10 ПРИНЦИПОВ ПРОЦВЕТАНИЯ. СОВЕТЫ САМОГО ДОРОГОГО КОУЧА ВЕЛИКОБРИТАНИИ
В
Великобритании с недавних пор очень модны бизнес-коучи (смесь
бизнес-тренера и психотерапевта). Коуч Слоан Шеридан-Уильямс в Лондоне
одна из самых востребованных. Она - выпускница Оксфордского университета
и Королевского колледжа в Лондоне, юрист, врач-гипнолог, психотерапевт,
психолог. Среди её клиентов - топ-бизнесмены и политики со всего мира.
Итак, десять (вполне бодрящих) принципов процветания от самого дорогого коуча Британии - Слоан Шеридан-Уильямс:
1. СТАВЬТЕ СЕБЕ КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ, НО СОХРАНЯЙТЕ ГИБКОСТЬ
Мечтать
очень важно и нужно. Но ещё важнее - быть внутренне гибкими. Не
цепляйтесь за свои цели. Потому что жизнь - сложнее. Да, важно помнить
детские мечты, но насколько они актуальны для вас сегодня? Стали бы вы
вообще сейчас слушать советы от себя 10-летней? Допустим, вы давно
мечтаете о богатстве. Честно спросите себя: а почему я этого хочу? Какую
скрытую потребность при этом буду пытаться удовлетворить - стремление к
безопасности, уверенности в завтрашнем дне? Или вы хотите усилить
ощущение собственной значимости? С последним советую быть поосторожнее.
Когда
к достижению цели прикрепляется ваше Эго и включается гордыня, процесс
часто становится неконструктивным. Вы начнёте тратить большое количество
энергии и, возможно, потеряете ориентиры. А если и добьетесь своего,
скорее всего, испытаете разочарование. Ещё я всегда спрашиваю у
клиентов, когда мы анализируем их цели, что ими на самом деле движет:
стремление к удовольствию или попытка убежать от боли и что-то
компенсировать? Нужно работать над тем, чтобы за желанием чего-то
достичь всегда стояла мощная позитивная эмоция, а не побег от боли. Если
есть драйв со знаком плюс, он будет вас подпитывать.
2. СТРЕМИТЕСЬ НЕ К СЧАСТЬЮ, А К ГАРМОНИИ
Что
такое счастье? Эмоциональный всплеск, который, как правило, долго не
длится. Наш мозг и тело чисто физиологически не способны перманентно
находиться в состоянии так называемого счастья, это крайне
энергозатратно. В английском языке есть другое понятие - contentment
(состояние удовлетворенности, гармонии, лёгкости, от content -
«довольный»). Я призываю клиентов в первую очередь стремиться именно к
этому. Это более спокойное, умиротворенное, приземленное состояние.
Пребывать в нём постоянно - вполне реально. Потому что жизнь - она
всегда многогранна.
На работе может быть все супер, а дома
сложился не лучший период. Но при этом ничто не мешает вам жить с
ощущением удовлетворенности - доверяя миру и собственной интуиции и
стараясь как можно чаще благодарить вселенную за то, что у вас есть.
3. ХОТИТЕ ЖИТЬ ДОЛГО - УЧИТЕСЬ ДОГОВАРИВАТЬСЯ СО СВОИМ ЭГО
За
почти двадцать лет практики мне довелось консультировать тысячи
человек. По моим наблюдениям, люди, которые живут долго и при этом
достигают успеха, владеют рядом психологических навыков, привычек и
принципов. Перечислю самые важные.
Такие люди стараются ничего
не принимать близко к сердцу. Не относятся к жизни и к себе слишком
серьезно. Они способны абстрагироваться от негатива и справляться со
стрессом. Ещё они хорошо умеют общаться. В частности - доносить до
окружающих свои мысли, потребности, претензии. Поэтому они редко
обижаются, так как стараются прояснять ситуации и ставить точки над i.
Ещё
они имеют веру. Не в смысле религиозности, нет. Просто многие успешные
люди идут по жизни с ощущением, что они не одни, а являются частью
чего-то большего, чем они сами.
И ещё такие люди предпочитают не
быть жертвами обстоятельств, а брать на себя ответственность. Ну и,
разумеется, важен ваш образ жизни, в первую очередь - питание. Чем
больше в рационе продуктов, содержащих антиоксиданты (их очень много,
например, в зелёном чае - у нас в Англии сейчас все помешаны на чае
маття, или матча), а также отщелачивающих (это почти все виды овощей,
злаки), - тем лучше.
4. РАЗБЕРИТЕСЬ СО СВОИМИ УСТАНОВКАМИ
На
коучинг-сессиях я всегда стараюсь как можно скорее докопаться до сути
проблемы, точнее - до эмоции, которая вас блокирует. Часто это не одна, а
несколько эмоций, которые, как правило, и лежат в основе ваших
подсознательных установок, со временем превращающихся в жизненные
программы. Страхи и прочие негативные эмоции блокируют энергию, которая
нужна для изменений, для движения вперёд.
Например, мне говорят:
«Я боюсь перемен». Но это, так сказать, упаковка, а не сама проблема.
Поэтому я снова начинаю задавать вам вопросы. Чего вы на самом деле
боитесь? Если, например, вы цепляетесь за стабильность, то что самое
страшное, что может с вами случиться, если вы её потеряете? Одиночество,
состояние пустоты?
Ещё имеет смысл разобраться с установками,
лежащими в основе ваших представлений о себе и мире. Например, есть
очень распространенная установка - «успех мне не светит». Для начала
выясним, что успех и успешность значат лично для вас. Чего вы на самом
деле хотите от жизни? Что для вас действительно важно? Если деньги, то,
опять же - что именно они для вас символизируют: средство достижения
комфорта или значимости, публичности, высокого социального статуса?
Насколько вы внутренне позволяете себе все это иметь? К слову, установки
нередко могут друг с другом конфликтовать.
Например, вы хотите
сделать успешную карьеру, уверены в своих способностях и в том, что мир
вам помогает. Но при этом в детстве вам внушили, что богатство -
аморально. Или что сочетать карьеру и семью - неправильно или
невозможно. В данном случае негативная установка всегда возьмет верх.
Боль и страх - более сильные и живучие эмоции, чем радость. Моя
рекомендация: почаще диагностируйте ваши установки и, если необходимо,
фильтруйте их, осознанно избавляясь или радикально переформулируя те,
которые вас ограничивают.
5. НАЙДИТЕ ПРОВОДНИКА
В
Великобритании сейчас очень модно обращаться к коучам. Именно к коучам, а
не психологам. Особенно востребованы велнес-консультанты и так
называемые разработчики стратегии успеха. Ещё в моде бизнес-тренеры,
которые учат производить впечатление, нарабатывать харизму, влиять на
окружающих.
Как бы то ни было, я убеждена: для роста -
личностного, профессионального - нужен проводник. Необязательно коуч или
гуру - это может быть любой человек, которому вы полностью доверяете. И
который поможет вам объективно взглянуть на себя со стороны и наметить
пути к изменениям. В одиночку и за один присест (мой базовый курс,
например, состоит из шести двухчасовых консультаций) такую работу
проделать очень сложно. Я понимаю, что во многих культурах обращаться к
специалистам такого рода не принято. У меня много клиентов в Дубае, но
большинство из них либо держат в секрете, что наняли себе коуча, либо
тайно приезжают на консультацию в Лондон.
6. НА СОБЕСЕДОВАНИИ БУДЬТЕ АУТЕНТИЧНЫ
Ведите
себя естественно. Не врите (рекрутеры хитрые, они такие вещи мгновенно
просекают). Важно, чтобы у работодателя возникло впечатление, что вы
знаете, чего хотите. Но при этом важно дать этим людям понять, что вы,
если нужно, сможете быть гибкой и способны адаптироваться к новым
условиям. Ведите себя уверенно, но ни в коем случае не высокомерно. Не
бойтесь задавать вопросы.
Собеседование - не односторонний
процесс. Вы в такой же степени интервьюируете работодателя, в какой он -
вас. Ваша цель - собрать как можно больше информации о потенциальном
рабочем месте. Особенно - касательно тех моментов, которые для вас
фундаментально важны (я их называю deal-breakers: для кого-то это гибкий
график, для кого-то - комфортное рабочее место и т.д.). Многие этого не
делают, потому что заранее боятся отказа. К тому же, если вы задаёте
много вопросов, это показывает вашу заинтересованность и способность
работать в команде. Плюс разряжается обстановка - допрос превращается в
более-менее дружескую беседу.
7. НАЙМИТЕ ВИРТУАЛЬНОГО АССИСТЕНТА
Соцсети
- это бизнес. И относиться к ним стоит рационально и прагматично.
Известно, что до 70% фолловеров таких celebrity, как Обама, Леди Гага и
других, - это фейк. Их либо купили, либо это вообще поддельные аккаунты.
Профессионально вести соцсети, особенно если речь идет сразу о
нескольких, - это полноценная работа. И если вы считаете, что заметное
присутствие в этих ресурсах вам полезно для карьеры, для
самопродвижения, это дело лучше отдать на аутсорсинг.
Наймите
виртуального ассистента, который будет вести ваши аккаунты. Стоит это,
кстати, недорого (в Великобритании - примерно 5-10 долларов в час),
причём этот виртуальный ассистент может быть фрилансером и находиться
хоть на другом конце света. Я, например, веду Instagram сама, а вот за
Facebook и особенно Twitter, который мне нужен для бизнеса, конечно,
отвечают специально нанятые люди, которые знают все технические нюансы -
когда и что надо твитнуть. (Правда, большинство клиентов по-прежнему
находят меня через сарафанное радио.)
В любом случае такой
аутсорсинг позволяет сэкономить и деньги, и ваше время. Точно так же
можно нанять на базе фриланса личного пиарщика, бухгалтера, программиста
- все эти услуги сейчас не так уж дороги.
8. СОРЕВНУЙТЕСЬ ТОЛЬКО С СОБОЙ
Конкуренция
- вещь естественная, но часто непродуктивная. Когда мы кому-то завидуем
или пытаемся соревноваться, мы, как правило, взаимодействуем не с
реальным человеком, а с его проекцией в нашем представлении. Которая
чаще всего крайне субъективна и далека от истины. Особенно если мы
завидуем кому-то в соцсетях. А соревнуясь с собой, мы всегда
гарантированно двигаемся вперед.
Советую определить и
сформулировать для себя три ваши сильные стороны, которые окружающие
должны непременно заметить и запомнить после встречи с вами - личной или
виртуальной. Лучше, чтобы это было что-то, чем вы действительно уже
обладаете, что не нужно создавать искусственно. Например: креативность,
коммуникабельность и харизма. Пусть они станут вашими главными козырями -
используйте их на собеседовании, в соцсетях и т.д. Например, вы хотите
производить впечатление креативного человека, у которого всегда масса
идей (даже если эго не ваши собственные идеи). Публикуйте на ваших
интернет-страничках то, что вас вдохновляет: цитаты-мотиваторы,
интересные статьи, дизайн-идеи и т. п.
9. ВИЗУАЛИЗИРУЙТЕ СВОЁ СЧАСТЬЕ
Такая
техника работает - это давно доказано. Чем чаще вы входите в состояние,
как будто то, о чём вы мечтаете, у вас уже есть, тем выше шансы, что
это у вас действительно будет. Помочь могут всевозможные символы,
визуальные образы, талисманы, с которыми у вас ассоциируется то, к чему
вы стремитесь. Это чистая физиология - такие штуки воздействуют на
ретикулярную активирующую систему. Это самый древний, рептильный отдел
мозга, связанный с органами чувств, - он отвечает за нашу способность
сфокусироваться на цели.
Что бы я, например, сделала, если бы
мечтала получить более высокую должность? Заказала бы профессиональную
фотосъёмку, где предстала бы в новом, более выигрышном образе, распрямив
плечи и с улыбкой победительницы. (Для этого случая я бы непременно
сходила на шопинг и сделала макияж и укладку.) Один из моих клиентов -
банкир, мечтающий прославиться, - купил себе копию статуэтки «Оскара». В
этом смысле мудборды тоже очень хорошо работают. А если эти штуки
вызывают у вас внутреннее сопротивление, нелишне разобраться - почему.
Возможно, виноваты всё те же ограничивающие установки.
10. НЕ СЛУШАЙТЕ КАРЬЕРНЫХ ЭКСПЕРТОВ
Слушайте
в первую очередь себя. Например, есть мнение, что каждые пять лет имеет
смысл менять работу. Но всё очень индивидуально! Каждая ситуация -
уникальна. Если вы чувствуете, что востребованы, если у вас сохраняется
вдохновение и то, что вы делаете, приносит удовлетворение, зачем уходить
с такой работы? Но и тут не помешает честный разговор с самой собой.
Ответьте
на вопросы: если бы я была рекругером, наняла бы себя на мою текущую
позицию? Приношу ли я на ней реальную пользу? Стагнирую или по-прежнему
развиваюсь? Решая остаться на нынешней работе, какой компромисс с самой
собой я, возможно, заключаю? Какие есть опции на рынке? Что можно
сделать, чтобы повысить мою квалификацию? И если я боюсь перемен, то
почему? Знайте, что перемены неизбежны. Всё в жизни находится в
постоянном изменении.