Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Сделка с собой , или хочу перемен Ответственность-теория и практика!


 88;2012-06-16 11:23
 

В предыдущем посте http://sdelkassoboi.com/nezakonchennye-dejstviya-i-otvetstvennost/#comment-6537 , я обещала продолжить тему  об ответственности, а для укрепления её, поделиться полезными упражнениями. И так, немного об ответственности за собственную жизнь.

Ещё один распространённый  механизм ухода от ответственности- это чрезмерные объяснения и самооправдания. Удивляешься тому, как некоторые люди тратят всю жизнь на то, чтобы оправдываться, защищаться и объясняться.

Поступки-это лучшее доказательство, и стоят больше слов.  Пока мы не станем ответственными за то, что делаем на самом деле, а не за то, что нам кажется, будто мы делаем, мы будем жить в воображаемом мире, а не в том, что существует в действительности.

К несчастью, иногда случается так, что мы открываем в себе нечто такое, что предпочли бы не осознавать. Хотелось бы, вскользь затронуть тему, которая описана во многих современных источниках, но не многими понимается правильно. Например, проявления злобы, гнева, раздражения и других негативных эмоций, считается как минимум признаком невоспитанности, или не дай Бог о тебе плохо подумают, да и для здоровья вредно. Это не так. Для здоровья вредно подавлять в себе эти эмоции, а не выражать их  во вне. Если уж они появились, то лучше дать им волю. Может быстро закончиться тем, что вы потеряете способность что-либо чувствовать, а также испытывать положительные эмоции.

Есть отдельные рекомендации, в каких случаях отрицательные эмоции не должны появляться вообще, и неважно, что и как их провоцирует. Но это обширная область знаний,  требующая от человека желания научиться управлять своими эмоциями, и тренировок в соответствующем направлении. Сегодня не об этом.

Так какая связь между ответственностью и эмоциями?

Например, у меня могут быть качества, которые мне не нравятся. Если я исключу их из процесса осознания, то я ограничу целую область, которую мог бы осознать. Часто последствия этого простираются далеко за пределы границ осознания. Например, отказываясь понимать, что злость — это тоже часть меня самого, я, возможно, в такой степени буду останавливать себя в проявлениях злости, что окончательно потеряю способность выражать себя. Подобным образом те части меня, что я считаю запретными, могут сначала игнорироваться и со временем исчезнуть. Потеря одной из граней личности, приводит к снижению способности отвечать миру. И наоборот, взятие на себя ответственности за то, кто мы есть, ведет к великой способности дать миру ответ.

УПРАЖНЕНИЕ 1. ЧЕМ МНЕ НЕ НРАВЯТСЯ ДРУГИЕ.

Представьте себя беседующим с кем-то, кто вам очень не нравится.

Постарайтесь точно определить, что в нем и в его поведении вас отталкивает или раздражает.

Теперь как бы примерьте такое поведение на себя. Попробуйте проиграть эту роль в воображении или с партнером. Проверьте, легко ли вам (или насколько сложно) перенять такое поведение? Возможно, вы поймете, как вы используете этого человека в качестве зеркала для ваших собственных, не признанных вами качеств.

Очень легко обнаружить отрицательное в других, значительно труднее найти эти качества в себе. Раскрыть в себе «скрытые фрагменты личности» помогает осознание того, что именно мы не любим в других, и последующая проверка, не игнорируем ли мы похожие черты в себе.

И, другое упражнение, для людей менее уверенных в себе. В какой-то степени, оно позволить повысить собственную самооценку.

Возможно также, хотя и менее вероятно, что мы похожим образом скрываем качества, которые на самом деле нравятся нам, но о которых мы как бы не научены думать.

УПРАЖНЕНИЕ 2.

ЧЕМ Я МОГУ НРАВИТЬСЯ ДРУГИМ.

Представьте, что беседуете с восхитительным человеком. Постарайтесь точно определить, что в нем и в его поведении так вам нравится . А теперь поменяйтесь с ним местами, сыграйте его роль в воображении или с партнером. Проверьте, легко ли вам (или насколько сложно) перенять такое поведение. Так вы, возможно, поймете, в какой мере используете этого человека в качестве зеркала для ваших собственных, не признанных вами качеств.

В общепринятом смысле, ответственность обычно подразумевает некие моральные или этические императивы общества.

Если мы, на чей-то взгляд, ведем себя ответственно, это значит, что наше поведение отвечает его ожиданиям, независимо от того, учитываются ли при этом наши собственные потребности. В таком банальном понимании, быть ответственным, означает также соответствовать ожиданиям, которые чужды нашей собственной природе.  Иметь способность  ответить, обнадеживающе означает, что мы можем выбирать, как ответить.

С самого раннего детства у нас много потребностей, которые нужно удовлетворять, поскольку мы растем и развиваемся. Всё детство, мы полностью зависим от других, от тех, кто нам помогает. Но по мере того как мы «встаем на ноги», мы все больше берем ответственность за удовлетворение своих потребностей на себя.

Например, принято считать, что такие привычные аспекты жизни, как работа, семья, машина, жизненно необходимы для поддержания нашего существования. Они, конечно же, важны и приятны. Тем не менее, потеря одного или нескольких из них, совсем не означает конца жизни. Подобно этому, потеря важного для нас человека или, например, зрения может означать существенные изменения в жизни, но сама жизнь, так или иначе продолжается.

Если мы убедим себя в том, что наше выживание зависит от материальных вещей, то можем стать одержимы идеей их сохранения. Тогда идея сохранения статус-кво отбирает у нас огромное количество энергии, которую можно было бы значительно плодотворнее использовать для удовольствия и полноценного участия в ежедневной жизни. Чем больше мы обременяем себя материальными вещами, которые считаем необходимыми для нашего существования, тем больше мы теряем ощущение своей собственной свободы. И постепенно, это обладание становится для нас бременем, а не радостью. Мы теряем осознание собственной ответственности за свое существование и перестаем осознавать, что сами выбираем, чем обладать и что накапливать. Это может привести к ощущению беспомощности, зависимости от окружения, к ощущению себя в роли пассива в собственной жизни, а не её автора и руководителя.

Со многими мы связаны и поддерживаем хорошие отношения с помощью, отнюдь нематериальных вещей. Они столь же значимы и важны, как и материальные вещи, которыми мы обладаем. И возможно, сохраняя нечто, что мы считаем жизненно важным (например, одобрение старших), можно прийти к нелепым и ущербным ситуациям. Так, можно сбиться со своего пути, демонстрируя другим, насколько мы успешны в достижении того, чего от нас ожидают.

Временами, такое поведение может быть полезным и даже  благоразумным, но в конечном счете оно становится саморазрушающим, поскольку энергия и внимание, которые могли бы быть использованы для достижения некой цели, распыляются на поиски одобрения. Кроме того, если мы ведем себя так, чтобы всё время нравиться другим, можно заметить, что нам приходится постоянно себя контролировать,  сдерживать свое поведение и  свои потребности из страха, что кому-то где-то не понравится то, что мы делаем.

УПРАЖНЕНИЕ 3. МНЕ НУЖНО ЧЬЁ- ТО ОДОБРЕНИЕ?

Мысленно представьте себе человека, чьей похвалы, признания или любви вам не хватает. Поговорите с этим человеком в своем воображении и расскажите ему, какими способами вы иногда пытаетесь все это получить.

Теперь представьте, что произойдет, если этот человек вам откажет.

Какова цена этих бесконечных попыток заслужить одобрение?

Чем вы рискуете, не получив одобрения?

Стоит ли цена риска? Что делает вас более живым?

С Уважением,Татьяна Мамай

 http://sdelkassoboi.com

tatyana_mamai@mail.ru 

Автор рассылки Татьяна Мамай


В избранное