Англосаксонский период — эпоха в истории Великобритании, начавшаяся в V веке с высадки на Британских островах отрядов англов, саксов и ютов и образования англосаксонских государств и завершившаяся в XI веке нормандским завоеванием страны.
Административная система
Местное управление
Первой достоверно известной административной единицей англосаксонских королевств была область, занимаемая одним из племён, составлявших три главных англосаксонских народа (англов, саксов, ютов). Остатки этой системы сохранились в организации современных южноанглийских графств, возникших в VI-VII веках как provinciae или regio королевства Уэссекс (Дорсет, Сомерсет, Уилтшир и другие). Детальная структура аналогичных образований в составе Мерсии содержится в документе под названием «Tribal Hidage»,
составленном в начале IX века. Уже в это время древние англосаксонские «провинции» имели, прежде всего, судебные и фискальные функции, разрешая споры между соплеменниками и распределяя королевскую продуктовую подать.
По мере усложнения права и административного аппарата англосаксонских королевств появилась потребность в промежуточном административном звене между деревней и собранием «провинции». Это привело к появлению в Уэссексе сотни как административной единицы, объединяющей населённые пункты составляющие в сумме примерно сто гайд. В каждой сотне существовало собственное народное собрание, решающее споры между жителями этой области, наблюдавшее за поддержанием порядка и исполнением законов королевства
и распределявшее продуктовую подать. Короли имели своих представителей в органах управления сотен — главных судей (англ. reeve). После объединения Англии под властью Уэссекса сотня как основная административная единица была введена на всей территории страны (в областьях, завоёванных в X веке датчанами, она не сохранилась, её роль играл округ-уэпентейк (англ. wapentake).
Позднее сотни были объединены в ширы-графства (англо-сакс.: scir; англ. shire), причём система англосаксонских графств оказалась очень стабильной и сохранилась практически без изменений до XX века. Первые графства возникли в Уэссексе в VIII веке, а с объединением страны под властью уэссекских королей система графств была распространена на остальную территорию Англии. Обычно создание системы графств относят к времени правления Эдуарда Старшего (899—924). В восточных областях графства возникли
из территорий, занятых каждой из армий датских викингов в X веке (Лестершир, Нортгемптоншир, Бедфордшир и другие). Уже при Этельреде II графство стало главной единицей местной администрации, аккумулирующей финансовые средства для короля, организующей набор фирда и осуществляющей исполнение королевских указов.
В конце англосаксонского периода ряд графств передавался в управление эрлу, который возглавлял местное ополчение, председательствовал в суде графства и получал треть от платежей графства, причитающихся королю. Однако роль эрла оставалась скорее политической, чем административной. Большее значение имело возникновение должности шир-герефа (позднее — шериф; англо-сакс.: scir-geref) — королевского чиновника, назначаемого в каждое графство для управления местными финансами, осуществления правосудия
и поддержания порядка. К середине XI века шир-гереф стал главным королевским агентом в местном управлении. Он собирал налоги и платежи, управлял королевским имуществом на территории графства, председательствовал в судах в отсутствие эрла. Как представитель короля он обеспечивал единство страны и препятствовал образованию самостоятельных графств на территории Англии.
Центральное управление
Центральным элементом англосаксонского государства был король, правящий Божьей милостью и представляющий Бога среди своего народа. В англосаксонский период светская и духовная власть короля были неотделимы друг от друга. Король имел безусловную власть над светским населением и духовенством, ограниченную только обычным правом и каноническими прерогативами папы римского. Все властные полномочия в государстве проистекали от короля, даже эрлы, узурпировавшие в XI веке власть в регионах, являлись
лишь должностными лицами короля: их назначение и смещение осуществлялось только королём, а власть была ограничена королевскими шерифами в графствах.
Хотя вся полнота власти в англосаксонской Британии принадлежала королю, эффективное использование его прерогатив было невозможно без сотрудничества с представителями знати и духовенства. В этой связи чрезвычайно важным государственным институтом был витенагемот — собрание высшего духовенства и военно-служилой знати государства, созываемое королём для обсуждения основных вопросов государственной политики. Теоретически правом и обязанностью участия в этом органе обладали все тэны, эрлы, епископы
и аббаты королевства, однако представители отдалённых северных регионов, обычно, не приезжали на заседания витенагемота. На обсуждение могли выноситься любые вопросы (утверждение законов, установление налогов, организация обороны, ведение международных переговоров), однако особое значение витенагемот приобрёл как орган, обладающий правом избрания короля, поскольку строгий династический принцип наследования в англосаксонский период ещё не сложился. Функционирование витенагемота обеспечивало конституционный характер
англосаксонской монархии.
Другие высшие органы управления в англосаксонский период находились в начальной стадии формирования: существовали королевские писари, составляющие указы и ведущие делопроизводство, а также, вероятно, лица, ответственные за поступление налогов, однако отдельные государственные органы ещё не сложились.