Эфир: Понедельник, Вторник, Среда, Четверг, Пятница после программы "Время"
Производство: ДИП ОРТ
Координаты: Москва, Королева 19, ДИП ОРТ, программа "Однако",
odnako@ortv.ru
Вот сегодня в Минске какие-то придурки кинули бомбу во двор российского посольства , а представители белорусской оппозиции заявили, что это связано с ростом антирусских настроений. Сегодня же в Минске объявлено о создании ЕврАЗЭС- экономического союза пяти государств СНГ. И это замечательно. Сегодня же объявлено, что Россия по итогам последним вышла аж на седьмое место по темпам промышленного роста среди стран СНГ. А лидирует устойчиво Украина, которая как раз в этот ЕврАЗЭС пока еще не вошла. Это при том, что цены на энергоносители шикарные, а у Украины этих энергоносителей нет, кроме ворованных. Я это к чему- к тому, что гранату кинули именно придурки , при таких обстоятельствах гранаты кидать излишне. И так сойдет.
Сегодня же президент на ту же тему встречался с дельфинами российского бизнеса. Это раньше они акулами-то были- а теперь они полезные дельфины. Дельфины обсуждали с президентом конкретные вопросы крайне конструктивно и получили крайне конструктивные ответы, естественно. Вопросов этих - основных - два . Первый -это налоги, в первую очередь- налогообложение сырьевых компаний. Государство справедливо полагает, что оно не может выполнить своих обязательств, лишившись сырьевой ренты.
Накануне встречи газета "Время новостей" предположила, что главной станет "сырьевая" часть беседы, которая бюрократическим языком сформулирована так: "о повышении эффективности работы сырьевого комплекса страны". Один из приглашенных на встречу пояснил, - пишет газета, - "нам попросту скажут о повышении налогов в ТЭК и посоветуют расслабиться на эту тему".
Уже после встречи глава нефтяной компании "Юкос" Михаил |Ходорковский заявил: "Мы согласовали крайне важный для нас вопрос о том, что будет установлен стабильный и понятный предельный уровень налогообложения вне зависимости от структуры, от типов платежей".
Нефтяники, видите ли, хотят инвестировать свои сверхприбыли. И им нужен устойчивый налоговый режим. Ну, вот - вроде как и договорились. Правда, непонятно, как будут скрещивать ежа с ужом - поправки к Налоговому кодексу уже в Думе, однако обещали скрестить.
Вторая наша проблема - по сути, самая главная. Это отток капитала. Вывозят, мерзавцы, не нравится им, видите ли, наш инвестиционный климат, и при этом нагло требуют валютной либерализации.
ПОТАНИН: "Для того чтобы бегство капитала остановить, надо разрешить вывоз капитала. Капитал боится, когда он ограничен в движении и уходит из тех стран. Которые такого режима не предоставляют. К сожалению, это концептуальное понимание не встречает понимания на уровне правительства, Центробанка".
Президент поддержал дельфинов бизнеса, но при этом проявил понимание позиций правительства и Центробанка, сказав, что все надо сделать так, чтобы не нанести ущерба. Понимание позиции Центробанка проявим и мы. Если вы портите инвестиционный климат, то надо держать дверь закрытой, чтобы клиент не убежал. Если в гостиной лупят ребенка, то действительно стоит последить за дверью, иначе он удерет на улицу. А потом начнут кричать - вот, это ты открыл дверь, это все из-за тебя, во всем Центробанк виноват. Есть, правда, другая концепция. Перестать лупить ребенка, и тогда можно не запирать дверь. Однако это неприемлемо с фискальной точки зрения - откуда же тогда брать доходы?
На самом деле есть разница между позицией бизнеса и позицией государства - нормальная разница интересов. И есть другое наше, отечественное различие - капитал видит свой интерес в целом и принимает одно решение, исходя из всей суммы обстоятельств. Инвестировать или бежать. Государство наше видит перечень отдельных задач, и конкретные дяди занимаются конкретной задачей. При этом любое продвижение по одному направлению является залогом провала в другом. Идя по пути мичуринских опытов в экономике, мы обязательно будем отставать от Украины, потому что мы слишком богатая страна, чтобы думать. Во всяком случае, на уровне правительства. Куда ж тут думать - трясти надо! Так вот - сырьевые корпорации не надо трясти. Или точнее - их надо трясти только за голый чистый вывоз сырья, и снижать налоги за инвестиции. Чем глубже инвестиции внутри страны, тем меньше налог. Налог вы все равно соберете, если капитал из страны не уйдет.
Короче, наша огромная сырьевая рента должна служить стране. В чем разница? Тупой вариант - собирать все в бюджет. Нормальный - оставлять все в экономике.
На днях американский президент в нескольких выступлениях очень ясно обозначил логику своей позиции по пресловутой ПРО.
Резюме первомайского выступления Джорджа Буша: Мир сейчас кардинальным образом отличается от того, который был 30 лет назад, когда заключался Договор по ПРО. Тогда в основе стратегической стабильности лежала предпосылка о том, что попытка применения ядерного оружия одной из сторон приведет к гибели обеих наций. Договор по ПРО создал ситуацию, когда обе стороны оказались открыты и уязвимы перед ядерной атакой. Сегодня ситуация изменилась. Наибольшая угроза исходит теперь не от тысяч советских боеголовок, а от небольшого количества ракет, имеющихся в распоряжении государств, для которых "террор и шантаж являются образом жизни". Не угроза ядерного возмездия обеспечит мир. Мир обеспечит защита от небольшого числа ракет. Ограничения на ПРО должны остаться в прошлом.
Что прямо вытекает из этой позиции? Что Россия не опасна, несмотря на весь свой нынешний потенциал, во всяком случае, в перспективе. И вообще никто не опасен, потому что никто не сможет американцев догнать. Паритет ядерный по сути невозможен - ну, не сейчас, так в ближайшей перспективе. Кстати, что надо сказать - никакая самая амбициозная американская ПРО российский потенциал в ближайшие пять-семь лет не обесценит. Если мы через это время планируем оставаться на задворках, то тогда предмет для дискуссии вообще отсутствует. В чем вообще смысл этого Договора по ПРО 72-го года? Договор этот не очень четкий, не очень грамотный, но, тем не менее, его политическое значение сейчас еще больше, чем тогда. Этот Договор стал священной коровой международного права. Его смерть - это не столько удар по нашему ядерному потенциалу - это вообще другой вопрос- это прецедент, удар по всему существующему мировому порядку.
Игорь ИВАНОВ: "Но важно, чтобы все четко понимали, в случае, если договор по ПРО утратит свою юридическую силу, наступят последствия, предсказать которые не может буквально никто. Нельзя из стены вынуть кирпич и рассчитывать на то, что вся остальная кладка останется на месте. Естественно, посыпется все".
В том-то и дело, что это и заказывали. Буш очень четко объяснил - Соединенные Штаты не устраивает сложившийся мировой порядок. Нет реалий тех, нет паритета - и они приняли решение его добить. Не Россию добить - чихали они на Россию. Договор по ПРО сейчас пробный шар - мы не готовы сейчас новый мировой порядок создавать. Но нас хотят видеть в виде статистов при "разборе" нового мирового порядка. Связать нас некими правилами, из которых потом нам не выбраться.
Что радует - это видимые признаки понимания всего этого нашим политическим руководством. Ведь что собой представлял до сих пор весь процесс разоружения? Это был торг с единственной целью сохранить паритет или видимость паритета. Мы постоянно шли на качественные уступки ради внешних количественных показателей. То есть американцы соглашались понижать уровни за счет наших уступок во всех тех областях, где у нас были явные преимущества. Это очень выгодный путь - сохраняется видимость величия, однако это путь в никуда. То есть если бы мы испытывали небольшие временные трудности, все это было бы оправданно.
В аналитическом бюллетене Центра АСТ "Экспорт вооружений" утверждается: "установившаяся логика разменов по СНВ загоняет нас в тупик, так как мы не в состоянии платить за паритет. Иметь те же цифры , что у США мы можем только через договоры. Однако платить за это придется качеством, "свободой рук". Отказ от паритета - сложная политическая задача. России придется выработать ядерную политику, которая бы учитывала диспаритет и одновременно обеспечивала достоверность российского ядерного сдерживания".
То есть лучше не получить никаких уступок, но и не брать на себя никаких обязательств. Иметь свободу рук. Не можем сохранить паритет, зато своим меньшим арсеналом будем распоряжаться сами, без американского контроля и по тому варианту развития, который нам наиболее выгоден. Хотят разорвать Договор по ПРО - пускай. Но без нас. Это, кстати, как в айкидо - мы можем использовать неуемную американскую энергию, чтобы их руками поломать все, что они у нас вытянули и выбили за все последние пятнадцать лет. Это шанс для будущей России. Однако если в политике есть воля этот шанс осуществить, то в экономической политике такой воли нет. А если ее не обнаружится, тогда все насмарку, и гранату в посольство никто не кинет, потому что незачем.
Однако время. До свидания.
(c) 1996-2000, OPT
127000, Россия, Москва, Академика Королева ул., д.19, ДИП, служба Web-ресурсов
Комментарии и отзывы по дизайну присылайте Web-мастеру ОРТ
Ирине Бржевской
Воспроизведение материалов или их частей запрещено без согласования с Контент-мастером ОРТ
Дмитрием Воробьевым
При использовании материалов необходима ссылка на Общественное Российское телевидение как источник информации
и линк на главную страницу официального сайта ОРТ
(http://www.ortv.ru)