Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Склад. Организация и управление.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Автор рассылки - В.В. Волгин,  экономист √ международник,  член Международной Академии Наук информации, информационных процессов и технологий (МАН ИПТ), более двадцати лет работавший в сфере экспорта и импорта машин и оборудования, в том числе за рубежом, автор 26 книг для предпринимателей и автомобилистов.   Об этих книгах можно узнать на сайте:  www.volginvv.by.ru,

В рассылке будут затрагиваться вопросы организации склада, логистики, управления и анализа. Технические аспекты оснащения и строительства предприятий не рассматриваются.

Выпуск 5

 

Оборудование

 

Логистические задачи

Выбор типов и моделей оборудования для хранения на основе расчетов необходимой емкости склада, количества ячеек и т.д.

Выбор типов и моделей оборудования для перемещения грузов на основе расчетов грузооборота, маршрутов, высоты и т.д.

Выбор типов и моделей оборудования для создания необходимых условий труда и сохранности товаров.

 

На складах применяется оборудование для  хранения товаров, для перемещения грузов, для переработки, сортировки, упаковки товаров. Оборудование для хранения товаров подразделяют на следующие виды: для укладки и хранения товаров в таре и штучных товаров, для хранения навалочных и насыпных товаров, для хранения наливных товаров.

Для укладки и хранения тарных и штучных грузов широко применяются поддоны. Если груз приходит в отдельных ящиках, коробках, пачках, его крепят на поддоны и хранят вместе с ними на стеллажах. Чаще всего деревянные поддоны имеют размер 1200х800 мм, реже - 1200х1000 или 1200х1100 мм.

Основная задача поддонов - обеспечивать возможность их поднятия вилами погрузчиков без повреждения груза или тары, для чего в них предусмотрены специальные пазы.

Вторая задача - обеспечивать возможность формирования удобных для погрузо-разгрузочных работ и перевозки грузовых модулей (пакетов).

Третья задача - иметь стандартные размеры, чтобы обеспечивать возможность планирования объемов перевозок, хранения, погрузо-разгрузочных работ, а также возможность применения стандартных средств механизации обработки грузов.

Плоские поддоны используют для пакетирования товаров в ящиках, мешках, коробках, а также для крепления на них крупногабаритных товаров без тары - например, двигателей, редукторов и т.п.

Стоечные поддоны имеют четыре стойки, позволяющие производить их укладку один на другой в несколько ярусов.

Ящичные поддоны имеют днище, жесткий объемный каркас, съемные или несъемные стенки. В них перевозят и хранят легкоповреждаемые товары.

Металлические поддоны специальной формы - для перевозки бочек и емкостей другой формы, для перевозки тяжелых агрегатов.

Срок службы деревянных поддонов невелик, поэтому выгоднее использовать металлические поддоны или специальную тару.

Для хранения тарных и штучных грузов чаще всего применяются стеллажи. Сборно - разборные стеллажи собирают из унифицированных деталей и узлов, допускающих различные варианты компоновки.

Каркасные стеллажи используют для хранения товаров на поддонах или длинномерных товаров без поддонов. Каркасные стеллажи состоят из металлической обрешетки, вертикальных стоек и горизонтальных балок. Перфорация в стойках позволяет переставлять горизонтальные балки и изменять высоту ячейки стеллажа.

"Проходные", "набивные" каркасные стеллажи или стеллажи "глубокого складирования", применяются для хранения груза на поддонах в тех случаях, когда номенклатура груза небольшая и по каждому наименованию груза большое количество поддонов. Грузовые полки выполнены из специального профиля с ловителем, позволяющим точно устанавливать поддоны с грузом. Грузовые полки крепятся к рамам и стойкам с помощью кронштейнов. Вверху рамы и стойки связываются с помощью связей и талрепов. Ширина секции или загрузочной ячейки определяется расстоянием между рамами (стойками) и бывает обычно 1480 мм или 1380 мм.

Самыми распространенными из универсальных стеллажей являются полочные, называемые так из-за сплошных полок, укрепленных на рамах и балках. Рамы изготавливаются из специального профиля имеющего перфорацию с шагом 50 или 75 мм, что позволяет регулировать расстояние между грузовыми полками. Высота рам зависит от высоты склада - а высота достигает порой 38 метров. Конструктивные размеры балок выбираются в зависимости от расчетной нагрузки.

Ширина рам выбирается в каждом конкретном случае в зависимости от габаритов груза. Чаще применяются размеры 550, 700, 900 мм. Длина балок выбирается в зависимости от веса товара, который будет храниться.

Для хранения штучных грузов могут быть использованы стеллажи, на которых устанавливается настил из ДСП или металлические полки со специальными скобами, препятствующими смещению. При большой ширине рам и больших нагрузках применяются специальные поперечные балки, препятствующие прогибу полок. В этом случае обычно нижние уровни до высоты 3 метра используются для хранения штучных грузов, а выше хранятся поддоны с грузом.

При хранении мелких штучных товаров в высоких складах невыгодно применять подъемные механизмы. Вместо этого балки стеллажей на высоте 2-2,5 м соединяются между собой площадками обслуживания, фактически являющимися полом 2-го уровня. При необходимости таким же образом устраивают и третий уровень. Площадки обслуживания между балками имеют сборно-разборную конструкцию и настил из рифленой стали. По настилу могут передвигаться тележки с грузом до 1 тонны. Эти площадки комплектуются лестницами и ограждениями. Для подачи груза вместе с тележкой или без нее на необходимый уровень применяют подъемные платформы или обычный погрузчик или штабелер.

В клеточных стеллажах полки разделены вертикальными перегородками. Их используют для хранения мелких товаров в индивидуальной упаковке, в коробках или в лотках.

В ящичных стеллажах ячейками служат ящики для хранения очень мелких товаров - крепеж, радиодетали, лекарства и т.п.

В гравитационных стеллажах грузовые полки наклонены и груз перемещается под действием своей силы тяжести. В гравитационных стеллажах на крупных складах в качестве опор для поддонов используются роликовые дорожки, по которым поддоны двигаются под действием собственного веса. Загрузка всегда осуществляется с одной стороны.

К полу стеллажи крепятся специальными дюбелями. При покупке стеллажей следует требовать выдачи паспорта стеллажей с указанием допустимых нагрузок на полку и гарантийными обязательствами. Особенно это относится к стеллажам, бывшим в употреблении.

Стеллажи должны быть прочными, устойчивыми и крепиться между собой и к конструкциям зданий. Проходы между стеллажами должны быть шириной не менее 1 м.

 

Ширина проходов между стеллажами зависит от применяемой техники. Ввиду необходимости проходов между стеллажами, занятая стеллажами (полезно используемая) площадь общетоварного склада при высоте 3,5 метра составляет 36%, при высоте 5 метров - 48%, при высоте 7 метров - 60%.

Для максимального использования площади склада применяют передвижные стеллажи, располагаемые без проходов между ними - лишь один проход или проезд на все помещение склада. Например, один из применяемых комплексов механизированных стеллажей модульной конструкции размером 20х10 метров позволяет при 5-и ярусном хранении обеспечить вместимость 540 паллет, при этом любой груз доступен в любой момент. Комплекс состоит из 2-х неподвижных стеллажей, между которыми по рельсам на специальных тележках с помощью электропривода двигаются секции стеллажей грузоподъемностью от 60 до 120 тонн. Таких секций в комплексе обычно 8, но по желанию заказчика количество секций может быть любым. Водитель штабелера нажимает на пульте кнопку выбора проезда, и все секции сдвигаются со скоростью 4 метра в минуту, образуя в нужном месте проезд. Рельсовые пути заглублены в пол и не мешают проезду штабелера. Эти комплексы сравнительно дороги, но за счет большой вместимости быстро окупаются.

Специальные стеллажи применяют для хранения определенных видов товаров. Стоечные стеллажи состоят из горизонтальной рамы и укрепленных на ней стоек. В консольных стеллажах грузонесущими элементами являются консоли. На стоечных и консольных стеллажах размещают для хранения длинномерные грузы (трубы, сортовой металл, рулонные материалы и т.п.).

Конструкция стеллажей и деталей их крепления должна обеспечивать жесткость, прочность, устойчивость, безопасность и удобство выполнения монтажных и ремонтных работ. Элементы стеллажей не должны иметь острых углов, кромок и поверхностей с неровностями.

Стеллажи, выполненные из металла, должны иметь защитное заземление.

Стеллажи должны иметь маркировку допускаемой нагрузки каждой полки и общую.

Стеллажи испытываются один раз в год на наибольшую нагрузку. На стеллажах должны быть вывешены таблички с указанием их максимальной грузоподъемности и сроков очередных испытаний.

Не допускается загрузка стеллажей свыше предельной нагрузки, на которую они рассчитаны.

Для укладки (снятия) груза на стеллажах следует применять приставные лестницы или стремянки с плоскими ступенями. Приставные лестницы должны иметь вверху крючья для крепления за стеллаж.

Стеллажи должны быть изготовлены в соответствии с требованиями ГОСТ 14757-81 "Стеллажи сборно-разборные. Типы, основные параметры и размеры" (И-1-Х-87, И-2-VII-92) и ГОСТ 16140-77 "Стеллажи сборно-разборные. Технические условия" (И-1-IV-84, И-2-VIII-89).

 

Механические вешала используют для хранения верхней одежды на плечиках.

Бункерные устройства - емкости прямоугольной, круглой или конической формы для хранения навалочных и сыпучих грузов. Сверху у них имеются загрузочные устройства, снизу - высыпные люки с затворами. Применяются деревянные, железобетонные и металлические бункеры емкостью до 100м3 и более.

Закрома - сформированные вертикальными перегородками открытые емкости для насыпки навалочных грузов. Обычно устраивают деревянные и железобетонные закрома в закрытых или открытых складах .

Резервуары (цистерны, баки, бочки) используют для хранения наливных грузов. Резервуары изготавливают из стали и железобетона. Их оборудуют люками для выполнения замеров, чистки и ремонта, а также приспособлениями для слива и налива и для выпуска воздуха.

Удобны для хранения, погрузки, разгрузки и перевозки наливных грузов специализированные контейнеры массой брутто 30, 20, 10, 5 и 1,25 т.

 

На складе используют большие верстаки для распаковки, проверки, а также комплектования и упаковки товаров. Если работа связана с отгрузками мелкими партиями, применяют весы для взвешивания отправляемых мелкими партиями коробок и указания веса в накладных для расчета стоимости перевозок.

Для удобства отбора мелких товаров со стеллажей используют разнообразные тележки, столики на колесах, наподобие сервировочных. На такие тележки или столики рабочие выкладывают товары из стеллажей при отборе и везут к месту упаковки. Таким же образом развозят по местам хранения прибывающий мелкий груз.

 На складах применяют различные инструменты для распаковки ящиков: гвоздодеры, кусачки, ножи. Для упаковки требуются машинки для обтягивания ящиков металлической лентой, машинки для обтягивания коробок клейкой лентой, молотки. Расходные материалы: наполнитель пенопластовый, лента металлическая, лента клейкая, гвозди.

 

Уважаемые господа,

 

Книгу автора "Склад. Организация и управление", 2002 и компакт-диск "Торговый склад. Справочник руководителя", 2002 можно заказать через сайт  www.retail.ru

 

 

 

 

***********************

 

Уважаемые подписчики! 

Для того,  чтобы информация в рассылках была максимально полезной для Вас - сообщайте, пожалуйста, темы и вопросы, которые Вас интересуют.   e-mail: expert@e-mail.ru

В сообщениях обязательно указывайте Ваше имя и город.

Письма высылайте без приложений - из-за риска вирусов приложения открывать не буду.

Автор рассылки В.В. Волгин

 www.volginvv.by.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное