Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Часы: история, люди, механизмы. Выпуск #8. Узлы часового механизма.


Добрый вечер, уважаемые подписчики!

Сегодня мы вновь вернемся к внутреннему устройству часов и разберем общую схему часового механизма, а также приведем несколько советов о том, как заводить наручные часы. Итак:

Узлы часового механизма.

В механизме часов различают следующие существенные части:

  • Двигатель
  • Основная колесная система
  • Ход
  • Регулятор
  • Механизм завода часов и перевода стрелок
  • Стрелочный механизм

Двигатель — является источником энергии в часах. В наручных часах используют пружинный двигатель. Он состоит обычно из заводной пружины с накладкой, корпуса, крышки барабана и вала барабана. Пружина сжимась аккумулирует энергию, а затем, разжимаясь в течение длительного времени отдает ее через колесную систему для приведения в действие регулятора (колебательной системы) и поддержания его колебаний, а также для вращения стрелок.

Основная колесная система (или передаточный механизм) состоит из зубчатых колес. Она выполняет две функции: передает энергию от двигателя через ход к регулятору и отсчитывает число колебаний регулятора. Через основную колесную систему движение передается стрелочному механизму.

Ход (или спуск, или распределитель) является промежуточным узлом механизма. Он взаимодействует с основной колесной системой и с регулятором. Ход периодически освобождает зубчатую передачу и преобразует энергию пружины в импульсы, передаваемые регулятору для поддержания его колебаний. При помощи хода регулятор управляет вращением зубчатой передачи так, что при каждом полуколебании регулятора колеса поворачиваются на определенные углы, величина которых зависит от конструкции хода и числа зубьев колес.

Регулятор обуславливает равномерность движения, управляет работой хода, регулирует распускание пружины или опускание гири. Колебания регулятора строго периодичны - этим и определяется высокая точность хода часов.

В самом непосредственном смысле именно регулятор служит измерителем времени. Зубчатые колёса и скреплённые с ними стрелки циферблата — счётчики отмеренных регулятором единиц времени. Признавая суточное вращение земли вокруг её оси строго равномерным, мы в нём имеем единственный масштаб для сравнения промежутков или единиц времени. Обыкновенно за единицу времени принимается секунда, 1/86400 часть суток.

Регуляторы часовых механизмов устраиваются так, чтобы отмеряемые ими промежутки времени равнялись или целой секунде, или половине, четверти или одной пятой секунды. Если регулятор начнёт почему-либо отмеривать меньшие промежутки времени, счётчик укажет большее их число в данном периоде времени. Часы, как говорят, уходят вперёд; обратно — при отставании.

Небольшое лирическое отступление: что такое поправка часов и средний суточный ход.

Условившись о начальном моменте суток, иначе говоря, о моменте, когда счётчик часов должен показывать нуль протёкших единиц времени, приходим к понятию о поправке часов.

Поправка положительна, если часы отстали, отрицательна — если ушли вперёд. Изменение поправки часов за определённый промежуток времени называется ходом часов (напр., суточный, недельный, часовой ход). Ход положителен, если часы отстают, отрицателен, если часы уходят вперёд.

Обратите внимание - ход часов выражает собой именно уклонение отмеряемых регулятором промежутков времени от принятой единицыпоправка часов же -  величина условная и, кроме того, в любой момент простым передвижением минутной стрелки счётчика поправка часов может быть сделана меньше одной минуты.

Механизм завода часов и перевода стрелок (или ремонтуар) дает возможность вручную завести пружину часов и установить стрелки в нужное положение. Этот механизм состоит из заводной головки, заводного вала и системы рычагов и зубчатых колес.

Стрелочный механизм передает движение от основной колесной системы стрелкам, состоит из системы зубчатых колес и трибов. Трибами называют колеса с малым числом зубьев (6-16). На минутный триб напрессовывается минутная стрелка.


Заводим часы. Проще некуда?


Несколько полезных советов о том, как заводить часы и переводить стрелки.

Автор: Андрей Бабанин

Журнал: "КОТОРЫЙ ЧАС?" №2 - 2003

Достаточно часто люди спрашивают, можно ли переводить стрелки назад. Время на циферблате можно устанавливать, крутя стрелки как вперед, так и назад. Лучше вращать стрелки в ту сторону, где число оборотов меньше.

Исключением из пункта 1 являются часы с датой и другими сложными функциями. Необходимо запомнить, что в таких часах не следует вращать стрелки назад, в то время как задействован механизм календаря или календарь может быть задействован при установке. Часы имеют различные конструкции, так что относительно каждой модели имеет смысл проконсультироваться с представителем производителя часов. Если вас терзают сомнения – переводите стрелки только вперед, календарь и сложные функции устанавливайте только после установки точного времени.

Устанавливая время, крутите стрелки вперед не одним непрерывным движением на несколько оборотов, а прерывисто, небольшими порциями. Это спасет минутный триб от поломки, особенно, если он плотно насажен на минутное колесо.

При установке календаря вручную, делайте это нерезкими движениями. Механизмы часов не рассчитаны на высокие скорости.

Завод часов можно осуществлять двумя способами: вращать головку только вперед или туда-сюда. Первый способ предпочтительнее, так как вы не изнашиваете заводной триб и кулачковую муфту. Правда, при этом время от времени проворачивайте головку назад для перераспределения смазки в механизме.

Заводите вручную часы с автоподзаводом только по надобности. Большинство автоматических часов при ежедневной носке не требуют такой “подпитки” каждое утро. Ручная подзаводка “автомата” при полностью заведенной пружине с большой вероятностью приведет к повышенному износу часов. Как только вы услышите негромкое прерывистое пощелкивание в процессе ручного завода, знайте, что пружина полностью заведена. Хвостовик пружины в таких часах не закреплен намертво, а прикреплен к специальной пластине, работающей по принципу тормозной колодки. При усилии больше номинального эта импровизированная колодка скользит по внутренней стенке корпуса заводного барабана. Она то и создает щелкающий звук. Это устройство предохраняет детали автоподзавода и пружину от поломки.

Не забывайте все же время от времени подзаводить вручную и “автоматы”. Это опять же позволит перераспределить смазку в механизме завода, а также в резиновом уплотнении головки.

Никогда не прикладывайте силу при вытягивании головки. Если вы чувствуете сопротивление, плавно и нежно вращайте головку, одновременно вытягивая ее. Это поможет выровнять кулачковую муфту и промежуточное колесо перевода стрелок.

Возвращайте головку на место нежно. При усилии также проворачивайте головку, одновременно ее утапливая.

Если вы почувствовали, что часы стали труднее заводиться, а стрелки переводятся с большим усилием, это говорит о том, что ремонтуар нуждается в смазке.

Если вы почувствовали, что стрелки при установке времени стали вращаться с меньшим усилием, то, скорее всего, ослабла посадка минутного триба, и он нуждается в регулировке. Этот дефект часто сопровождается проскальзыванием стрелок (кажется, что часы идут неточно).

На сегодня это все. Пишите ваши отзывы и замечания мне по адресу keselman@watchfrom.ru

Обсудить этот выпуск можно на форуме - здесь.

Георгий.


В избранное