Захватывающий мир путешествий. Страны, города, экзотика - Собор Св. Вита в Праге
Здравствуйте, уважаемый подписчик!
Как видите, название нашей рассылки теперь будет другим. Соответственно, увеличится и количество новых интересных материалов о путешествиях и мировых достопримечательностях. Постараемся, чтобы Вы были довольны.
Собор Святого Вита - католический собор в Праге, резиденция Пражского
архиепископа. Полное название собора – Собор Святого Вита, Святого Вацлава и Святого Адальберта. Он расположен на территории Пражского Града, здесь находятся усыпальницы многих королей Богемии. Этот собор являет собой превосходный образец Готической архитектуры и является самой большой и самой важной церковью в стране.
Первая церковь, построенная на месте сегодняшнего собора, также посвященная Св. Виту, была ротондой в раннем романском стиле, основанной богемским воеводой Вацлавом в
925 году. Этот святой покровитель был выбран потому, что Вацлав получил от императора Генриха I священную реликвию - руку Св. Вита. Возможно также, что Вацлав, желая более легко обратить своих подданных в христианство, выбрал святого, имя которого очень похоже на имя славянского солнечного божества Свентовита. Две религиозных конфессии, растущая христианская и уменьшающаяся языческая, одновременно сосуществовали в Пражском Граде,
по крайней мере, до 11-го столетия.
В 1060 году, с основанием Пражской епархии, князь Спытинев II начал строительство более просторной церкви, так как стало очевидно, что существующая ротонда была слишком мала, чтобы вместить всех верующих. Вскоре на этом месте была построена гораздо более вместительная и представительная романская базилика. Хотя проект полностью не восстановлен, большинство экспертов считают, что это была базилика из трех приделов с боковыми крыльями, двумя хорами и парой башен,
соединенных с западным трансептом. Проект собора тяготеет к романской архитектуре Священной Римской империи, в особенности к церкви аббатства в Хильдесхайме и Шпейерскому собору. Южная апсида ротонды была включена в восточный трансепт новой церкви, поскольку там находится могила Св. Вацлава, который до наших дней является святым покровителем чешских князей. Особняк епископа был также построен к югу от новой церкви, и был значительно
увеличен и расширен в середине 12-го столетия.
Современный собор в готическом стиле был основан 21-ого ноября 1344 года, когда Пражская епархия была преобразована в архиепископство. Его заказчиками были капитул собора (во главе
с деканом), архиепископ Арност Пардубицкий, и прежде всего Карл IV, король Богемии, ставший впоследствии императором Священной римской империи. Новый собор предназначался стать церковью для коронаций, фамильной усыпальницей, сокровищницей самых драгоценных реликвий королевства, и последним местом отдыха при паломничестве к святому покровителю Вацлаву. Первым прорабом был француз Матиас Аррасский, выписанный из папского дворца
в Авиньоне. Матиас разработал полный проект в основном в соответствии с канонами французского готического стиля: базилика с тремя нефами, аркбутанами, короткий трансепт, пятиярусный хор и десятиугольная апсида с галереей и расходящиеся лучами часовни. Однако при его жизни были построены только самые восточные части хора: аркады и галереи. Стройная вертикаль позднего французского готического стиля и четкое, почти строгое следование пропорциям отличают его работу сегодня.
После смерти Матиаса в 1352
году, строительство собора возглавил новый прораб. Им стал Петер Парлер, в то время только 23 лет отроду, сын швабского архитектора. Вначале Парлер работал строго в соответствии с проектом, разработанным его предшественником, строя ризницу на северной стороне хора и часовни на юге. Как только он закончил все, что оставил незаконченным Матиас, Парлер продолжил работу согласно своим собственным идеям. Смелый и инновационный проект Парлера вылился в новый уникальный синтез элементов готического стиля в архитектуре.
Это лучше всего представлено сводами, которые он спроектировал для хора. Так называемые парлеровские, или решетчатые, своды имеют двойные (а не единственные, как в классических крестообразных сводах стиля высокой готики) диагональные ребра, которые охватывают всю ширину пролета хора. Пересекающиеся пары ребер образуют решетчатую конструкцию (что отразилось в названии), которая значительно усиливает свод. Они также придают выразительное украшение потолку, поскольку изгибающиеся пролеты сводов создают динамичный
зигзагообразный рисунок вниз во всю длину собора.
В то время как Матиас Аррасский обучался в основном геометрии, и таким образом акцентировал строгие пропорции и четкие математические композиции в своем проекте, Парлер обучался
скульптуре и резьбе по дереву. Он обращался с архитектурой как со скульптурой, как будто почти играя структурными формами в камне. Кроме довольно смелых сводов, особенности его работы могут быть также отмечены в проекте пилонов (с классическими, колоколообразными колоннами, почти забытыми стилем высокой готики), искусном куполе свода новой часовни Св. Вацлава, волнообразных оконных рядах на стенах, оригинальных оконных узорах (никакие
из его окон не совпадают, украшения всегда различны), и сплошном орнаменте панелей опор. Когда Парлер вел строительство, архитектурной скульптуре уделяли значительную роль, что может быть замечено в карнизах, притолоках прохода, и особенно в бюстах трифория, изображающих членов королевской семьи, святых, пражских епископов, и самих двух прорабов, включая Парлера.
Работа над собором, однако, продолжалась довольно медленно, вследствие того, что в то время император поручал Парлеру многие другие проекты,
такие как строительство новогоКарлова моста в Праге и многих церквей повсюду в чешском королевстве. К 1397 году, когда Петер Парлер умер, были закончены только хор и части трансепта.
После смерти Петера Парлера в 1406 году его сыновья, Венцель Парлер и в особенности Йоханнес Парлер, продолжили его работу; за ними последовал некий Мастер Петрилк, который, по всей видимости, также состоял в цехе Парлеров. При этих
трех мастерах были закончены трансепт и большая башня на южной стороне. Так же как и фронтон, который соединяет башню с южным трансептом, кратко именуемый 'Золотые Ворота' (вероятно из-за изображенной на нем золотой мозаики Страшного суда). Именно через эту дверь короли входили в собор на церемониях коронации.
Весь строительный процесс остановился с началом гуситских войн в первой половине 15-го столетия. Война положила конец цеху, который устойчиво работал в течение почти целого столетия, и обстановка собора, множество картин и скульптур, тяжело пострадали от разрушительных действий иконоборчества гуситов. Но и этого было мало, большой пожар в 1541 году нанес собору значительные повреждения.
Возможно, самое знаменитое место в соборе
- часовня Св. Вацлава, где хранятся мощи святого. Помещение было построено Петером Парлером между 1344 и 1364 годами и имеет ребристый свод. Нижняя часть стен украшена изумительными 1300 полудрагоценными камнями и картинами о Страстях Христовых; оригинальное художественное оформление часовни датируется 1372-1373 годами. Верхняя часть стен расписана картинами о жизни Св. Вацлава от 1506-1509 годов. В средней части стены установлена
готическая статуя Св. Вацлава работы Индржиха Парлера (племянника Петера) от 1373 года. К сожалению, часовня закрыта для посетителей, но ее можно рассмотреть через дверные проемы.
Маленькая дверь с семью замками в юго-западном углу часовни ведет в Коронный зал, где хранятся сокровища Богемской короны.
В течение большей
части следующих столетий собор оставался незаконченным. ...