детей?
1. Возраст ребенка до 3 лет, особенно в случае, когда ребенок
находится на грудном вскармливании и большинство своего времени проводит
только с одним из родителей (опекунов).
2. Заболевания появляются как будто из неоткуда, без всяких предвестников и соответствующих условий (если это не глисты).
3. Заболевания имеют тенденцию к постоянному повторению (одни дети постоянно болеют ангинами, другие отитами и т.д.)
4. Заболевания проходят легко и слишком быстро или наоборот излишне затягиваются.
Все это может указывать на психосоматическую основу возникновения заболевания, но не обязательно.
Н-р, в семье, где ребенку запрещается проявлять негативные эмоции
(плакать, кричать, злиться и т.д.), ангина вполне может быть
своеобразным способом показать родителям, что молчание, затрудненное
дыхание и затрудненное глотание (то же происходит, когда ребенок должен
подавить «истерику») и т.д. – это не нормально, так быть не должно.
Однако бывает такое, что ребенок болеет ангинами в семье, в
которой разрешено проявлять свои эмоции и принято обсуждать и
проговаривать свои проблемы. Тогда это говорит о том, что
область горла, это просто конституционально слабое место в организме,
поэтому любая усталость, перенапряжение и т.д. прежде всего «бьют» туда.
Анализ семейного случая специалистом по психосоматике
помогает определить, есть на самом деле психологическая причина у недуга
или причина все же физиологическая.
Иногда болезни неосо
етства ребенок усваивает понимание того, что заболевшему предоставлены особые «льготы», в виде вкусностей, внимания, дополнительного сна и мультиков и пр.
Чем старше становятся дети, тем больше вторичная выгода принимает
характер избегания – не ехать к бабушке, не идти в сад, пропустить
контрольную, переложить свою работу на кого-либо и т.д.
Все эти варианты слабо зависят от маминого психологического состояния, и вместе с тем легко распознаются и могут быть грамотно объяснены и скорректированы ею.
Иногда болезни являются проявлением алекситимии или реакцией на табуирование
И это распознать не так просто, но очень важно.
В силу недостаточного словарного запаса, неумения выражать свои
чувства с помощью слов и просто элементарным недопониманием каких-либо
связей и процессов взрослого мира, ребенок выражает свои переживания через тело.
Обычно такими становятся темы «необсуждаемые» или «тайные»,
н-р, тема смерти, тема потери, тема секса, тема насилия
(психологического, физического, экономического и т.д.) и т.д..
Застраховаться от этого невозможно, и как показывает практика, тому же
насилию подвергаются и дети, с которыми родители обсуждали подобные
вопросы, и дети, с которыми беседы не проводились. Случается это не
только с детьми старшего возраста, но и с малышами. Первыми весточками о
том, что что-то идет не так могут быть резкие изменения в поведении,
успеваемости, ночные кошмары, ночные недержания и т.д.
Иногда болезни к детям приходят сквозь поколения
От прабабушек и прадедушек, а не от психологического климата в новой семье. Психологические
теории о наследственных патологических паттернах, вы скорее всего уже
читали. Их легко представить в виде старого анекдота, в котором:
Внучка обрезала крылья индейке, поставила ее в духовку и
задумавшись о том почему такие вкусные части нужно выбрасывать, спросила
у мамы:
- Зачем мы обрезаем индейке крылья?
- Ну как же, моя мама – твоя бабушка всегда так делала.
Тогда внучка спросила у бабушки, зачем обрезать крылья индейке, и
бабушка ответила, что так делала ее мама. Ничего не оставалось девочке,
как подойти к прабабушке и спросить, почему в их семье принято обрезать
индейке крылья и прабабушка сказала: -
Не знаю зачем вы обрезаете, а у меня была очень маленькая духовка и индейка целиком в нее не влезала.
В наследство от наших предков, мы получаем не только нужные и
полезные установки и навыки, а и такие, которые утратили свою ценность и
значимость, а иногда даже превратились в деструктивные (н-р,
установка предков, переживших голод «есть прозапас», как причина
детского ожирения). Поэтому обнаружить связь с конкретным событием
прошлого на первый взгляд может быть достаточно сложно, т.к.
опять-таки, в семье нет особых конфликтов, мама относительно психически
стабильная и пр.. Но возможно)
Иногда детские болезни это просто данность
Случается так, что родители ведут аморальный образ жизни, курят, пьют
и т.д., и у них рождаются абсолютно здоровые дети. А бывает, что
долгожданный ребенок, выношенный с любовью и заботой, рождается с
патологией. Почему происходит так наверняка никто не знает. Ни врачи, ни
психологи, ни священники, все только предполагают и часто версии эти
исключают одна другую.
Патология может быть явно выраженной, а может быть косвенной,
и в таком случае всегда найдется кто-то, кто «объяснит» маме, что она
не так думает, не так делает и т.д., потому что «все болезни от
мозгов, а детские болезни от мозгов родителей»! Если есть возможность
тактично объяснить таким людям, что «худший совет непрошенный» – это был
бы самый лучший вариант.
Конечно, мамы особенных детей очень часто могут задаваться вопросами, что они сделали не так. И
ответ здесь может быть один – все было сделано так, как должно было
быть сделано. Не берите на себя вину, которую вам навязывают
«психосоматические доброжелатели».
В психотерапии есть такое направление «позитивной психологии и психотерапии». Оно
исходит из понимания, что события, которые происходят с нами изначально
не плохие и не хорошие, а просто такие, какие они есть. Любую ситуацию
можно принять как данность, просто как случившийся факт «да, это
случилось и это так». И любой ситуации можно задать направление развития
– «да, это случилось с нами, в этом никто не виноват, я не могла
повлиять на это событие ранее, но я могу приложить все усилия, чтобы с
теми данными, которые уже есть, направить нашу жизнь в конструктивное русло».
И напоследок, хочу напомнить мамам, что дети которые часто и
долго болеют вовсе не обязательно имеют больше психологических
сложностей и проблем в семье, чем дети, здоровье которых нам кажется
идеальным. Тело, это всего лишь один из вариантов
перерабатывания энергии, в том числе психической. Чей-то ребенок решает
свои проблемы и проблемы семьи через учебу, чей-то через характер,
чей-то через поведение и т.д.
Это, конечно же, напоминание не для злорадства, а для того, чтобы вы понимали, что если
детские недуги случаются в ваших семьях чаще, чем в других, нужно не
корить себя в родительской несостоятельности, а заручиться поддержкой
медиков и психологов.