Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Сделка с собой , или хочу перемен Депрессия-начало 'перерождения'!


 43;2011-05-17 16:06
 

Поздравляю Всех своих читателей с Днём семьи!!! Каждый вкладывает в понятие “семьи” свой смысл, помимо основного, традиционного. Главная задача,на мой взгляд, всех членов семьи, в том, чтобы быть самодостаточными, свободными, счастливыми! И в тоже время, взаимно дополняли, помогали и поддерживали друг друга! Уважайте и любите друг друга!

Для некоторых людей, сегодняшний пост, как мне кажется,  будет как нельзя, кстати.

Я пишу о необходимости “перерождения”.

Главной причиной, заставляющей человека подумать о  помощи специалиста, является депрессия. Другими словами, процесс  развития – чаще всего начинается у этого человека раньше, чем он подумает о психотерапии, и именно симптомы этого процесса, толкают его к посторонней помощи.

Задача специалиста, таким образом, состоит в том, чтобы помочь человеку завершить процесс развития, который уже начался. Это совсем не значит, что такие люди осознают происходящее. Наоборот, чаще всего они жаждут только облегчения от симптомов депрессии, “чтобы все было как прежде”. Они не понимают, что “как прежде” уже невозможно.

Но их бессознательное – понимает. Как раз потому, что бессознательное обладает мудростью и уже постигло, что “все как прежде” невозвратимо и бесполезно, процесс развития и отречения от прошлого, начинается на подсознательном уровне, и субъективно переживается как депрессия. Скорее всего, человек говорит, что он понятия не имеет, откуда у него депрессия, или приписывает причину второстепенным факторам.

Поскольку у людей еще нет сознательной воли и готовности признать, что прежнее Я и “все как прежде” – анахронизмы, то не осознают они и того, что их депрессия – это сигнал о необходимости больших перемен, без которых не будет ни развития, ни успешной адаптации. Тот факт, что бессознательное идет на шаг впереди сознания, может показаться странным для читателей-непрофессионалов. Тем не менее- это так, и не только в данном случае; это всеобщий и важнейший принцип работы человеческой психики.

Недавно, модным, было выражение “возрастной кризис”. На самом деле существует не один, а много возрастных кризисов, критических этапов развития в жизни человека. Эрик Эриксон показал это тридцать лет назад: он выделил восемь кризисов; возможно, их даже больше. Сущность кризисов переходных, т. е. проблематичных и болезненных периодов жизненного цикла заключается в том, что, успешно преодолевая эти периоды, мы должны отрекаться от привычных понятий и взглядов, от прежних стереотипов поведения. Многие люди либо не хотят, либо не могут терпеть боль отречения от собственных пережитков, которые давно пора забыть.

Поэтому они цепляются, иногда до конца жизни, за свои старые взгляды и формы поведения, тем самым, лишая себя возможности справляться с любым кризисом, по-настоящему развиваться и испытывать радостное чувство нового рождения, сопутствующее, успешному переходу к новому этапу зрелости.

Я приведу простой список (по каждому пункту можно было бы написать целую книгу) важнейших условий, желаний и отношений, от которых необходимо своевременно отрекаться для того, чтобы жизнь развивалась успешно:

- раннее детство, когда ни на какие внешние требования можно не реагировать;

- фантазии о собственном всемогуществе;

- желание полного обладания (включая сексуальное) обоими или одним из родителей;

- детские зависимости;

-искаженные представления о родителях;

-всемогущество отроческого периода;

-”свобода” необязательности;

-подвижность и ловкость юности;

-сексуальная привлекательность и/или потенция молодости;

-фантазии о бессмертии;

-авторитет и власть над собственными детьми;

-различные формы временной власти;

-независимость физического здоровья;

-и, наконец, собственная личность, и сама жизнь.

Обращаясь к приведенному выше списку, многие могут заметить, что последнее требование – отречься от себя и от своей жизни – представляется определенной жестокостью со стороны Бога или судьбы, типа шутки, а поэтому никогда не может быть полностью принято.

Только в отречении от себя, человеческое существо и может обрести самую  продолжительную, самую глубокую и надежную радость от жизни. Процесс отречения от себя (тесно связанный с феноменом любви) для многих из нас является постепенным, длительным: мы входим в него неравномерно. Одна из форм временного отречения от себя, заслуживает специального упоминания, потому что ее практика абсолютно необходима взрослому человеку для эффективного обучения, а тем самым и для эффективного развития его души.

Я имею в виду разновидность дисциплины равновесия, которую я называю “операцией со скобками”. В сущности, эта операция представляет собой уравновешивание: с одной стороны, есть потребность в устойчивости и самоутверждении, а с другой стороны – потребность в новом знании и большем понимании. Средством такого уравновешивания является временное отречение от себя: нужно, образно говоря, вынести себя за скобки, отодвинуть себя в сторону, чтобы освободить место для внесения в скобки нового материала. Эту дисциплину хорошо описал теолог Сэм Кин в книге “К танцующему Богу”:

Второй шаг требует, чтобы я прошел через идиосинкратическое и эгоцентрическое восприятие непосредственного опыта. Полноценное осознание возможно только после того, как я подчинил себе и сбалансировал все остаточные пристрастия и предрассудки собственной истории. Осознание того, что предстает передо мною, состоит из двух усилий внимания: (1) заставить замолчать привычное и (2) пригласить войти странное. Каждый раз, когда я приближаюсь к незнакомому объекту, лицу или событию, я подвергаюсь искушению определить его через призму моих сегодняшних нужд, прошлого опыта и ожиданий на будущее. Если мне необходимо адекватно оценить уникальность новой информации, то я должен достаточно ясно осознать свои прежние предвзятые мнения и типичные эмоциональные искажения и на некоторое время вынести их за скобки, чтобы пригласить странность и новизну в мой перцептуальный мир. Эта дисциплина работы со скобками, уравновешивания, установления тишины требует тонкого и глубокого знания своей души, мужества и честности. Ибо без этой дисциплины каждый момент настоящего оказывается всего лишь повторением чего-то уже виденного или пережитого. Для того чтобы во мне возникла подлинная новизна, чтобы уникальное явление вещей, личностей или событий пустило во мне корни, я должен подвергнуть мое эго децентрализации. (Sam Keen, To a Dancing God, New York: Harper & Row, 1970, p. 28)

Дисциплина вынесения за скобки, является самым ярким примером эффективности отречения и дисциплины вообще: отрекаясь, мы выигрываем больше. Самодисциплина – это процесс самообогащения. Боль отречения – это боль смерти, но смерть старого, есть рождение нового. Боль смерти – это боль рождения, а боль рождения – это боль смерти. Развить новую и лучшую идею, понимание или теорию для нас означает, что старая идея, понимание или теория должны умереть.

Поскольку рождение и смерть представляются всего лишь двумя сторонами одной и той же монеты, то вполне разумным было бы уделить идеям о перевоплощении больше внимания, чем принято на Западе. Мы можем серьезно обсуждать или не обсуждать возможность некоего нового рождения, происходящего одновременно с нашей физической смертью, но, независимо от этого, совершенно очевидно, что эта жизнь представляет собой ряд одновременных смертей и рождений. “Всю свою жизнь человек должен учиться жить, – сказал Сенека две тысячи лет назад, – но, что еще более удивительно, всю свою жизнь человек должен учиться умирать”*.* Очевидно также, что чем дальше идет человек по жизненному пути, тем больше рождений он переживает. И тем больше смертей. Больше радости – и больше боли.

Здесь возникает вопрос: возможно ли вообще освободиться от эмоциональных страданий в этой жизни? Или, в более мягкой форме: возможно ли развиться духовно до такого уровня сознания, на котором жизненные страдания, хотя бы уменьшаются? На этот вопрос необходимо ответить и да, и нет.

Да – потому, что если страдание полностью принято, то в некотором смысле оно перестает быть страданием. Да – потому, что неустанная практика дисциплины ведет к мастерству, и духовно развитая личность является мастером – как взрослый человек по отношению к ребенку. То, что для ребенка составляет большую проблему и причиняет ему большую боль, может быть пустяком для взрослого. И наконец, да – потому что духовно развитая личность является, необычайно любящим существом, а необычайная любовь приносит с собой необычайную радость.

Ответ,  также и нет – потому, что в мире существует вакуум компетенции, и этот вакуум должен быть заполнен. В мире, исключительно, компетентная и любящая личность не может утаивать свою компетентность, как не может отказать в пище голодному ребенку. Духовно развитые люди, в силу своей дисциплины, мастерства и любви, являются чрезвычайно компетентными людьми и, как таковые, призваны служить миру. Как существа любящие, они отвечают на этот призыв. Поэтому они неизбежно становятся людьми большой силы, хотя мир обычно воспринимает их как людей обыкновенных, так как они используют свою силу спокойно или даже скрыто.

Но как бы то ни было, они ее используют, а это невозможно без больших, часто разрушительных страданий. Ведь использовать силу, означает принимать решения, а процесс принятия решений, с полным осознанием обычно оказывается бесконечно болезненнее, чем принятие решений с ограниченным или притупленным осознанием (последний способ применяется чаще всего, поэтому такие решения в конечном итоге оказываются неправильными).

Представьте себе двух генералов, каждому из которых предстоит решить, посылать ли в бой десятитысячную армию. Для одного из них армия – просто вещь, единица счета личного состава, стратегическое орудие и ничего больше. Для другого, армия означает то же самое, но он вдобавок помнит о каждой из десяти тысяч человеческих жизней и о жизнях десяти тысяч семей. Для кого из них решение окажется более легким? Конечно, для генерала с притупленным осознанием – именно потому, что он не выносит боли более глубокого и полного осознания. Возникает искушение воскликнуть: “Да никогда в жизни духовно развитый человек не станет генералом армии!” Но тогда то же самое можно сказать и о президенте корпорации, о враче, учителе, родителе. Всюду приходится принимать решения, влияющие на жизнь других людей. Лучшие из тех, кто принимает решения, – те, кто готовы больше других страдать из-за своих решений, но все же сохраняют способность принимать новые решения. Одной из мер – и, возможно, самой лучшей – для оценки величия человека является способность страдать.

И все же, великий означает также и радостный. Да, это парадокс. Буддисты как будто не знают о страданиях Будды; христиане забывают о радости Христа. Будда и Христос не были различными людьми. Муки Христа, идущего на крест, и радость Будды, идущего под дерево бо, суть одно и то же.

И последнее, что нужно сказать об уравновешивании и о ее сущности – отречении: для того чтобы от чего-то отречься, это что-то должно у вас быть. Нельзя отречься от того, чего вы никогда не имели. Если вы отрекаетесь от стремления к выигрышам, притом, что никогда не выигрывали, то остаетесь тем же, чем и были: аутсайдером. Вы должны выковать из себя личность, прежде чем отрекаться от нее. Вы должны развить свое эго, прежде чем вы его потеряете. Все это может звучать элементарно до банальности, но я считаю, что это нужно повторять, потому что знаю многих людей, у которых достаточно воображения, чтобы представлять себе эволюцию, но не хватает воли, чтобы ее осуществить.

Они хотят – и думают, что это возможно, – избежать дисциплины и найти легкий, кратчайший путь к счастью. Часто они пытаются достичь ее простой имитацией внешних атрибутов успешного- дома, квартиры, дорогие машины, святого – уходят в пустыню или изучают какие либо ремесло. Некоторые даже верят, что посредством такой имитации они уже превратились в святых или успешных, и не способны признать, что они все еще дети, и стоят перед  досадной необходимостью начать от начала и пройти середину.

Таким образом, чтобы все жизненные проблемы стали разрешимыми, нужно не уходить от боли, от проблем, а конструктивно их решать, не откладывая. Дисциплина – это система техник, и эти техники тесно взаимосвязаны. В одном действии или поступке, человек может использовать сразу две, три или даже все четыре техники, причем их всегда нетрудно отличить одну от другой. Силу, энергию и волю к применению этих техник дает любовь, о чем мы поговорим подробнее, в другой раз. Здесь уместно спросить, не являются ли такие процессы, как биологическая обратная связь, медитация, йога и сама психотерапия, техниками дисциплины? Это скорее технические вспомогательные средства, а не основные техники. И, как таковые, они могут быть  полезными – но не определяющими.

Если вы готовы к переменам, но не знаете как, если хотите «переродиться», всего за несколько месяцев, чтобы ощущать радости жизни  и многое другое, приглашаю пройти мои индивидуальные курсы. Ознакомиться с ними можно здесь:

http://sdelkassoboi.com/o-proekte/

С Уважением, Татьяна Мамай

 http://sdelkassoboi.com

tatyana_mamai@mail.ru 

Автор рассылки Татьяна Мамай


В избранное