Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Часы: история, люди, механизмы. Выпуск #2


Добрый день, уважаемые читатели!

Для того, чтобы рассылка была качественной и интересной мне нужна ваша помощь - а точнее, обратная связь. Напишите, о чем бы вы хотели почитать в следующих выпусках; уточняйте - что понятно, что нет, что нравится, а что - не очень. С удовольствием отвечу, и постараюсь учесть все пожелания.

У рассылки появился форум для обсуждения выпусков - он находится здесь. Для создания темы необходима регистрация на сайте, читать и отвечать на сообщения можно без регистрации.

Итак, поехали дальше:

Часовой словарь:

Анкер (от нем. Anker, буквально — якорь) - часть спускового механизма часов, напоминающая по форме якорь. Предложен английским часовщиком У. Клементом в 1675. От анкера происходят названия: анкерный спуск (ход) и анкерные часы. Анкер — связующее звено между осциллятором (маятником или балансом) и спусковым колесом. Анкер сообщает осциллятору импульсы для поддержания его колебаний и одновременно преобразует его колебательное движение в равномерное вращение колёсной системы часов. Анкер изготовляют из стали или латуни, а концевые участки из синтетического рубина.

Безель(люнет) - поворотное кольцо с делениями, установленное  вокруг циферблата. Предназначен для того, чтобы засекать время. В водолазных часах безель крутится только против часовой стрелки, чтобы при случайном повороте нельзя было увеличить оставшееся время (что может привести к нехватке воздуха).

Что такое автоподзавод?

Довольно удобное часовое усложнение - как видно из названия, часы заводятся сами :)

История одной строкой:

Первые карманные часы с автоподзаводом появились в XVIII веке, а в 1931 году Rolex выпустил первые наручные автоматические часы.

Принцип работы:

Принцип работы основан на использовании инерции и силы тяжести.

В наручных часах устанавливается эксцентрик (на языке часовщиков ротор или сектор, так как выполнен в виде лёгкой пластины с накладкой в форме сектора дуги из тяжёлого вольфрамового сплава; в дорогих часах применяются сплавы золота, ещё более тяжёлые), который вращается при движении руки и заводит пружину через систему шестеренок. Поэтому при постоянном ношении часов их вообще не требуется заводить. Механизм автоподзавода и пружина соединены фрикционом. Диаметр сектора стараются сделать максимальным.

Сектор автоподзавода вращается при любых движениях руки человека, не зависимо от того, насколько заведена пружина часов. Чтобы он не «перестарался» и не порвал пружину, все автоматические часы имеют тот или иной механизм защиты ее от перенапряжения и поломки. Обычно в таких часах пружина прикреплена к барабану не жестко, а с помощью фрикционной накладки. Ее упругость рассчитана так, чтобы при полной заводке внешний конец пружины вместе с накладкой проскальзывал в барабане, предохраняя пружину от чрезмерной заводки и поломки. Иногда, заводя такие часы, можно услышать легкие щелчки - это звук проскальзывающей пружины.

Плюсы:
  • Отсутствует необходимость постоянного подзавода.
  • Лучшая точность, т.к. пружина постоянно находится в состоянии, близком к полному заводу
  • Влагонепроницаемость: Втулка заводной головки - одно из самых уязвимых мест в часах в плане водозащиты. В часах с автоподзаводом заводная головка почти не используется, а, значит, у влаги и грязи меньше шансов попасть внутрь.
Минусы:
  • Автоподзавод - дополнительное и довольно сложное устройство. Естественно, вместе со сложностью растет и вероятность поломок.
  • Часы с автоподзаводом толще и тяжелее обычных. Потребность в секторе большого размера ограничивает применение автоподзавода в женских часах.
  • Усложнение механизма и использование груза из довольно дорогого вольфрама увеличивает стоимость часов.
  • Часы с автоподзаводом более чувствительны к ударам. Бывает, что при сильных ударах под тяжестью сектора ломаются его опоры.

Сегодня большинство выпускаемых в мире механических часов снабжены автоподзаводом, исключения составляют лишь самые дешевые и самые дорогие модели. В дешевых автоподзавод не применяется с целью снижения стоимости. А в сложных дорогих часах использование автоподзавода часто становится невозможно. Большое количество функций, во-первых, делает механизм и без того слишком толстым, и увеличивать толщину еще, добавив автоподзавод, уже неразумно. Во-вторых, эти функции для своей работы требуют большей энергии и мощной пружины, и груз автоподзавода уже не в состоянии ее завести.


В избранное