Пассажиропоток Московского метрополитена является одним из самых высоких в мире. По количеству пассажиров, перевозимых в год, он уступает только Токийскому метро. Доля метрополитена в перевозке пассажиров среди предприятий пассажирского транспорта Москвы составляет 56 %.
Количество пассажиров в метро зависит от времени. Наибольший пассажиропоток наблюдается в часы пик: с 8:00 до 9:00 и с 18:00 до 19:00. Наименьший пассажиропоток — с 0:00 до 1:00. В выходные пассажиров в метро почти в два раза меньше, чем в будни. По данным 2008 года, наибольший среднесуточный пассажиропоток был отмечен в декабре (7637,1 тыс. чел.), а наименьший — в январе (6156,5 тыс. чел.). Максимальная суточная перевозка 2008 года была зафиксирована 26 декабря — 9352 тыс. чел. Абсолютный
рекорд перевозки пассажиров за всю историю был достигнут в дни празднования 850-летия Москвы, когда метрополитен ежедневно принимал до 14 млн пассажиров.
С окончания Второй мировой войны по 2009 год пассажиропоток в московском метро системно рос, однако, пассажиропоток в первом квартале 2009 года снизился на 7 % по сравнению с первым кварталом 2008 года. По мнению бывшего начальника Московского метрополитена Дмитрия Гаева причиной снижения стал мировой финансовый кризис.
Плотность пассажиропотока Московского метрополитена в час пик достигает 7,7 человека на 1 м площади вагона. Это почти в два раза выше нормы. Темп строительства Московского метрополитена отстаёт от темпа роста пассажиропотока. На 1 км линий метрополитена в Москве приходится 35 тыс. жителей города. Сеть метрополитена в других крупных европейских городах со сравнимой с Москвой численностью населения значительно мощнее: в Лондоне на 1 км линий метро приходится 10 тыс. жителей города, в Париже — 6 тыс.
Однако стоит заметить, что:
Такое прямое сравнение не совсем корректно, так как интервалы движения поездов и вместимость поездов в Лондоне и Париже ниже, а значит и провозная способность километра линии метро ниже.
Население Парижа в официальных границах составляет всего 2 млн человек, а Лондона — 7 млн человек. Хотя в обоих городах в отдельных случаях метро выходит за пределы официальных границ города, основной охват именно в официальных границах города. Этим они похожи на Москву, которая тем не менее является намного более населённым городом в своих официальных границах.
Эксплуатирующие, проектные и строительные организации
Эксплуатацию метрополитена осуществляет ГУП «Московский метрополитен» (полное название — Государственное унитарное предприятие города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В. И. Ленина»). Его начальником с 7 февраля 2011 года является Иван Беседин.
ГУП «Московский метрополитен» — исключительно эксплуатирующая организация, поэтому строительством и финансированием новых линий не занимается. В пассажирском тарифе такой инвестиционной составляющей нет (присутствует только составляющая на реконструкцию и модернизацию), поэтому новое строительство ведётся только за счёт бюджета Москвы (В 2011 году планировалось выделить из бюджета 2,7 млрд руб. Из них 1,5 млрд рублей на выкуп земельных участков под строительство новых линий метро, а дополнительные
средства на модернизацию систем вентиляции в подземке и закупку автоматов по продаже проездных билетов). Проектированием и строительством занимаются специализированные организации: Метрогипротранс, Мосметрострой, Трансинжстрой и другие. Средняя стоимость строительства 1 километра Московского метрополитена — 2,2 млрд руб.
В Московском метрополитене имеются несколько эксплутационных служб, каждая из которых выполняет определённые функции: перевозка пассажиров, содержание путей, подвижного состава, эскалаторного, станционного и ремонтного хозяйств.
Служба тоннельных сооружений периодически осматривает все элементы тоннелей, занимается удалением пыли и промывкой поверхностей, а также выполняет косметический ремонт станций и вестибюлей. Большое внимание уделяется обнаружению и ликвидации течей грунтовых вод. Служба пути отвечает за эксплуатацию и ремонт путей метрополитена, смену рельсов и стрелочных переводов. Для контроля за состоянием пути используются дефектоскопные вагоны. Службы пути и тоннельных сооружений выполняют работы ночью в специально
отведённое «окно» (с 0:30 до 4:30).
Лёгкое метро
В 2001 году началась проработка проекта лёгкого метро в составе системы Московского метрополитена. Было решено провести линии в «спальные районы», остро нуждающиеся в высокоскоростном транспортном сообщении.
Изначально предполагалось сооружение эстакад с кривыми предельно малого радиуса и эксплуатация сочленённых двухвагонных составов «Яуза», однако позже было решено начать создание нового типа вагонов специально для наземных линий метрополитена. Допустимые радиусы кривых на лёгком метро определены в 150 м согласно СНиП (строительные нормы и правила). Для сравнения: допустимые радиусы кривых для обычного метро определены в 200 м.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме письма.
Общий тираж рассылок 50 000 подписчиков.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com 2006-2012 г.г. Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.