"Для иудеев я был как иудей, для язычников как язычник, для всех я стал всем, чтобы приобрести хотя бы некоторых"
К концу XXI века совсем забыли о том, каким был некто "апостол
Павел". Знали ещё, что ходили по земле такие "первоверховные апостолы Пётр и Павел" (а, может, в мифе), что у Петра есть ключи от рая, но история их, да и были ли такие на самом деле или являются только строчкой в древнем "Законе Божием" - всё истёрлось, поблекло и растворилось под напором новых технологий и новых электронных учебников.
Во времена Петра и Павла существовала такая казнь: человеку клали на грудь каменные
плиты, одну за другой, пока его торс не превращался в кровавое месиво.
В то время, когда в Ирландии правили древние языческие вожди, венчавшиеся на помосте легендарной Тары, когда русских границ не существовало, Иисус Христос был подростком, а мусульманство ещё не родилось, явился на свет в Малой Азии, в Киликийском Тарсе будущий апостол Павел. Родители
дали ему имя "Саул", "Савл", римляне по созвучию прозвали "паулюсом", "коротышкой", "малышом"
(латынь) по причине того, что был он роста невысокого и сложения хлипкого. Тем не менее, Саул стал гражданином Рима. Киликия (на территории будущей Турции) принадлежала огромной Римской империи, а семья Паулюса отличилась перед римлянами, ибо шила для их воинов походные палатки. За это Рим подарил семейству Павла римское гражданство. А оно, как известно, давало высочайшие привилегии. Павел в конце жизни был казнён, как римский гражданин: ему отрубили голову.
Павел был евреем по национальности, иудеем по религии и фарисеем по убеждениям (Деян. 23, 6). Фарисеи являлись лучшими из иудеев, самыми образованными, а поэтому - склонными прислушиваться к чаяниям окружающих людей. Римляне не понимали иудеев, они были язычниками и поклонялись множеству олимпийских богов, но особенно - своему императору. Иудеи же служили только Одному Творцу, Которого считали Единственным.
Жить в те
времена было очень трудно, часто невозможно. А после жизни, по мысли тех людей, их ожидало одно и то же - ни-че-го. В XXI веке такое сознание вернулось в человеческий мир. Но примерно на грани тысячелетий, в "полноту времён", когда
римляне от безысходности кончали с собой, а иудеи уже отчаялись дождаться своего личного Мессии (освободителя), в Вифлееме родился Иисус, жизненный путь Которого вселил в некоторых людей стойкую надежду на будущее.
Сильные люди могут cтать только святыми или лютыми злодеями. Об этом говорил когда-то Игнатий Брянчанинов. Савл был праведным иудеем, лучшим из лучших,
молодым, но образованным и умным. Он ненавидел христиан, считал их исчадиями ада, шеола ("места, лишённого света"), вышедшими, чтобы вести борьбу с правоверными иудеями. Друзья Савла уже расправились со Стефаном (первый христианский мученик): они сбросили его со скалы и добили камнями. Иерусалимские вожди направили Савла в столицу Сирии, чтобы он привёл им оттуда других христиан для расправы. Пылая ревностным огнём, Савл ринулся в Дамаск.
Но что-то произошло по дороге... Савл полностью ослеп, а после был исцелён одним христианином. И это было зафиксировано. И вот тогда явился настоящий Павел, каким его узнали все. Он стал ходить по древнему миру и везде рассказывать об Иисусе Христе. Сытые иудеи, сытые римские и греческие граждане презирали Павла,
считали его нищим придурком. Нищим, потому что он перестал получать обеспечение от своего начальства в Иерусалиме, но считал недопустимым брать деньги за проповедь Христа. Он продолжал шить палатки и на выручку от их продажи кое-как ел (покупали у него редко). Его считали придурком, безумным, потому что учёные люди того времени, как и люди XXI века, ещё могли верить в воскресение души, в вечную её жизнь, но не в воскресение тела. А апостол (посланник) Павел не делил человека на тело и душу, тело и есть плоть
и душа вместе. Но телесное воскресение все считали и считают полным бредом, сумасшествием. А ведь бывший Савл был одним из самых начитанных и умнейших людей своего времени, но он нёс этот бред, находясь в полном сознании. Что же произошло с ним по пути в Дамаск?
Именно богословие Павла можно назвать первым настоящим христианским богословием, на которое опиралось и исходя из которого, строилось всё последующее учение Христа. Христос не говорил научным языком, Он изъяснялся притчами, житейскими примерами, чтобы максимально ясно быть понятым людьми I века. Павел, используя свои природные способности, постарался донести до современников взаимосвязанные основные понятия, которые уже были в нём и именно с того момента,
как что-то произошло с ним по пути в Сирию. Причём, свидетелей этому не было. Может быть, тогда он сошёл с ума.
Павлу удалось создать несколько первых христианских церквей - в греческих Филиппах, Фессалониках (где родились Кирилл и Мефодий), Коринфе, Галатии, в Риме. Из этих городов христианство распространилось по миру. Хотя и через две и, может быть, через три тысячи лет это миропонимание не охватило всех, а только некоторых обывателей.
Во времена же Павла этого первого христианского апостола не особенно чтили и сами им обращённые христиане, слишком уж маленького роста он был, страдал болезнью глаз (видимо, они гноились), так, что многие при встрече с ним сплёвывали, чтоб не заразиться. Ещё Павел говорил слишком туманно, непонятно, многих раздражал. А уж враги его, язычники (а он был апостолом среди язычников) и иудеи постоянно его гнали, жестоко избивали палками, а в конце концов отрубили ему голову. И эта была казнь, достойная римского гражданина.
Не-граждан Рима обычно распинали на кресте.