Редко можно встретить место, где на небольшой территории встречаются памятники и достопримечательности трех исторических эпох разделенных меду собой 2-3 тысячами лет. Звучит грандиозно, но и крымская природа не ударила в грязь лицом, выглядит это все не менее эффектно.
Качи-Кальон — крымский средневековый пещерный монастырь, расположенный в долине реки Кача. Он находится в скалах Внутренней горной гряды над дорогой Бахчисарай — Синапное, между с. Предущельное и с. Баштановка Бахчисарайского района Автономной Республики Крым. Период развития и расцвета Качи-Кальона приходится на VI—XVIII вв. Сейчас город входит в Бахчисарайский историко-культурный заповедник.
Река Кача образовала во Внутренней гряде крымских гор каньон. На его правой стороне высится скала, напоминающая своими очертаниями гигантский корабль. Если присмотреться к рисунку на носу корабля, можно увидеть подобие грандиозного креста, образованного скальными трещинами. Вероятно, отсюда и появилось название: Качи-Кальон — Крестовый корабль. Высота Качи-Кальона около 140 метров. В скальном массиве
множество пещер, а на самом верху в большом гроте источник святой Анастасии, воды этого источника считаются целебными. В VIII—X веках у святого источника был основан большой монастырь. Сохранились остатки пяти церквей, множество келий и хозяйственных помещений, надгробные плиты и остатки оборонительных стен.
С высоты открывается вид на всю Качинскую долину, на юго-западе ущелье — Алимова балка, а на юго-востоке вдали виднеются вершины заснеженных гор.
Отдельные пещеры вырублены не только в скальном массиве, но и в отколовшихся от него гигантских глыбах, зачастую лежащих прямо у дороги. На склонах и в долине еще с VI века располагалось поселение. Одним из основных занятий его жителей было виноделие; об этом свидетельствуют многочисленные давильни для винограда (их здесь свыше 120). Вскоре при поселке было возведено укрепленное убежище. Поселение и убежище находились
на перекрестке торговых дорог, которые пролегали через гористые верховья Качи, соединяя юго-западную часть полуострова с Южным берегом Крыма через перевал Кибит-Богаз.
Часть построек была связана с монастырем, возникшим в VIII-IX вв. в период иконоборческого движения. В одном из больших гротов Качи-Кальона находился родник, который поил обитателей монастыря. Дорога, проходящая под монастырем, скоро оканчивается тупиком, поэтому и сейчас здесь немного машин и людей. Это место всегда находилось немного в стороне от шумных путей. И может, именно благодаря этой отдаленности от мирской суеты много столетий назад здесь поселились монахи. Это были пришлые люди, не крымчане. Они
бежали из Византии, где шла борьба не только с иконопочитанием, но и с монастырями вообще.
Монастырь просуществовал здесь до 1778 г. (в этом году произошло переселение христиан из Крыма). Шла война с Турцией, в Бахчисарайском районе были расквартированы части русской армии. Для мирных жителей оставаться в своих домах стало опасно. Екатерина Вторая предложила православным переселиться в Приазовье. Так опустело село Мариамполь рядом с Успенским монастырем под Бахчисараем (его жители основали город Мариуполь на новом месте), так перелистнул одну из страниц своей истории монастырь в Качи-Кальоне.
Скит святой Анастасии В 1850 году в Качи-Кальоне был создан скит святой Анастасии. Источник в гроте стал местом паломничества, ибо его считали целебным. Старая церковь была восстановлена, возобновилось богослужение, а у дороги построена новая, тоже названная именем святой Анастасии.
Монастырь был закрыт в 1921 году. Сохранилось множество искусственных пещер. Они соединялись между собой террасами и лестницами, вплотную к ним примыкали деревянные постройки.
На стенах некоторых пещерных церквей хорошо сохранились следы надписей на греческом языке и изображения крестов, скамья для священнослужителей (синтрон), следы могил, усыпальниц. На одном из рухнувших обломков скалы вырублена большая неглубокая ниша с рельефным «процветшим» крестом в виде виноградной лозы - предположительно это апсида небольшой часовенки. Мы бы не заметили этого креста, если бы наш проводник не указал
на него, хотя эта каменная глыба стоит у самой тропы. Источник с зеленоватой водой Наиболее впечатляющая часть Качи-Кальона - так называемый Четвертый Грот. Он представляет собой гигантскую естественную арку высотой около 70 метров. В самом гроте некогда был монастырь. А на площадке перед ним хорошо заметны следы монастырского кладбища - остатки надгробий; местами - провалы (видимо, упавшие склепы). Здесь находится источник св. Анастасии Узорешительницы: просачиваясь сквозь трещину в скале, вода скапливалась в круглой купели. Над источником видны ниши, в которых были установлены иконы
и высечен крест. Сейчас эти иконы - бумажные, простенькие, но встречая их на круче, невольно осеняешь себя крестным знамением. Чья-то благочестивая рука оставила их здесь, зажигала перед ними свечи. Но в день, когда мы бродили по Качи-Кальону, мы не встретили там ни одной живой души - ни монахов, ни паломников, ни туристов.
Церковь святой Анастасии, кстати, раньше была хорошо известна и за пределами Крыма. Так, в грамоте царя Бориса Годунова, упоминается денежная помощь Москвы этой маленькой крымской церкви. В Крыму менялись народы и государства, но церковь св. Анастасии оставалась. Ее упоминают и путешественники XIX века, о ней помнят все современные любители крымских троп. Церковь святой Софии Главная святыня городища - скальная церковь св. Софии, возведенная, вне сомнения, в византийскую эпоху, скорее всего иконопочитателями в VIII-IX веках. Храм существовал вплоть до 1778 г., до исхода крымских греков, а затем в XIX столетии был восстановлен. Эта пещера рукотворная, как и большинство пещер в крымских поселениях. В огромном обломке скалы высечено помещение овальной формы, длиной чуть больше пяти метров, шириной около двух с половиной метров, потолок выше двух метров, так что никому не приходится
нагибаться. Алтарная ниша храма подковообразной формы, она отделялась от наоса (помещение, где находились молящиеся) невысокой алтарной преградой. В полу апсиды (алтарной части) - углубление для престола. В южной и северной стенах высечены ниши для икон. Внутри церкви - остатки древних могил.
В XIX в. церковь была восстановлена местным помещиком Г. Хвицким и освящена во имя св. Анастасии. Рядом с церковью, в соседнем скальном обломке, вырублена усыпальница, на стене которой высечен символизирующий вечность крест в круге. Вокруг усыпальницы расположено древнее кладбище с покрытыми резьбой каменными двускатными надгробиями.
Рассказывают, что крест на вершине церкви установлен не кем-нибудь из музейщиков или историков, даже не монахами, а юношей из недалекого села - Виталиком Евтушенко. Было время, когда любой, кто пришел бы в Качи-Кальон, мог встретить здесь паренька в белом подряснике, подметавшего в пещерах монастыря, молившегося в древних храмах, ставившего свечи и иконы в нишах, мечтавшего о семинарии и монашестве. Монахи из Успенского монастыря стали его духовными наставниками, дали ему подрясник. Этим летом мы его не
встретили. Кто знает, может быть, он окончил обычную школу и уже учится на пастыря в одной из духовных школ.
Странно: как я прожила в Крыму двадцать с лишним лет и только теперь побывала здесь. Может, если прийти сюда в следующем году, застанешь в одном из храмов будничную монастырскую службу. Может быть, со скорбью увидишь, что кто-то уничтожил иконы, осквернил источник. В крымских пещерных монастырях редко можно предугадать, что случится за год. Некоторые обители уже устоялись. Надо надеяться, уже не угаснет монашеская жизнь в Инкермане и Успенском монастыре, о которых речь на нашем сайте впереди. Но каждый раз,
когда приходишь на Мангуп-Кале или в Качи-Кальон и застаешь там иноков, радуешься, даже если они закрывают вход в какие-то из пещер или храмов. Жить в пещерах тяжело: даже в Крыму лето не круглый год, да и мало ли какие искушения могут быть у иноков среди скал. Самое печальное, если видишь, что ушли монахи с уже обжитого места...
Другие темы раздела "Паломничество" вы можете найти здесь: