Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка Клуба "Супер-Розница"



  

  

 

23 апреля 2008 г в «Президент-отеле» в Москве прошел «Форум SAP для компаний розничной торговли и дистрибьюции. Консультанты «Супер-Розницы» Новоселова Наталия и Деветьярова Ирина приняли в нем участие. Своим мнением о данном форуме консультант «Супер-Розницы»  Деветьярова Ирина, имеющая большой опыт по внедрению IT-систем, делится в этой статье.

  

 

В последнее время появились публикации, о том, что компания SAP AG активно внедряет в России и странах СНГ свое решение SAP Retail для розницы. Пользователями SAP стали крупнейшие торговые сети России - «7 Континент», «Виктория», «Копейка», «X5 Retail GROUP», «Эльдорадо».

В программе форума были заявлены выступления представителей OOO «САП СНГ» и ИТ-специалистов компаний, где SAP уже внедрен или внедряется, поэтому форум обещал быть интересным.

Открыл форум Борис Вольпе, исполнительный директор OOO «САП СНГ». По его словам, розничная торговля является одной из бурно развивающейся отраслей в РФ, 406 млрд. $ - составляет доля розницы в совокупном ВВП России, розничная торговля занимает 3-е место среди отраслей по этому показателю. Г-н Вольпе считает, что огромным достижением SAP стало то, что крупнейшая американская розничная компания Wal-Mart отказалась от решения собственной разработки для финансов и начала внедрять SAP. (Обратите внимание - для финансов, прим. автора). «SAP стал стандартом в рознице» - заявил Борис Вольпе.

Основной задачей своей компании он считает необходимость «формирования пользовательской группы решения SAP Retail на уровне региона. Это будет вторая группа после нефтяной отрасли». Это означает, что интересы компании OOO «САП СНГ» в настоящее время сместились от нефтегазодобывающей отрасли в сторону розничной торговли, как одной из перспективных отраслей экономики России. В своем докладе Сергей Белинский, руководитель направления Торговля/ТНП центра отраслевой экспертизы ООО САП СНГ подтверждает: – «Розничная торговля – стратегический приоритет SAP в странах СНГ».  По его словам, в России 9 из 12 крупнейших розничных сетей являются пользователями SAP, на Украине – 3 сети.

С. Белинский утверждает, что ИТ-системы  собственной разработки в рознице подошли к концу своего жизненного цикла, так как за 10 лет развития отрасли изменились «правила игры».

Время жизни есть у любой IT-системы, построенной на любой платформе, в том числе и на основе SAP. Российская действительность такова, что время жизни программы любого уровня  на предприятии 7-8 лет. После этого, по разным причинам, возникает необходимость замены программного обеспечения. Причем, как правило, смену версии программного обеспечения зачастую можно сравнить с переходом на совершенно новую программу. Думаю, что эта тенденция сохранится и в ближайшее десятилетие.

  Компании готовы делать стратегические (читай значительные, прим. автора) инвестиции, если система максимально готова к использованию и развитию. Это означает, по мнению С.Белинского, что такая система должна максимально поддерживать процессы, специфичные для розницы, обеспечивать гарантии соблюдения сроков и качества внедрения, иметь управляемую стоимость владения (TCO[1]), быть максимально интегрированной с решениями для финансов, управления кадрами, бизнес-аналитики и др., иметь гарантии поставщика по развитию и поддержке решений в будущем. От использования  ИТ-систем собственной разработки отказались ранее упоминавшийся Wal-Mart, «Техносила», ГК «Виктория».

В мае 2006 г. вышла очередная версия  SAP ERP 6.0, содержащая новую версию отраслевого решения SAP for Retail. По словам С.Белинского, основным приоритетом развития данной системы на 2008 – 2009 гг. являются поддержка POS-терминалов и фискальных принтеров и разработка унифицированного интерфейса с POS третьих фирм, работа с мобильными терминалами, реализация основных функциональных расширений для продуктовой розницы. Напрашивается вывод, что в настоящее время в решении SAP нет достаточного функционала для работы с покупателями в торговом зале и поддержки соответствующего оборудования, что необходимо для любой розничной ИТ-системы, тем более претендующей на «всеобщий стандарт».

Еще в самом начале форума Александр Низник, Генеральный директор компании Ciber Novasoft в числе своих успешных проектов упоминает о таких компаниях как ЦентрОбувь, ГК Виктория, Твой Дом. Стоп! В этих компаниях внедрение SAP не закончилось. Всегда считалось, что успешный проект – прежде всего, означает законченный и внедренный проект.

Наиболее интересными оказались выступления представителей компаний, использующих SAP в своей деятельности. И. Афендулиди и И. Твердохлеб - представители ЗАО «Фуршет» (Украина) - поделились опытом внедрения SAP в своей компании. Компания работает с 1998 года. В настоящее время в нее входит  91 магазин, из которых 85 расположены на Украине (24 из них в Киеве), и 6 в Молдове. В системе SAP работают только 24 магазина г. Киева, интернет-магазин, 2 распределительных центра и 2 производственных цеха. До внедрения системы SAP компания имела большое количество локальных баз, отсутствовал единый справочник товаров и единое ценообразование. После внедрения SAP появляется централизованная база данных и, как следствие, возможность управления ценами, ассортиментом, формирования заказов и контроля выполнения заказов поставщиков (набор основных базовых функций любой современной торговой ИТ-системы – прим. автора). С 1 октября 2006года  до настоящего времени внедрены лишь 3 модуля: Логистика LO, Финансы FI, Контроллинг CO. Представители компании подробно рассказывают, как разрабатывали собственный классификатор товаров, обучали пользователей, писали инструкции. Одной из трудностей внедрения указывается недостаточная «заточка» (формулировка докладчиков) SAP под нужды розницы. На момент старта программы не поддерживались требования украинского законодательства в части налогового учета. Другая проблема – отсутствие практического опыта внедрения. Возникают вопросы, на которые пока нет ответа.  А где были представители продавца ИТ-системы, дорогостоящие консультанты?  Или продавец не участвовал во внедрении? Может, он скромно ушел в тень, предоставив клиенту самостоятельно испытать все тяготы внедрения, и потом почивать на лаврах славы?

Ответ был дан следующим докладчиком - менеджером проекта по модернизации ИС компании «МИР» А. Гуровым. Основным фактором успеха внедрения SAP он назвал ответственность топ-менеджеров компании за внедрение системы. Проект внедрения SAP – не является ИТ-проектом. Ответственность за внедрение берет на себя тот, кто выдвигает требования. По каждому направлению назначаются ключевые пользователи. Они формулируют требования, внедряют систему и отвечают за внедрение.

Несложно представить, что будет с беднягой «ключевым пользователем». Найдутся пара жертв, которые не справятся и будут уволены. Другие поутихнут – резко сократят количество пожеланий к системе, станут довольствоваться тем, что есть, а самое главное  - будут «довольны» системой. Это вариант «жесткого» внедрения ИТ-системы, при котором пользователи испытывают наибольший стресс, а глубина автоматизации окажется меньшей, чем при «мягком» внедрении.

Основная спорная идея – это то, что внедрение SAP не является ИТ-проектом. Мы все привыкли, что внедрение ИТ-системы - это ИТ-проект, который разрабатывают и внедряют ИТ-специалисты. Они же, как правило, и несут ответственность за результат внедрения.

Такой подход к внедрению информационной системы при всей его привлекательности для компании - интегратора имеет подводные камни. При внедрении ИТ-системы всегда возникает несколько принципиальных вопросов, от решения которых может зависеть успех всего проекта. Зачастую принять правильное решение помогает опыт и специальные знания в области ИТ. Если за внедрение отвечает топ-менеджер со стороны заказчика, то он же принимает решение по ключевым вопросам. А имеет ли он опыт и специальные знания, прислушается ли он к мнению консультанта?

Считаю, что ответственность за успех проекта должны в равной степени нести обе стороны - исполнитель и заказчик.

Положительным эффектом такого внедрения, бесспорно, будет создание сплоченной команды топ-менеджеров, которые получат глубокие знания ИТ-системы, принципов ее работы и методологии.

Специалисты компании «Мир» указывают, что незапланированным эффектом внедрения стало приобщение к организационному проектированию топ-менеджеров.

Очень часто российские компании пытаются ориентироваться в своей работе на западный опыт. Интересуются, какие программы используют наиболее успешные западные компании, работающие в аналогичных сегментах рынка. Вероятно, такой интерес породил понятие «лучшие практики».

Выбирая SAP в качестве основы ИТ-системы, компания «Мир» считала, что  «SAP является носителем «лучших практик». После внедрения был сделан, на мой взгляд, очень ценный вывод - сформировать «лучшие практики» могут только носители «лучших практик», а не информационная система. Не следует ожидать, что даже самая лучшая и дорогая ИТ-система заменит квалифицированный персонал и предоставит эффективные бизнес-процессы для конкретной организации.

Еще один, не менее важный вывод докладчиков – устранение мифа о том, что «существующая ИТ-система является тормозом для развития бизнеса». То есть, совсем не обязательно, что та система, которая уже работает на предприятии, и к которой накопилось множество нареканий, действительно плоха и требует замены. В некоторых случаях необходимо просто провести ее модернизацию, устранив какие-то старые, наболевшие проблемы.

На первом этапе в 2006-2007 годах компанией «Мир» были внедрены модули Логистика и Финансы. В 2008 году должен быть автоматизирован налоговый учет и решены задачи управления ассортиментом, розничными ценами и акциями. В 2009 году работы предстоят в области планирования и бюджетирования. Решение задач первого этапа дало возможность построить достоверный, полный и актуальный учет товародвижения, а также были удовлетворены накопленные требования к старой информационной системе по расширению функционала. В августе 2008 года планируется завершить внедрение автоматизированных процедур пополнения товарного запаса в магазинах и на складах компании и внедрение автоматизированных инструментов ассортиментно-ценовой политики. В мае 2008 года должны закончиться создание инструмента для управления затратами и появиться возможность формирования отчетности по МСФО. Не достигнута одна из поставленных целей – не произошло повышения производительности труда и оптимизации численности персонала.

Коротким, острым и наглядным был доклад директора ИТ ООО «Эльдорадо» А.Талалыкина. «Эльдорадо» - старейший клиент отраслевого решения SAP в СНГ.

C 1998 г. компания работала на SAP R/3 4.0 Retail. В 2006 году компания перешла на SAP ERP 2004 Retail. По словам А.Талалыкина с 2006 по 2008 г.г. было осуществлено 256 разработок и 160 интерфейсов с другими системами. За эти два года база данных выросла со 100 до 6 000 гигабайт. В настоящее время в Эльдорадо помимо SAP используются не менее 5 приложений (в том числе 1С, в которой  считается зарплата и ведется налоговый учет).

Иллюстрируя многолетнее сотрудничество под лозунгом «SAP – вместе по пути успеха» был продемонстрирован следующий слайд:

 

 

 

 

Нетрудно догадаться, кто есть кто на этой картинке…

 

Хочется выразить огромную благодарность организаторам семинара за приглашение, открытый и честный диалог и предоставленную возможность услышать отзывы о работе SAP в розничных компаниях. Это было действительно интересно.

 

 



[1] TCO - Total Cost of Ownership – совокупная стоимость владения, может быть рассчитана с помощью различных методик, разработанных компаниями Gartner, Forrester Research, Meta Group, IDC. Фактически, это подход к определению наилучшего соотношения цена/качество (прим. автора).


В избранное