Продолжаем изучение книги Е. П. Ильина «ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА»
Глава 1
Эмоциональное реагирование
1.4. Компоненты эмоционального реагирования
Звуковые и речевые средства экспрессии.
Как показали У.
Хеллс и др. (Hells et al., 1988), разные каналы обладают разной возможностью в
передаче информации об эмоциях: 45 % информации передается зрительными
сигналами и только 17,6% - слуховыми (рис. 1.4).
Кроме того,
некоторые исследователи отмечают, что у разных людей эмоции могут выражаться
через различные экспрессивные каналы. Л. М. Аболин (1987) показал, что у спортсменов
и высококвалифицированных рабочих доминирующей эмоционально-выразительной
характеристикой является двигательный канал (направленность движений, их
скорость, темп, амплитуда, слитность). У студентов во время лекций и
практических занятий этот канал тоже является ведущим. Однако при волнении во
время сдачи экзаменов и зачетов ведущими становятся речевой и мимический каналы
(рис. 1.4).
А. Е. Ольшанникова
(1977) также отмечает, что различия между людьми могут наблюдаться и в пределах
одного канала экспрессии. Так, при наличии в качестве ведущего канала речи для
одного человека основным и типичным является интонационное разнообразие и
обилие речевых реакций, а для другого человека - быстрый темп речи и повышенная
громкость голоса.
П. Экман и У. Фризен
(Ekman, Friesen, 1969) разработали концепцию «невербальной утечки информации».
Ими были проранжированы части тела в отношении их способности передачи
информации об эмоциях человека. Эта способность определяется ими на основании
трех параметров: среднее время передачи; количество невербальных паттернов,
которые могут быть представлены данной частью тела; степень доступности для
наблюдений за данной частью тела, «представленность другому». С учетом этих
критериев самым информативным является лицо человека: лицевые мышцы быстро
изменяются в соответствии с переживаниями человека, они могут создавать
значительное число выразительных паттернов; лицо является видимой частью тела.
Движения ног и ступней занимают в ранжированном ряду последнее место, так как
они не отличаются особой подвижностью, имеют ограниченное число движений и
часто скрыты от наблюдателя.
Однако парадокс
заключается в том, что именно по движению ног в ряде случаев можно узнать о
переживаемых эмоциях больше, чем по лицу. Зная способность лица выдавать
переживаемые эмоции, люди чаще всего обращают внимание на произвольное
контролирование своей мимики и не обращают внимания на движения своих ног.
Поэтому «утечка информации» об эмоции чаще всего происходит благодаря трудно
контролируемым движениям других частей тела. Например, смущение в исполнении
Чарли Чаплина - это в большей степени пантомимика, чем мимика.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2018 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.