Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости с сайта Путешествуем с детьми Обучение экстерном, взгляд изнутри.


Друзья, недавно я писала про экстернат в своей статье вот тут>>> и это вызвало резонанс… из поисковых систем пришло много народа, значит тема актуальная и многие ей интересуются. Я заметила что все материалы в сети написанные на эту тему в основном субъективны, исегодня я хочу вам представить эту статью, её написала Настя (доча). И так читаем…

…Всем привет. В этой статье я расскажу о том, как я закончила школу экстерном. О том какие преимущества дает такая форма обучения, а так же обо всех подводных камнях.

Если вы хоть раз задумывались о том, что школа не есть хорошо, эта статья будет для вас полезна. Если вы уверены что в наше время нет ничего важнее «хорошего» образования, она будет еще полезнее, ибо заставит задуматься.

Итак, с пятого класса я перестала ходить в школу. Обычно после этой фразы у людей наступает когнитивный диссонанс, а сразу за ним следуют два очень оригинальных вопроса. Барабанная дробь, вопрос номер один: «А как же общение?», и второй, не менее оригинальный: «Как ты будешь сдавать ЕГЭ?» На эти два вопроса я отвечала сотни раз и отвечу еще раз в этой статье, а пока давайте разберемся, что же такое школа, и почему я не училась, как все.

Предлагаю сразу честно себе признаться, вам/вашим детям нравилось ходить в школу? Вставать каждый день в 7 утра? Сидеть по 6 часов в классе, при этом занимаясь неизвестно чем и неизвестно для чего, а приходя домой снова доставать учебники и все по новой. Я думаю никто не любил ходить в школу. У многих есть приятные воспоминаний из школы, но не думаю что они связаны именно с процессом обучения.

Давайте представим такую картинку. 6-7 летний человечек, самоуверенный, жизнерадостный, полный сил и желания познавать этот мир и самое главное маленькая индивидуальность, не похожая ни на кого попадает в школу. Он конечно же много слышал о школе, и чувствует что вот оно, сейчас что-то начнется! И вот его сажают за парту вместе с 20-ю такими-же ребятами, дают им одинаковые книжки и начинают процесс воспитания, который будет продолжаться еще 11 лет. К 11 классу у этого человечка не остается не индивидуальности, не жизнерадостности, что там говорить об уверенности в себе. Он теперь точно знает, что ничем не отличается от других, возможно даже хуже, потому что оценки у него так себе. Зато он готов теперь отдать себя в лапы ВУЗа еще на 5 лет, а потом можно и работать пойти в какой ни-будь офис, купить себе машину, снять квартиру, потом дождаться пенсии, а там уже и до кладбища не далеко…

Такой вот он стандартный жизненный план среднестатистического выпускника. Системе нужны сотрудники, а не предприниматели, было бы странно, если бы в школе обучали нестандартному мышлению и развивали креативность.

Но ведь как же? Школа ведь для того и нужна, чтобы обучать человека?

А теперь давайте проведем черту между процессом образования, каким мы привыкли его видеть, и получением реально полезных знаний и навыков. Что из школьной программы вам действительно пригодилось в жизни? Не для того чтобы сдать экзамены или поступить в ВУЗ, а именно для жизни? Если вы сейчас вспомнили о способности читать, писать (хотя многие это умели еще до школы) и знать таблицу умножения, то мы говорим о 1-2 классе. Чем же мы занимались 11 лет? Учились решать квадратные уравнения? А зачем? Кому в жизни пригодилось умение решать квадратные уравнения? 11 лет мы учимся быть послушными и не задавать вопросов, а самое главное, не иметь собственного мнения.

Вспомнился случай на подготовке к ЕГЭ, мне объясняли, как устроен тест по русскому, одним из заданий было прочитать отрывок текста и написать, почему ты согласен с автором. На мой вопрос, «а, что если я не согласна?» учитель сделала большие глаза и сказала, что лучше такого не писать. Ну а что, вдруг у проверяющих разрыв шаблона случится?

И про индивидуальность, как насчет школьной формы? Меня в 4-ом классе отчитала сама Директор! за то что я пришла в школу с подобием афро-косичек. И даже позже, уже на экстернате ко мне постоянно придирались из за внешности. То волосы слишком торчат, то еще какая проблема… Возможно это только я такая неординарная личность, но что то мне подсказывает , что дело не в этом.

Но и раз уж зашел разговор об обучении. Человека абсолютно, категорически невозможно чему то научить. Разумеется без его согласия. У человека есть огромные возможности для самостоятельного познания, да он может прислушаться и спросить совета у человека, опыт которого кажется ему интересным и полезным. Но научится, приобрести реальные навыки и опыт он может только самостоятельно. А что происходит с информацией которую мы получаем на протяжении 11 лет от совершенно не авторитетных для нас людей — учителей? Она благополучно забывается. То есть получаем пустую трату времени, нервов и здоровья.

Еще один интересный момент. Возьмем к примеру учителя математики. Он изучал математику 11 лет в школе, 5 лет в вузе, ну и обычно работает учителем порядка 10 лет и пытается уместить весь свой багаж знаний в голове ученика у которого есть еще 10 таких же учителей, считающих, что их предмет самый важный.

Наконец, тот самый вопрос об общении. Что бывает за общение на уроке? Правильно, выговор, запись в дневник, а за слишком активное общение могут еще и к директору отправить. На перемене тоже не очень получается развлечься «не бегать по коридорам!» да и длится она всего 10 минут. Вот и выходит, что общаемся мы в основном пару часов после уроков и по выходным. И в чем тут заслуга школы? Умение работать в команде? А кто знает какие иерархии порой выстраиваются в классе? Что если кого-то не устраивает такое общество, а сменить школу нет возможности? Сколько детей с покалеченными нервами, а иногда и не только нервами… Кто ни-будь читал книгу Джоди Пиколт «19 минут»? Советую к прочтению. Было бы не так грустно, если бы подобные истории не встречались слишком часто в реальной жизни.

И в завершение, ЕГЭ. В последние несколько лет это слово пугает миллионы школьников России. Кажется, что именно к нему нас готовят эти 11 лет. На самом деле это обычный тест, для подготовки к которому достаточно одного месяца. Тем не менее весь 10-11 класс в воздухе витают три ужасные буквы (не те, о которых вы подумали) ЕГЭ.

Почему Экстернат?

На самом деле, так просто перестать ходить в школу в нашей стране нельзя, у нас ведь есть, так называемое «Право на образование». На деле же образование в России является не правом, а обязанностью. В общем, хочешь не хочешь, а будешь образованным. Однако есть несколько способов свести ее посещение к минимуму. Один из таких способов — экстернат.

Экстернат (от лат. externus посторонний) это форма аттестации, которая предполагает самостоятельное изучение общеобразовательных программ основного общего, среднего (полного) общего, высшего образования с промежуточной и государственной (итоговой) аттестациями в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию. (спасибо Википедии)

То есть, за учебный год ты посещаешь школу всего несколько раз, что бы сдать зачеты по обязательным предметам (всего не более 12).

У меня все это происходило примерно так:

В сентябре я прихожу в школу, получаю список предметов и составляю примерный график аттестации. Обычно в первое полугодие я ставлю легкие предметы, а тяжелые оставляю на второе.

Затем, когда график утвержден завучем и директором, можно начинать готовится.

Иду в школьную библиотеку за учебником (не знаю, есть ли сейчас учебники в библиотеках городских школ, помню, что когда мы жили в Кемерово их нужно было покупать каждый год), затем встречаюсь с учителем и обсуждаю порядок сдачи устно/тест/контрольная, интересуюсь на какие темы нужно обратить внимание. На этом этапе очень важна коммуникабельность. На самом деле, и это далеко не новость, отношение школьников к учителям мягко говоря не очень хорошее. И интерес к предмету у 80% учеников абсолютно отсутствует. А учитель ведь тоже человек, и порой очень даже интересный. Поэтому если общаться с учителем на равных и проявлять уважение к его предмету, шанс сдать зачет заметно возрастает. :)

Далее нужно прочитать учебник. Вас никогда не удивляло, как они могут растянуть на год книжку, которую можно прочитать за 1-2 недели? Допустим учебник географии — примерно 150стр. Даже если читать всего по 15 страниц в день, периодически конспектируя, можно уложиться в 10 дней! И зубрить ничего не надо. 10 дней ты занят только географией и нечем больше (я имею ввиду из школьной программы, на деле ты можешь заниматься чем угодно, потому что 15 страниц вдумчивого чтения это максимум 1-2 часа в день) То есть за 10 дней можно выучить географию и забыть о ней на ближайший год. Так же дела обстоят с историей, биологией, обществознанием и литературой.

С метаматематикой, химией и т.д. дела обстоят немного иначе, здесь не поможет бессмысленное чтение книжки, здесь нужна практика. Поэтому эти предметы требуют чуть больше времени. Я обращалась за объяснением к учителям. Мы назначали консультации несколько раз в неделюи занимались непосредственно в школе. Экстернат этого не исключает. Так же можно сколько угодно посещать занятия и школьные мероприятия, если есть желание.

Когда подготовка закончилась я иду в школу и сдаю зачет. Да, так просто. Мне в «зачетный лист» (не знаю, как по другому назвать) ставят оценку и подпись. Такой же лист есть у завуча и директора. Как только я закончила со всеми предметами, сдаю учебники назад в библиотеку и свободна до следующего года.

И еще несколько слов о ЕГЭ и ГИА. Подготовка к ним ничем не отличается от подготовки к сдаче обычных зачетов. Так же если есть желание можно ходить на подготовку со своим классом. Я ходила скорее из интереса. Однако там больше внимания уделяется правильному заполнению бланков, чем реальной практике (вот уж где действительно бред, их может заполнить и первоклассник. С бланками Arrival в аэропорту и то сложнее разобраться.), но тем не менее может оказаться полезным.

Чему действительно хотелось бы уделить внимание, это принятию ответственности. Я перешла на экстернат в 5-ом классе, конечно родители мне в этом очень помогли, но тем не менее решение принимала я. И здесь нужно четко осознать что это твое решение, так же как и ответственность за него. Мне много раз предлагали вернуться в школу, говорили, что я не справлюсь, не смогу, не сдам и так далее. Но я четко знала причины, по которым я иду дальше. Это вовсе не значит, что вернуться назад нельзя, можно, примут с распростертыми объятьями, еще и скажут «мы же говорили!», вопрос только, захочется ли возвращаться? Получив массу свободного времени, возможность заниматься тем, чем интересно и чувствовать себя самостоятельным человеком. Мне не захотелось.

На что тратить свободное время.

Еще один важный вопрос. Обучаясь таким образом, освобождается огромное количество свободного времени, которое нужно тратить с пользой. Образование многого не даст, а вот реальные навыки и знания очень даже пригодятся. То есть заниматься самообразованием можно не только по школьной программе. Я, например, интересовалась рисованием. Сначала рисовала по урокам в сети, позже пошла в художественную школу. (не скажу что она очень много мне дала, школа есть школа…) Так же училась играть на гитаре, даже играла в местных группах. Занималась графическим дизайном, изучала английский, работала в 3D кинотеатре родителей, где заработала на профессиональную камеру и серьезно занялась фотографией.

В общем время очень важный ресурс и нужно использовать его по полной, пробуя различные направления, и развивая свои способности. И тогда, к моменту получения аттестата, можно забыть про вуз и идти к своим мечтам.

Об институте.

Как я уже писала, время очень важный ресурс и я считаю бессмысленным тратить его на вуз, во всяком случае на Российский. Без обид, но наше высшее образование в большинстве случаев отнимает массу времени и не дает ровным счетом ничего. И все же, после окончания школы, мне было интересно испытать свои силы и я поехала в Красноярск.

Краткое руководство по поиску работы.

Задача была найти работу дизайнером с зарплатой от 15т.р. из навыков имелось знание ФШ, небольшое портфолио, зато большое желание. Ввела в гугл


В избранное