Впервые
правительство Канады, тогда еще доминиона Великобритании, предприняло
попытки создать закон, регулирующий приток иммигрантов в страну, в 1869
году. Оно приняло Иммиграционный Акт, по которому вся ответственность
на привлечение и отбор иммигрантов ложилась на иммиграционных агентов.
Этот период относительной неразберихи длился с 1869 по 1896 год, когда
в Канаду приглашали в основном зажиточных фермеров, наемных работников
и домработниц из стран Западной Европы и США. Однако, в связи с
наплывом большого количества китайцев в годы строительства
трансконтинентальной железной дороги в 1885 году правительство Канады
приняло специальный акт, ограничивающий иммиграцию из Китая, положения
которого действовали до начала 60-х годов 20-го века.
Следующую
большую волну иммиграции связывают с именем министра внутренних дел
Канады Клиффордом Сифтоном, который занимал этот пост с 1896 по 1905
год. Его политика по отношению к иммиграции носила положительный
характер: за десять лет ежегодный приток иммигрантов увеличился с 16835
человек в 1896 году до 141464 человек в 1905 году. Всего же за 17 лет
до начала Первой Мировой Войны в Канаду переселилось около 3 миллионов
иммигрантов.
Тем не менее, такая либеральная
иммиграционная политика вызывала недовольство канадских англосаксов,
которые требовали от правительства более четких и строгих критериев
отбора для новых поселенцев. В результате в период 1905-25 годов
количество иммигрантов резко уменьшилось.
В
годы Великой Депрессии и восстановления экономики после нее (1930-1938
гг.) иммиграционные законы Канады были ужесточены: теперь в страну
принимались представители профессий, отличных от фермера только из
Великобритании и США и только при условии их полного самообеспечения до
получения работы. Такие суровые условия для вновь прибывших послужили
причиной резкого спада притока иммигрантов с 1 166 000 человек в
1921-31 гг. до 140 000 человек в 1931-41 гг. Так как суть ограничений
официально не объявлялась, многие иммигранты, по большей части
политические беженцы, попадали в ловушку - они порвали со своим домом,
но не были приняты ни в США, ни в Канаду.
И
все же некоторое количество беженцев просачивались в Канаду в период
Второй Мировой Войны и приживались на новой земле. Только в 1947 году
иммиграционный закон смягчили из-за острой нехватки рабочих рук в
стране. Канада также приняла и 40 тысяч венгров, которые бежали из
родной страны после событий 1956-57 гг. Хотя иммиграционная политика в
целом продолжала смягчаться, ее положения касались в основном желающих
иммигрировать из стран Содружества, США и Западной Европы и почти не
затрагивали жителей стран "третьего мира".
Новый
иммиграционный закон был принять в 1962 году. По нему наконец были
сняты расовые ограничения и впервые введены понятия спонсорства и
профессиональной иммиграции. В 1967 году была разработана объективная
балльная система определения квалификации и знания языка
профессионального иммигранта. Эти изменения существенно повлияли на
структурный состав канадской иммиграции. Если еще в 1966 году 87%
иммигрантов прибыли из Западной Европы, то в 1970 г. более половины
прибыли из таких стран, как Гонконг, Индия, Филиппины, Гаити.
Сегодняшняя
иммиграционная политика определена законом от 1976 года, в который
впоследствии, в частности, в 1993 году, были внесены значительные
поправки. Закон четко определяет иммиграционную политику Канады и
обязывает правительство регулировать эту политику в зависимости от нужд
государства в будущем. В законе впервые определен класс беженцев,
который отделен от класса иммигрантов. По Женевской конвенции о статусе
беженцев от 1951 года Канада приняла беженцев из Тибета, Уганды, Чили и
Индокитая - всего около 600 тысяч человек. Осенью 1993 года был создан
Департамент гражданства и иммиграции. Его функциями являются:
согласование иммиграционной политики с другими органами федеральной и провинциальной властей;
выработка пятилетнего плана;
определение ежегодных уровней и приоритетных классов иммигрантов;
определение десятилетней программы иммиграционной политики страны.