В хорошем ирландском фильме "убитая горем" девушка упивается чтением писем и указаний, оставленных ей умершим другом. Она посещает Ирландию, где произошла их встреча, ходит по местам, помеченным ее возлюбленным, и испытывает сладостные "чуйвства". Клайв Стейплз Льюиз, потерявший горячо любимую жену, весьма вероятно, покончил бы с собой, прочитав подобные послания от нее. Прошедший путь от полного безверия до живого общения с Провидением, Льюис утратой жены был доведен
до отчаяния: он разочаровался в Боге, в жизни, в смысле собственного существования. Не мог ходить по местам, где проводил время с женой, не мог смотреть на ее фотографии. Воспоминания доводили до безумия.
Точно
также картина строительства жизни согласно методик фильма "Секрет" соотносится, например, с линией действий Павки Корчагина из знаменитой автобиографии Николая Островского. Целью жизни Корчагина явилась подготовка идеального развития для своей страны. Он не стремился к славе и высоким постам, хотел работать и бороться за свою идею. Он жаждал жизни и горел огнем. В итоге, к 26-ти годам Корчагин оказался в постели, совершенно ослепший и без движения. Но и это его не сломило. Павка продолжил "боевые действия" с помощью печатного слова. Окончательно парализованный, он мечтал любой ценой вернуться в строй. И вернулся посредством написания книги, излагающей революционное понимание жизни.
Нельзя сказать, что
создатели "паранаучной" "Тайны" предлагают свое собственное видение целей человеческого существование. Знание "Секрета" дает в руки любому мыслящему существу методику, несколько методов, используя которые, каждый индивид способен прийти к своей мечте, прийти спокойно и целенаправленно, не без усилий, разумеется. Здоровье ближних, собственное благополучие, достижение узко личных целей - лишь возможные задачи, упоминаемые в силу их наибольшей популярности
среди обывателей. Но "мишень" может быть выбрана любая. Важно идти к ней, отбрасывая по пути все ненужное и мешающее. И в этом смысле Павел Корчагин интуитивно владел "секретом" с самого начала. Он достиг своего идеала: "прожить жизнь так, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы". Чем же отличается мир, предлагаемый модной современной
документалистикой, от картины жизни, которую условно можно назвать "корчагинской", то есть в данном контексте - "другой", которой редко следует большинство?
Дело не в том, что Корчагин назвал бы все методики "Секрета" "приторной сказочкой империалистических времен", а теорию об "антропном принципе", то есть о том, что разные люди видят одну и ту же ситуацию по-разному, приравнял бы к "упадничеству",
к "мелко-буржуазному чистоплюйству", "мещанству" и "моральной деградации".
В романе Эриха Марии Ремарка "Три товарища" показано, что людям
нужна идеология для того, чтобы жить. В одной из заключительных сцен изображено, как политики и хироманты одинаково пленяют сердца людей. Каждый из них вещает о светлом и счастливом будущем. Одному из троих товарищей хиромант обещает долгую жизнь, верную жену и розовощеких детей. Как только "товарищ" выходит на улицу, он тут же погибает от случайной пули. Любимая девушка другого "товарища" умирает, несмотря на всю ее и его веру в исцеление.
Не только сложно, но практически невозможно запрограммировать живую жизнь. 19-летний парень был весел и умен, его обожали друзья, он посмотрел фильм "Секрет", задумался и покончил с собой. Скорее всего, обстоятельства просто совпали, и подобное могло бы произойти с пареньком после просмотра любого другого зрелища, наверно, повлияло многое другое из его жизни. Но многие скажут, что в первую очередь давление оказал характер этого человека, того, кто покончил с собой.
Неуверенность в собственных силах, в том, что ты в состоянии добиться тех благ, которые вполне осязаемо представлены в фильме. А добиться хочется, потому что другие-то добились. Значит ты - хуже их, а, возможно, и хуже тех, кто рядом с тобой, кто живет себе припеваючи,
а значит вполне счастлив, значит смог стать счастливым, а ты не имеешь сил на это. Ты - тряпка, тебе нет места среди "благополучного" мира, а "неблагополучным" ты быть не желаешь.
Когда Павел Корчагин, проделав немало титанической работы над собой, над собственными страхами и слабостями, после войны и труда, оказался прикованным к постели, абсолютно слепым, он имел в своем распоряжении только руки, работающие уже слабо, а также ясную голову и желание победить смерть. Он сам придумал картонный трафарет ("транспарант"), с помощью которого неверной рукой выводил свои буквы. Буквы складывались в слова, слова в предложения, из предложений мало-помалу выходила книга. Это явилось главной победой Корчагина. Его идеи о коммунистическом строительстве оказались
ложными, как любые представления об устройстве рая на земле. Но победа человеческого духа над смертью и разрушением была показана со всей очевидностью.
Примерно то же самое хотят представить создатели "Секрета" на примере самовосстановления человека после авиакатастрофы или девушки, самоизлечившейся от рака. Идея этих людей, их мечта - жить, выжить во что бы то ни стало. Но для чего? Для того, чтобы... жить.
Павел Корчагин: "Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог
сказать: вся жизнь и все силы отданы самому главному в мире: борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать ее".
Почему после прочтения книги "Как закалялась сталь", становится ясно и хорошо на душе (несмотря на то, что от руки Павки все-таки погибали "враги коммунизма"), а после просмотра фильма "Секрет" - тоже хорошо
и светло, только немножко "гаденько", немножко стыдно где-то глубоко-глубоко, и главное - об этом не хочется никому рассказывать, о своих страхах, так как, руководствуясь идеей картины, ты тут же будешь признан "неудачником", "слабаком", причем именно ты первый и обвинишь себя в этом?
У Павла Корчагина в голове была благородная идея помощи бесправным ближним. Но неужели у каждого персонажа картины "Секрет" такой идеи не было? Неужели девушка из ирландского фильма была совершенно пустоголовой и ее ничего не мучило, она ни к чему не стремилась, разве только съездить в Ирландию дабы побродить по местам, где она гуляла со своим безвременно ушедшим, очень хорошим бойфрендом? Отчего же послепрочтения льюисовских исследований скорби (A Grief Observed, 1961), где крупнейший ирландский и мировой апологет христианства полностью опровергает все свои представления о Боге и о любви, всего только после смерти любимой жены, но перед собственной смертью, в конце собственного земного пути, куда-то очень далеко и навсегда отходят весьма красочно оформленные в зеленых тонах страдания юной ирландской девицы ("Писи" или что-то в этом роде)?
"Как же?!" - воскликнут современницы этой девицы. "Такой прекрасный фильм! Такая любовь!" "Как же?!" - удивятся поклонники "парадокументального" шедевра "Секрет", основанного на "ультрасовременных" "паранаучных" знаниях, - "Такая четкая методика овладения целью!". Остается только развести руками и призвать поклонников посмотреть "Малышку на миллион" (2004, ирландской крови Клинт Иствуд),
прочесть на досуге "Собор Парижской Богоматери" Виктора Гюго или действительно познакомиться с Теорией относительности Эйнштейна. Если останется время после посещения Ирландии.