Сегодня объясняла Майе, что такое проекция. Не используя это слово.
– Представь себе, что мама с дочкой пришли в кафе.
Маме нужно отойти, она уходит. И просит дочку подождать. Дочка ждет, но
ей кажется, что прошло уже много времени, и начинает беспокоиться.
Что она думает? Что чувствует? А почему мама долго не приходит? Что думает и чувствует мама?
Майя изложила свою версию – подробно, со всеми чувствами,
предположениями. Я слушала. К слову, в ее рассказе не было фантазии
покидания, и это меня ошеломило.
Покидание – вот что, в первую очередь, приходит в голову почти всем, кого я знаю...
Майя не предполагает, что ее покинут! Поэтому не было в ее рассказе ни
тревоги, ни вины. Было что-то про забывчивость мамы, и что-то про злость
ребенка. И все. Все! (Аллилуя, мой ребенок не напуган покиданием, я
счастлива. Но сейчас не об этом).
– Как ты думаешь, о ком ты все это рассказала?
Майя с изумлением смотрит на меня. Пока еще не улавливает.
– Хочешь, я расскажу тебе, что подумала бы я?
Она выслушивает мою фантазию, и до нее "доходит".
– Ты рассказывала о себе?
– Да. Как и ты – о себе. Когда мы фантазируем о том, что происходит с
другим человеком, мы представляем себя на его месте. Мы почти всегда,
интерпретируя действия другого человека, говорим о себе.
А как мы можем узнать, что же происходило с ним на самом деле?
– Мы можем... спросить?
***
Все, что не проговорено между людьми, а именно: обиды, страхи, вина и
другие чувства, все нужды, которые не признали, все ожидания – все, все,
что не озвучено, остается в Тени. А вместо них рождается Фантазия.
Фантазия о том, что Другой хочет, что ему надо, как именно он
переживает, и переживает ли вообще. Эта фантазия – и есть проекция,
содержание того, что внутри.То, что внутри, приписывается Другому.
Чем меньше люди разговаривают о внутреннем, о том, что происходит между
ними, тем больше они фантазируют друг о друге. Иногда проекция занимает
все пространство отношений. Вплоть до того, что Другому там просто не
остается места.
Мы можем проецировать себя и свои нужды, родителя, и интерпретацию его поступков, и бог весть еще что.
Для того, чтобы быть в отношениях с реальными людьми, нужно с ними
разговаривать, спрашивать, слышать, учитывать сказанное как нечто
значимое, встраивать услышанное в канву отношений.
***
– Он мне пишет так мало. Так мало, что мне не хватает. Я жду его
посланий, жду его внимания, но он как будто забывает обо мне. Иногда я
начинаю думать, что не нужна ему вовсе.
– А ты говорила с ним, что тебе нужно больше быть с ним на связи?
Спросила его – что его занимает, пока вы не видитесь? Ты допускаешь, что
у него может быть своя жизнь?
– Нет. Я боюсь говорить с ним. Я боюсь, что он испугается того, что я нему так привязана.
***
– Вероника, я попробовала (сказать о том, что мне не нравится), и на мое удивление… меня услышали!
Мой мужчина включился в диалог, мы объяснились… Боже мой, все мои фантазии были вообще не о нем!
И с подругой мы наконец-то проговорили сложные моменты. Было очень
непросто, но мы не разругались! Это магия какая-то. Почему я раньше
подавляла себя, боялась высказаться? Мне казалось, что если я начну
говорить, проявляться, меня покинут.
– Моя мама была уверена в том, что она – прекрасная мать.
Я долго не могла понять, в чем дело. Детство было самой ужасной порой в
моей жизни. Меня, моих нужд и желаний как будто не существовало. Но о
ком же она заботилась (и, надо сказать, много заботилась)?
Мама много давала… но не мне. Занималась чем-то, что было интересно ей,
но не мной. Однако ей казалось, что она столько всего мне отдает! Но
почему-то я не могла говорить о том, что мне нужно, это пресекалось
жесточайшим образом. Почему-то мне приходилось скрываться, врать, жить
двойной жизнью.
Бессмысленность, депрессия и желание покончить с этой жизнью – вот что я
вынесла из наших отношений. Почему? Почему не благодарность и ценность
ее вклада?
Видимо, потому что мама заботилась о своей фантазии обо мне, в то время как меня – отдельной и живой – для нее никогда не было.
***
Если кто-то не хочет замечать, разговаривать и слышать Другого, все
пространство отношений займет мертвая картинка, проекция, и ничего
живого от настоящих людей, не останется.