Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Позитивные сказки про Эффективных людей Живите лучше всех, Ваша Вика Спасская


ВО ЧТО ГОРАЗД СЫН БРОКЕРА И ОРТОДОНТА (по материалам Богачи.РУ) Хьюстон, 1973 год. обычный дом обычной американской семьи среднего класса. (Именно из этого дома несколькими днями ранее была отправлена заявка за подписью Майкла Делла о получении заочного полного среднего образования.) Звонок в дверь. Посетитель - почтенная дама, приехавшая в семью Деллов договориться с подателем заявки "мистером Майклом Деллом" о виде диплома, способах оплаты и прочих скучных взрослых подробностях. "Мистер Майкл Делл, оказавшийся, к безмерному удивлению дамы, восьмилетним мальчиком, спокойно и серьезно пытался ей объяснить, почему он желал бы пропустить старшие классы средней школы - важных дел в жизни, мол, и так хватает. Стремление "отбросить ненужное" и "заняться делом" с годами не иссякло. Майкл Делл, которому в 1998-м исполнилось всего 33 года, стал одним из самых богатых людей планеты. Основанная им корпорация Dell Computer владеет заводами по производству компьютеров, офисами, домами и прочей недвижимостью во многих уголках планеты. За истекший финансовый год продажи перевалили за порог 15 млрд. долл. Сам Делл - счастливый полноправный владелец состояния почти в 12 млрд. долл. Но кое-чего у него нет. У Делла нет диплома о высшем образовании. Да и зачем? Майкл Делл родился в день рождения Советской Армии - 23 февраля 1965 года. Впрочем, никакого отношения ни к России, ни к танкам семья будущего магната не имела. Что гораздо более удивительно в свете дальнейших событии - она не имела никакого отношения ни к компьютерам, ни к высоким технологиям вообще. Его родители даже не были предпринимателями. Отец, Александр Делл, работал ортодонтом - его заработки вкупе с доходом его жены Лоррейн, матери Майкла, работавшей брокером, позволили семье подняться к самой верхней границе среднего класса. Что дало родителям Майкла все основания полагать, что их модель жизненного пути - беспроигрышна, и посему они настойчиво советовали Майклу пойти по медицинской части. Странно, что Лоррейн разделяла мнение мужа - Майкл еще в детстве проявлял независимость мышления, упорство и предпринимательскую хватку. Так, несколько лет спустя после той самой истории с дипломом Майкла Делла посетила другая хорошая идея - торговать марками, размещая рекламные объявления в филателистических журналах. Заработал он ни много ни мало - 2 тыс. долл. (все четыре тысячи в нынешних ценах) и на первые трудовые немедленно приобрел свой первый ПК. И незамедлительно разобрал его на части, чтобы посмотреть, как он работает. Это был, наверно, единственный в жизни Делла компьютер, который он разобрал, а не собрал. Подросший Майкл, ученик старших классов, решил подзаработать, продавая подписку на городскую газету Houston Post (ныне покойную). К тому моменту он, видимо, уже вполне четко сформулировал свое жизненны кредо: "Не так важно, что ты продаешь, сколько то, как ты это делаешь". Он не стал ходить от двери к двери. Ему пришло в голову, что молодожены - идеальный объект для его прямого маркетинга. За свои деньги он нанял приятелей, которые доставали для него имена и адреса свежеобручившихся. Майкл заносил их в свой компьютер и посылал каждой паре персональное, а не типовое письмо, предлагая в качестве свадебного подарка бесплатную подписку на две недели. В этот раз Делл заработал уже 18тыс. долл. и купил ВМW (в это время европейские машины в США были большой редкостью). Продавец машин потерял дар речи, когда 17-летний паренек вытащил из кармана всю сумму наличными. На родителей, впрочем, все это не произвело должного впечатления. Университет и медицинская карьера - вот тебе и весь сказ! В следующем году Делл записался на биологический факультет Техасского государственного университета в городе Остине. Самая распоследняя техническая новинка - персональный компьютер IВМ - в то время стремительно входила в моду. Студенты жаждали приобщиться к миру высоких технологий, но дилеры драли за предмет культа сумасшедшие деньги. "Достаточно простая модель,- вспоминал позже Делл, - стоила около четырех тысяч долларов. За проданную машину дилер отправлял назад в IВМ 2500. И я подумал - за что же мы должны платить такие деньги дилеру, при этом не имея даже возможности заказать именно такую конфигурацию, которая нам нужна? Почему бы не продавать машины с фабрики прямо конечному пользователю?" Сказано - сделано. Жаждущий первооткрывателя рынок был прямо под рукой, и Майкл не стал медлить. Делл знал, что IBM требует с дилеров выполнять месячную норму по продажам ПК, часто превышающую то количество, которое они реально могли продать. Он также знал, что месяцами держать на складе готовую продукцию - удовольствие не из дешевых. Поэтому он стал закупать у дилеров складские излишки. В своей комнате в студенческом общежитии, превращенной в импровизированную мастерскую, он модифицировал готовые машины, присоединяя к ним дополнительные комплектующие (или, наоборот, что-то убирая), - запросы рынка были известны ему не понаслышке. После чего Майкл поместил в газетах рекламу, предлагая свои "оптимизированные под пользователя" компьютеры по цене на 15 процентов ниже розничной. Скоро он с успехом продавал компьютеры бизнесменам, частнопрактикующим врачам и юридическим фирмам. Багажник его роскошного автомобиля служил складом, а его комната в кампусе приобрела окончательно нежилой вид. Вот тут-то родители и начали беспокоиться. Отец советовал ему сначала получить степень, а затем уже заниматься бизнесом. Делл согласился. Но уже через месяц снова стал торговать компьютерами. Позже он скажет, что не мог упустить этот шанс. Ежемесячный объем продаж составлял теперь более 50 тыс. долл. Весной первокурсник Делл ошарашил родителей двумя заявлениями - что он по-прежнему занимается компьютерным бизнесом и, мало того, считает, что занятия в университете только этому препятствуют. Вернувшись в Остин, Делл рискнул всеми сбережениями и основал Dell Computer Согр. Это случилось 3 мая 1984 года. Ему было 19 лет. Делл арендовал однокомнатный офис и нанял своего первого работника, 28-летнего менеджера, который занимался финансами и администрированием. Реклама! Несомненно, компании нужна была реклама. Первый эскиз Dell Computer Делл сделал на пустой коробке из-под пиццы. Приятель скопировал его на бумагу и отнес в газету. Делл по-прежнему специализировался на прямом маркетинге ПК IВМ, к которым он добавлял те "навороты", что были модны среди пользователей на данный момент. Философия Dell уже сложилась: "Продай пользователю не то, что завалялось на складе, а то, что ему нужно. И дешевле, чем другие". Тем самым Делл если и не вычеркивал из производственного процесса понятие "склад", то переводил его из ключевой позиции на третьестепенную. По мере появления заказов Делл искал нужные запчасти для оборудования каждой данной машины. В результате за первый месяц работы продажи достигли 180 тыс. долл., за второй - уже 265 тыс. долл. Никто из китов не обратил внимания на революционность методов предпринимателя-самоучки. Маленькая отверточная компания делает компьютеры на заказ - что ж такого, при таких объемах и не надо никакого склада. Меж тем спустя год Dell уже продает 1000 ПК в месяц, нанимает все новых сотрудников - но части по-прежнему заказываются по мере необходимости, норма прибыли все растет. На американском рынке появилась новая модель эффективного построения производства. И дело было не только в "облегченном" складе и низкой цене - до этого додуматься не задача. Компания Делла была маленькой компанией и уже хотя бы, поэтому должна была любить пользователей сильнее, чем "киты" с миллиардными оборотами. Делл решил "разогреть" любовь к пользователю до необычайно для того времени высокого градуса - и более его не снижать. Во-первых, в отличие от других тогдашних производителей Делл давал своим покупателям гарантию возврата денег. Во-вторых, он, понимая, что компьютер не роскошь, а "средство передвижения", и поэтому в случае поломки (такое рано или поздно случается практически с каждым компьютером) пользователь жаждет немедленного сервиса. Поэтому на свои продукты Делл гарантировал мгновенный сервис на следующий день после поломки и внедрил круглосуточную бесплатную линию для пользователей, чтобы они смогли поговорить непосредственно с компьютерными специалистами. 90 процентов "поломок", по утверждению Делла, ликвидируются после пятиминутной телефонной консультации со знающим человеком. В тот день, когда Майкл Dell должен был бы закончить колледж, продажи его компании во всем мире выросли 70 млн. долл. в год. Делл перестал торговать компьютерами других производителей и стал "раскручивать" собственную марку. Сегодня Dell владеет дочерними предприятиями в двух десятках стран. Годовой оборот компании достиг 15 млрд. долл., а персональное состояние Делла, владеющего примерно 16 процентами акций, растет не по дням, а по часам (только за время подготовки этого материала оно выросло миллионов этак на пятьсот). Жизнь доказала Деллу, что соответствующий диплом - штука небесполезная. Делл оказался чрезмерно талантлив как предприниматель. Он "рос" так быстро, что "стукнулся головой о потолок", и довольно болезненно - а созданная им компания, не сцементированная опытными, дипломированными менеджерами, начала рассыпаться на главах под собственной тяжестью. Стоимость акций, подскочившая с 23 центов в 1990 году до 40 долларов в 1992-м, упала в несколько раз. Некоторое время (правда, недолго) Делл был просто в панике: "Каждый день, услышав плохое известие, я ожидал, что следующее будет еще хуже". Взяв себя в руки, Делл вспомнил, что он знает, и, во-первых, немедленно свернул продажи через магазины: "Наше дело - продавать дешевые и качественные компьютеры прямо в руки покупателю", а во-вторых, сманил несколько ведущих менеджеров у китов мировой компьютерной индустрии (Apple, Motorola, IBM, Tricord). После чего вышел к публике и заявил: "Мы собираемся не просто выжить в компьютерных войнах. Мы собираемся процветать". И ведь оказался прав.

В избранное