Центральная идея китайской науки о Земле — Фэн-шуй. Дословно это переводится как «ветер-вода», то есть две низвергающиеся с не бес стихии, влияющие на взаимосвязь творений человека с природой и Вселенной. Проще говоря, речь идет о порядке расположения зданий в природе — согласно даосскому пониманию гармонии человека и окружающего мира.
Пять элементов
Из первоначала возникли пять элементов, находящиеся в постоянном взаимодействии и взаимопроникновении: вода, огонь, металл, дерево и земля. Превращения элементов происходят в следующем порядке: огонь растапливает металл; металл разрезает дерево;дерево прорастает сквозь землю, земля впитывает воду. Чтобы объяснить причины возникновения, исчезновения и возрождения всех вещей, явления природы сравнивались с пятью элементами. Так возникли стороны света (пятая сторона центральная), пять основных цветов (черный, красный, белый, зеленый, желтый) и пять вкусов (соленый, горький, острый, кислый, сладкий), и каждое понятие приравнивалось к одному из элементов. Например, огонь — это юг, красный цвет и горький вкус.
Даже самому императору отводилось место в этой системе. Наместник неба на земле соответствовал центральной стороне света и желтому цвету (цвет императора). Китайцы пытаются даже при составлении меню гармонично расположить блюда в соответствии с пятью вкусами. А согласно представлениям китайской медицины, болезнь произрастает от нарушения пропорции дополняющих друг друга физиологических жидкостей.
Фэн-шуй
Теоретическая основа геомантии — учение об инъ и ян: инъ и ян — полностью противоположные начала, как черное и белое в знаменитом символе. В то же время в каждом из них заключено начало другого. Таким образом, противоположности неразрывно связаны и дополняют друг друга.
Геоманты используют эти представления, частично связанные с банальными законами физики, чтобы с помощью концентрических кругов определить правильное расположение здания. Решающую роль играет противоположение инь—севера (темного, мягкого и холодного) и ян—юга (соответствует светлому, сухому и теплому начаЛУ). Поэтому вход в здания следует располагать на южной стороне, по направлению к солнцу. Вода на северной стороне считается плохим знаком, однако если вода находится на южной стороне, то это принесет благополучие.
В социалистическом Китае геоманты были долгое время запрещены, однако сейчас опять можно встретить их восьмиугольные зеркальца от сглаза и аквариумы с золотыми рыбками, символизирующими благополучие, да и расположение мебели до сих пор определяется в соответствии с энергетическими потоками.Впрочем, как и на Западе, большинство геомантов шарлатаны, обманывающие доверчивых людей.
Пекин расположен в провинции Хэбэй и граничит на юго-востоке с крупным центром Тяньдзинь, чьи гавани играют важную роль в эконо мике государства. Пекин, как и Тяньдзинь, Шанхай и Чунцин, является городом центрального подчинения, то есть он подчиняется напрямую центральному аппарату управления. Он делится на 10 округов (qu) и 9 районов (xian). Во главе города — Собрание народных представителей, состоящее из 972 членов. Постоянный Комитет Собрания руководит всеми текущими делами. Исполнительным органом власти является Правительство во главе с мэром Пекина, отвечающее перед Собранием народных представителей. Однако де-факто решения по всем важным вопросам принимает Коммунистическая партия.Вместе с тем, в системе власти столицы наблюдается интересный парадокс. Казалось бы, большая часть полномочий должна быть сосредоточена в руках мэра Пекина, поскольку он является высшим должностным лицом Народного правительства Пекина, кроме того, этот пост можно фактически приравнять к посту губернатора провинции, ведь Пекин — это не просто город, а город центрального подчинения.
Однако на деле все обстоит несколько иначе: «главным человеком» в городе является секретарь городского комитета КПК.Связано это с тем, что секретарь пекинского горкома КПК, как правило, входит в Политбюро ЦК КПК, поэтому он зачастую участвует в принятии решений общенационального масштаба. Эта должность всегда пользовалась у партийцев большим уважением и считалась крайне престижной. Достаточно сказать, что на открытии и закрытии Олимпийских игр 2008 г. официальные речи произносил не мэр Пекина, а как раз секретарь пекинского горкома КПК, Лю ци. Он же возглавлял Олимпийский оргкомитет.С 2008 г. мэром Пекина является Го Цзиньлун, а секретарем пекинского горкома КПК уже упоминавшийся Лю Ци (с 2002 г.).
В отличие от Европы, где можно с первого взгляда определить наиболее важные постройки по расположению, высоте и внешнему декору, в традиционной китайской архитектуре не принято строить отдельно стоящие здания. Главное здание, будь то обычный дом, дворец или храм, необходимо было дополнить постройками меньшего значения; таким образом, архитектура также определялась «небесным порядком» и
гармонией.
Так как по китайским традиционным китайским представлениям небоТак как по китайским традиционным китайским представлениям небопредставляется шаром, а земля — квадратом, то все постройки имеют
квадратную или хотя бы прямоугольную форму. А места поклонения императоровнебу — павильон Небесного свода, Алтарь Неба и павильон
Жертвенных молитв — круглую форму.
Ось север-юг
Традиционная архитектура отражает представления китайцев о мировом порядке и стремится к геометрическому совершенству и симметрии.
Основной принцип китайской архитектуры-осевая композиция. Поэтому после определения места постройки зодчий в первую очередь
определяет направление оси север-юг. Символическое значение этого действия объясняется также геомантией. Так, главные здания одного
комплекса всегда находятся на центральной оси север-юг, а вход — на южной стороне. Кроме того, внутренние дворики в центре комплекса,
по сторонам которых обычно стоят второстепенные павильоны, дают свет и прохладу. На пути с юга на север взгляду открываются все новые
и новые постройки единого ансамбля.
Положение всех основных построек определяется в соответствии с принципом осевой симметрии
Дянь
Основа всей китайской архитектуры — дянь — прямоугольное сооружение. Отличия разных вариантов могут заключаться в форме крыши или
наличии второго этажа. Основной элемент сооружения — каменая или мраморная платформа, поддерживаемая колоннами. Колонны
предотвращают проникновение влаги в здание, а высота колонн свидетельствует о престиже сооружения. Расстояние между двумя колоннами
принималось за основную меру, зная которую, зодчий мог построить все здание, даже ни разу не взглянув на план. Стены таких построек
не осуществляли несущей функции, и строились из глины, дерева (например, двустворчатые двери типа «крыло чайки») или обожженного
кирпича, и служили в первую очередь как ширмы.
Строительный материал
Отдельные здания отличаются одно от другого размерами, строительным материалом, формой крыши, положением на террасе, элементами
декора и т.д. Основная схема комплекса зданий — закрытый внутренний дворик, вокруг которого изначально ставили четыре дома.
Со временем увеличивается количество двориков, а вместе с тем и разннообразие схем. Так, здания могли стоять симметрично по отношению
к оси север-юг. Также встречаются комбинации этих двух схем. Комплекс всегда окружен стеной, тем самым создается отдельный и
независимый мир.Основным материалом при строительстве дворцов или храмов было дерево. А из камня и кирпича по традиции строили мосты, террасы, могилы
и пагоды.
Крыша
Тяжелая крыша китайского дома опиралась только на колонны, между которыми были проложе ны несущие балки. Продольньн балки врезались в
колонны ит прокладывались через них, скрепляя таким образом колонны одно с другой. Затем над продольными балками на двух стойках
стропил укладывались поперечные балку меньшего размера. Таким образом крыша строилась слой за слоем, пока количество поперечных балок
не сокращалось до четырех и достигалась желаемая высота здания. На последнюю поперечную балку устанавливалась только одна стойка стропил, на которую укладывался коньковый прогон. Прогоны скрепляли
продольные соединения между поперечных балок; их укладывали в конце поперечных балов непосредственно над соответствующей стойкой.
Характерный изгиб китайской крыши достигался как раз благодаря разнице высот между прогонами. Стропильные балки делались только из
коротких досок, которые, в соответствии с изгибом крыши, устанавливались на участках между прогонами. На стропила прикреплялись
доски, использовавшиеся как основание для цементного раствора, которым скрепляли черепицу. Кроме того, слой раствора помогал придать
завершенность линии изгиба крыши. Небольшой словарик ∙ бэй — север∙ бо-у-гуань — музей∙ вай — снаружи∙ гуань — даосский храм∙ гун — дворец∙ гун-юань — парк, сад в дацзе — большая улица∙ дун — восток∙ дянь — павильон∙ мэнь — городские ворота∙ мяо — конфуцианский храм∙ нань — юг∙ нэй — внутри∙ та — пагода
Удачное расположение
Согласно представлениям геомантов, Пекин находится почти в самом идеальном месте. Горы защищают его с севера и запада от неблагоприятного влияния инъ (очень практично: горы защищают город от холодных ветров монгольских степей и от песка пустыни Гоби). К югу и юго-востоку до берегов Бохайского залива простирается Северокитайская равнина — ландшафт ян. Позитивное влияние на город оказывают солнце и дожди.
Изначальная планировка императорского города имела квадратную форму, в соответствии с китайскими представлениями о форме земли; небо, в противоположность земле, представлялось в форме вогнутого круга. Позднее на юге, откуда стекались верноподданные к императору, был построен внешний город в форме прямоугольника, и стены внешнего города примкнули к Императорскому городу: символ стабильности.
Барабанная и Колокольная башни на севере, а также центральные широкие улицы вместе образуют иероглиф «чжун», что значит «середина».
Таким образом, китайская империя в буквальном смысле была срединным государством.
Подобные геомантические символы можно увидеть и в Императорском дворце. Так, Угольный холм — это не просто искусственно созданная возвышенность, но опятьтаки защита Императорского дворца от южного влияния. Холм находится точно на центральной оси Запретного города, и чтобы подчеркнуть это, на холме был построен Павильон со статуей Будды. От императорского рва был проведен канал вдоль Западной городской стены, который также отгораживал дворец с юго-востока.
Таким образом, творения природы искусственно исправлялись в соответствии с правилами Фэн-шуй.
Исторический обзор
Около ЗОО ООО лет назад в этой местности жил «пекинский человек», чьи кости и зубы были найдены в поселке Чжоукоудянь, однако были
утеряны во время войны. Существование «пекинского человека» оспаривается учеными.
1121 г. до н. э. Город Цзи (Ji, «Чертополох») в районе современного Пекина был передан во владение князю Ву Вану, основателю династии
Чжоу.
222 г. до н. э. цинь Шихуанди, Первый император, занимает город со своим войском. Он укрепляет северные стены, однако Цзи остается
пока провинциальным торговым городом. Город неоднократно захватывают степные племена с севера.
618—907 гг. Во время правления династии Тан городом ЮДжоу, который находится к западу от Храма Неба, правит военный губернатор.
Столицей остается город Сиань.
986 г. Народ Ляо с северо-востока прогоняет династию Сун на юг. Они полностью разоряют Юджоу и строят к югозападу от него новый
город, который называют Наньцзин («Южная столица»).
1013 г. Город переименовывают в Янцзин. Он имеет в плане квадрат и поделен на 4 части.
1135 г. В начале ХИ в. татарские племена распространяются на юг и побеждают Ляо. Они основывают династию Цзин и расширяют город на
восток. ЧжунДу («Центральная столица») имеет у кочевых народов севера только региональное значение.
1215 г. Чингисхан завоевывает Чжунду и движется дальше на юг и на запад.
1264 г. Его внук Хубилай-хан закладывает севернее разоренного Чжунду для основанной позднее династии Юань новую столицу, называвшуюся
по-китайски Даду («Великая столица»), а по-монгольски — Ханбалык