ЗАПИСКИ ДОБРОГО АВТОМАТИЗАТОРА
Или
Руководителю, обдумывающему компьютеризацию своего бизнеса.
Выпуск 4
Мы поставили перед собой задачу освоить основные понятия и научиться корректно
размышлять для того, чтобы вооружить наш бизнес адекватной информационной системой.
Здесь нет готовых рецептов, поскольку нет одинаковых ситуаций у разных компаний.
Мы потратим некоторое время, чтобы научиться отличать «черное» от «белого» и
потом научиться более интересным вещам. Но вначале я не могу не сообщить вам
о некоторых распространенных заблуждениях, из-за которых руководители снова и
снова совершают серьезные ошибки. Одна из таких ошибок – преждевременная закупка
оборудования (компьютеров).
Как нельзя покупать компьютеры и прочее оборудование
Хотя прошло уже более десяти лет с тех пор как нас накрыло первой волной автоматизации
с помощью так называемых "персоналок", такие ошибки встречаются довольно часто
и могут привести к неприятным последствиям. Причина их в слабом представлении
о последовательности действий, а также в укоренившихся в среде руководителей
заблуждениях, чем активно пользуют для извлечения своей выгоды поставщики оборудования,
а иногда и люди из окружения директора.
Происходит это обычно так. Директор вынашивает планы автоматизации своего предприятия.
Информация об этих планах просачивается сквозь двери директорского кабинета и
попадает к заинтересованным поставщикам оборудования. Вскоре в приемной директора
появляются продавцы техники. Их цель – убедить руководителя в необходимости закупки
компьютеров, серверов, сетевого оборудования, принтеров и многого другого, вплоть
до устройств бесперебойного питания и резервного копирования данных. На своем
высокопрофессиональном языке они называют все это "железом", которому, чтобы
работать, кроме электричества из розетки нужен еще и "софт". При этом они говорят:
"Мы не просто продавцы, мы системные интеграторы. Мы не только продадим вам компьютеры,
но и установим на них операционные системы, офисные пакеты, антивирусные программы.
Мы заставим все это работать вместе, построим на вашем предприятии сеть ".
Директору, еще не понявшему до конца, что именно он будет делать с этой сетью,
пакетами и компьютерами, уже нужно сделать непростой выбор – между западным и
отечественным оборудованием, между разными поставщиками, между самыми современными
машинами (например, с процессором Pentium IV, с большой памятью, лазерными дисководами,
сетевыми, звуковыми картами, графическими акселераторами и т. п.) - или поскромнее
(скажем, Pentium III, необходимый минимум памяти и дисков, сетевая карта – и
все). «Ну что тут непонятного, – торопит системный интегратор, – это как с покупкой
автомобиля: современное и импортное дороже, вчерашнее и российское дешевле».
И правда, цена, вроде, нормальная, у других дороже. Чего тут думать, берем. Купим
потом программы – вон сколько их рекламируется, – установим и будем работать
еще успешнее, чем вчера.
Стоп, Стоп! ПРИ ТАКОМ ПОДХОДЕ БОЛЕЕ ПОЛОВИНЫ ДЕНЕГ БУДЕТ ПОТРАЧЕНА НАПРАСНО!
Почему? Да потому что, скорее всего компьютеры (штук 50 на общую сумму около
40 тыс. долларов) постоят пару месяцев в коробках и будут расставлены по столам
управленцев, которые начнут пользоваться ими как печатной машинкой и делать несложные
расчеты с помощью электронных таблиц. Через полгода директор поймет, что ничего
особенного не изменилось, никакой "автоматизации" не произошло. Начальнику отдела
информационных технологий (ИТ), или отдела АСУ (если такового нет, то самое его
время создать) будет поручено "решить вопрос". Этот начальник, как правило, разбирающийся
в программировании и операционных системах, в лучшем случае начнет с внедрения
электронной почты, затем займется автоматизацией бухгалтерии (10 рабочих мест)
и через 10-12 месяцев так или иначе эту задачу решит.
Это, конечно, очень общий сценарий, причем не самый пессимистичный, когда бухгалтерия
могла остаться неавтоматизированной. Где же тут, скажете вы, потеря денег? Давайте
считать. Полезное использование компьютеров началось через 18 месяцев после покупки,
и к этому сроку только для 20% от их числа нашлось применение. Ну, ладно, с учетом
того, что электронная почта пусть через восемь-девять месяцев, но все же появилась
и ею пользуется примерно половина «автоматизированных» сотрудников, а также того,
что счета и договора теперь оформляются на типовых электронных бланках и выглядят
красиво, будем считать, что с пользой для дела работает примерно половина компьютеров.
Спросите себя: стали бы вы тратить такие средства, чтобы в компании появилась
электронная почта, ваши сотрудники освоили офисные приложения и стали более конкурентоспособными
на рынке труда?
К тому же, оставшаяся не у дел вторая половина закупленного оборудования – далеко
не все ваши убытки. Новый автомобиль, простояв без дела в гараже 18 месяцев,
остается практически таким же ценным объектом (во всяком случае, в нашей стране),
а вот компьютер за это время потеряет, по крайней мере, половину своей стоимости.
Компьютеры стремительно дешевеют. Почему так происходит – разговор особый, но
вот уже несколько десятилетий выполняется закон Мура, согласно которому каждые
18 месяцев тактовая частота процессоров удваивается (тактовая частота для компьютера
– это примерно то же, что скорость для автомобиля). Это означает, что, отложив
покупку на 18 месяцев, мы за те же деньги (в USD) сможем купить уже совершенно
другой компьютер – более быстрый, с удвоенной тактовой частотой, гораздо более
емкой памятью.
Трудно сказать, будет ли спустя 18 месяцев в продаже тот компьютер, что мы только
что купили, и если да, то сколько он будет стоить – полцены или меньше, – но
вот продать его мы точно не сможем дороже, чем за 30 % от сегодняшней цены. Потому
что такие компьютеры станут мало кому нужны. Они устареют.
Вывод: «железо» необходимо приобретать, четко представляя, для каких целей и
как оно будет использоваться и только непосредственно перед тем, как включить
его в работу.
ЗАКУПКА И УСТАНОВКА «ЖЕЛЕЗА» – ЭТО ПОСЛЕДНИЙ ЭТАП ЛЮБОГО ПРОЕКТА ПО СОЗДАНИЮ
ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ.
Послушайте вашего Доброго Консультанта! С этого начинать нельзя – пустая трата
денег! А с чего же надо начинать?
Читайте об этом подробнее в следующих выпусках.
Ваш Добрый Консультант,
Лев Тришанков
Пожелания и вопросы направляйте по адресу lev_t60@hotmail.com