CIM Travel: отдых в Португалии с известным туроператором. Знаменитые португальцы: Луис де Камоэнс
Знаменитые португальцы: Луис де Камоэнс
Луис де Камоэнс (Луи́ш Ваш ди Камо́йнш, около 1524, предположительно Лиссабон - 10 июня 1580, Лиссабон) - величайший поэт и драматург, создатель литературного португальского языка.
Жизнь Камоэнса - совокупность домыслов исследователей на фоне десятка документально засвидетельствованных фактов. Он - сын дворянина Симона де Камоэнса. Местом его рождения считается Лиссабон.
В 1537-1542 Комоэнс, по всей видимости, учился в университете в Коимбре, а по его окончании вернулся в Лиссабон,
где дебютировал как драматург и лирический поэт. Во второй половине 1540-х годов по неизвестным причинам Камоэнс вынужден был покинуть столицу. Предположительно, в течение двух-трех лет он жил в провинции в поместье одного из своих знатных друзей, а в 1549 завербовался в солдаты. На рубеже 1540-1550-х годов служил в гарнизоне Сеуты - крепости на африканском берегу Гибралтара. Затем вернулся в Лиссабон, где угодил в тюрьму за то, что ранил во время ссоры королевского стремянного. От отбывания наказания поэта
спасло то, что он уже завербовался для несения королевской службы в Индии, куда отправился в марте 1553.
По-видимому, были и иные причины, побудившие Камоэнса покинуть родину и стать - так он сам определяет в стихах свое состояние - «изгнанником». В сентябре 1553 поэт прибыл в Гоа - столицу индийских владений португальской короны. За годы пребывания в Гоа он принял участие в ряде морских военных экспедиций (вдоль
Малабарского берега Индии, к мысу Гвардафуй - в район Красного моря, на Молуккские острова). В 1546 Камоэнс получил назначение в Макао - смотрителем имущества отсутствующих и пропавших без вести лиц. Во время одной из поездок в Гоа с отчетом Камоэнс чуть было не погиб: корабль, на котором он плыл, потерпел кораблекрушение в устье реки Меконг. Поэту удалось выжить и спасти почти законченную рукопись «Лузиад», которую он вез с собой. В Гоа он дважды оказывался в тюрьме - за долги и по обвинению в
растрате.
В 1567 Камоэнс покинул Индию, чтобы плыть в Лиссабон, но почти на два года задержался в Мозамбике, чтобы добыть денег для продолжения пути. Живя там в крайней нищете, Камоэнс тем не менее подготовил к печати собрание своих лирических произведений, которое увидело свет уже после смерти поэта в 1595. В 1570 Камоэнс по прибытии в Лиссабон начал хлопотать об издании «Лузиад», увидевших свет в 1572. Молодой король
Себастиан, к которому поэт обратился в последней песне «Лузиад», прочитав поэму, назначил поэту пенсию, на которую тот доживал свои последние годы.
Камоэнс - один из величайших лириков позднего Возрождения, чьи сонеты по своему трагизму и философской глубине стоят вровень с сонетами Шекспира. Как и Шекспир, Камоэнс стремился в своей поэзии восстановить распадающуюся цельность мироздания, обнаружить в кажущемся хаотическом
и абсурдном бытии порядок, согласовать земное и небесное, реального человека и его идеальный образ, вечное и мимолетное, действительное и воображаемое. Отсюда - его обращение к неоплатонизму и сопряженной с ним петраркистской поэтической традицией. Перу Камоэнса принадлежат стихотворения, написанные как в ренессансно-гуманистическом жанровом и стилевом ключе (помимо сонетов, это - октавы, оды, канцоны, эклоги, элегии), так и редондильи, то есть стихи, написанные в традиционном восьмисложном размере,
характерном и для португальской, и для испанской письменной поэзии позднего Средневековья (редондильями написана и философско-мистическая поэма Камоэнса «Вавилон и Сион» - второе по значимости после «Лузиад» произведение поэта).
«Октавы о несправедливом устройстве мира, посвященные дону Антонио де Норонья» - наиболее развернутое выражение позднеренессансного мировидения Камоэнса. Сквозной мотив
камоэнсовской лирики - время, изменяющее облик мира, несущее с собой печальные перемены. Времени противостоят воспоминания: поэт-изгнанник живет иллюзией присутствия утраченного в его душе, идеалом, запечатленным в его сознании. Камоэнсу близок и горацианский идеал блаженной сельской жизни, простого, непритязательного, но полного интеллектуальных утех существования на лоне природы.
Рядом с Камоэнсом-неоплатоником и стоиком
существует и Камоэнс - певец материального, звучащего и сверкающего, пронизанного токами земных страстей мира (ода «Спокойным, ясным днем», эклога «Два фавна», сонеты на мифологические сюжеты), служитель земной любви, символическим воплощением которой в его поэзии выступает Венера - покровительница мореплавателей, воспетых в поэме «Лузиады».
Сюжет "Луизиад" делится на 3 части:
«введение», «мифологическую» и «историческую» часть. В эпопее поэт излагает все героические события португальской истории от заселения страны мифическим Лузом - предком лузиадов-португальцев - до открытия пути в Индию вокруг Африки Васко да Гамой в 1498. Заметна установка на подражание «Энеиде» Вергилия, начиная с зачина: автор обещает воспеть «оружие и рыцарей отважных» (порт. As armas e os barões assinalados, ср. хрестоматийное Arma virumque cano
Вергилия). В то же время новаторство Камоэнса в том, что герой его эпопеи коллективный: потомки Луза, португальцы. Для португальской культуры «Лузиады» играют такую же роль основополагающего шедевра, как «Божественная комедия» для итальянской.