Интернет-портал Век вендинга VEQ.RU Первый кофейный автомат
В любой истории вендинга первым пунктом упоминается«Пневматика» ( I век н. э.) Герона Александрийского, где было описание автоматических устройств для продажи «священной» воды и омовения рук в храмах . То есть первый примитивный торговый автомат. Но очень мало в истории вендинга уделяется внимания первому кофейному автомату, классики вендинга, самому популярному и доходному виду торговых автоматов. Но бесспорно кофейный автомат заслуживает отдельной истории и упоминания. Итак, углубимся в историю.
Первые автоматы по продаже кофе появились в 1946 году и конечно появились они в США, страна-пионер вендинга. Кофейные автоматы стали настоящим прорывом в вендинговой индустрии и способствовали развитию вендинга во всем мире.
Но их появлению предшествовал ряд событий. То есть появление кофейных автоматов имело уже под собой основу. Так в Начале XVII века — в Англии появились устройства для продажи табака порциями. В 1851 году на Всемирной промышленной выставке в Лондоне демонстрируются устройства, продававшие напитки. А 1886 уже в США выданы первые патенты на торговые автоматы по продаже жвачки.
В 1887 в Великобритании была создана первая торговая фирма по продаже товаров через торговые автоматы. 1888 — Томас Адамс установил автомат по продаже жвачки Тути-Фрути в США. Кофейных автоматов тогда в планах не было, пока в
1901 году японским ученым Сатори Като, работавшим в Чикаго, не был изобретен растворимый кофе, а в 1906 году английский химик Джордж Констант Вашингтон разработал растворимый кофе годный к массовому выпуску. В 1938 году появился первый «коммерческий» кофе — марка Нескафе.
Думаете, сразу потом появились кофейные автоматы? Нет. Сначала образовалась концепция кофе-брейков, это было в 1946 году и именно тогда, вендинг-индустрии увидела нишу кофейных автоматов.
Итак, первый торговый автомат кофе был создан в том же 1946 году.
Автоматы стали появляться в офис-центрах, на фабриках и заводах, где идея кофе-брейков как раз стала укоренятся. И не смотря на то, что автомат предлагал всего один напиток – растворимый кофе. Американцы с восторгом приняли автоматы с кофе. Они ведь просто обожают кофе, правда свой «по-американски», то есть его используют фактически для того чтобы запить еду. Кофейные церемонии, в частности, неторопливые разговоры за чашкой хорошо сваренного кофе в Америке не приняты, мало кто тратил на чашку кофе более
5 минут. Американцы пьют кофе, практически, «на бегу» и никогда не были избалованы кофейным разнообразием. Впрочем, именно эта особенность американцев привела к тому, что мир обогатился термоустойчивыми одноразовыми стаканчиками и подставками под стаканы в салонах автомобилей.
Но вот 1984 году компания Automatic Products представила первый торговый автомат с кофемолкой, с напитком из молотых зерен. Кстати, компания существует, и по сей день. А 1991 появились автоматы, которые предлагали не один и не два вида кофе, а десять и больше, как зерновые, так и растворимые напитки.
Automatic Products International, Ltd. (APi). На данный момент бренд Automatic Products, принадлежит Crane Merchandising Systems, мировому лидеру вендинг-индустрии. Компания состоит из девяти брендов. Также компании принадлежат три марки: CashCode, NRI, и Telequip . Automatic Products известная просто как API, основана в 1949 году, на данный момент специализацией компании являются в основном снековые автоматы. В 2006 году компания была приобретена конкурентом Crane Co.
В 1981, API приобрела производство в Пенсильвании. Именно здесь, и появился кофейный зерновой автомат. В 1992 году была создана международная сеть компании, и автоматы с зерновым кофе от API разъехались по миру. В l995 API имела более чем 20 дистрибьюторов за пределами США, в более чем 40 странах по всему миру.
Кстати самыми популярными автоматами в США являются на данный момент снековые автоматы, а не кофейные как в России.
В СССР, вендинг был, вообще в России он появился с неким Жоржом Борманом (Жорж Борман — российская кондитерская компания и торговая марка второй половины XIX века — первой четверти XX века). Это он установил первый торговый автомат в России, установил в Санкт-Петербурге в ноябре 1898 года. Автомат продавал шоколадки. Но дело говорят не пошло. Из-за чего? Из-за менталитета россиян, конечно же. А вот советский вендинг менталитет не победил, уж очень всем нравилось пить газировку из общего стаканчика. Кстати
газировка та делалась на водопроводной воде. Автоматы то были подключены к водопроводу. Не помните? В общем, в СССР вендинг был, в лице государственной организации «Автоматторг», он и выпускал и властвовал над советскими газировочными автоматами, автоматами по продаже пива, даже были автоматы, которые спрыскивали клиентов одеколоном. Снековых автоматов не было. И кофейных тоже. Своих разработок не было, а с ненавистным Западом, СССР не дружил.
Потом был крах, перестройка, исчез «Автоматторг» и вендинг стал зарождаться в новой России уже в ином качестве, сначала компания Кока-Кола завезла автоматы и стала продавать через них свою газировку, стала расти сеть франшиз, потянулись европейцы со своими автоматами, пришли представительства из США. И кофейные автоматы стали одними из самых популярных в вендинговом бизнесе.
Молва гласит, что первыми кофейными автоматами в России стали кофейники Saeco. Некий тайный бизнесмен, привез их в середине 1990-х годов из поездки за рубеж. И поставил всем на удивление. И стал пионером кофейного вендинга в России. Возможно, разгадки этой истории стоит искать в деятельности компании «Профессиональные торговые автоматы», ведь именно эта компания осуществляет прямые поставки оборудования Saeco в Россию и страны ближнего зарубежья с 1998 года.
Старкин Константин Алексеевич, Генеральный директор, компании Новые Вендинговые Технологии
Детские игрушки всегда пользуются популярностью. Взрослые готовы тратить деньги на игрушки и тут дело за продавцами, которые должны предоставлять широкий и качественный ассортимент. Здесь на помощь предпринимателям приходят торговые автоматы.