Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

На земле, воде и в воздухе

  Все выпуски  

На земле, воде и в воздухе


Информационный Канал Subscribe.Ru


НА ЗЕМЛЕ, ВОДЕ И В ВОЗДУХЕ

Выпуск № 12

 

Сегодня в номере:

 

На земле:

- Бронированная липа. (...Окончание)

 

На воде:

- От челна до атомохода. (...Продолжение)

 

В воздухе:

- Старый "конь" неба не испортит: Ми-8. (...Окончание).

 

 

    БРОНИРОВАННАЯ ЛИПА

 

    К 8 часам первая линия обороны была прорвана, через 4 часа танки вернулись на сборные пункты, заправились топливом и боеприпасами, экипажи отдохнули и вновь пошли в бой. Немецкие войска бежали... Потеряв 1500 человек и 280 машин (заметим, что только 60 из них были выведены из строя артиллерией), англичане продвинулись на 10 км по 12-км фронту, прорвали три полосы укреплений, пленили 8500 кайзеровских солдат и офицеров, взяли сотню орудий. Захват такого же участка тремя месяцами назад под Ипром был оплачен жизнями 400 тыс. человек!

    Причины поражения немцев под Камбре вроде бы очевидны. Англичане сосредоточили максимум сил на относительно узком участке фронта, подготовили наступление в обстановке полной секретности, неожиданно и массированно применили новую технику. Только так уж и новую?

    Как мы знаем, немцы имели возможность познакомиться с танками при Сомме, у Бомон-Амеля и на других участках, научились бороться с ними и тем не менее атака под Камбре ввергла их обстрелянные, стойкие части в состояние полной прострации. В чем же дело?

    ...Летом 1916 года начальником германского генерального штаба стал фельдмаршал Гинденбург, переведенный с Восточного фронта вместе с генералом Людендорфом. Последний, как никто, уделял внимание разведке и, в частности, поручил соответствующему отделу собрать информацию о танках. С великими трудами одному из агентов удалось на время раздобыть чертежи Мк.1 и сделать копии, которые через нейтральную Голландию переправили в генштаб. Там они попали к капитану Нойману. На самом деле – британскому разведчику Ньюмену, который, воспользовавшись сходством с дальним родственником, плененным кайзеровским офицером, занял его место в лагере, инсценировал побег оттуда, пробрался в Германию Подвиг оценили, «Нойман» получил повышение по службе и попал с передовой в святая святых германской армии – разведывательный отдел генштаба.

    После войны Ньюмен описывал, как с риском быть разоблаченным заполучил злополучные копии чертежей, позаботился о том, чтобы уничтожить следы их регистрации, и поспешно ликвидировал. Каково ему было узнать, что британские контрразведчики выследили немецкого агента и подсунули ему фальшивые чертежи!

    Так или иначе, но Ньюмену предстояло исправить невольную ошибку. Главное теперь заключалось не столько в том, чтобы немцы не узнали конструкцию английских танков (ведь следом за первой моделью появились созданные с учетом боевого опыта), а убедить их командование в том, что эта боевая техника бесперспективна. Частично об этом свидетельствовали танки, застрявшие перед германскими окопами и подбитые из обычных полевых пушек.

    Английские разведчики придумали необычный ход. Как известно, чиновники военного министерства, с самого начала относившиеся к танкам с нескрываемым скепсисом, втрое уменьшили заказ Хейга Естественно, перед этим была составлена докладная в правительство, в которой были перечислены недостатки (заведомо преувеличенные) машин марки Мк 1.

    Так вот, копию этой докладной англичане переправили Ньюмену, а тот представил ее самому Людендорфу Ознакомившись с этим документом, подписанным видными чинами британской армии, он сделал выводы, на которые рассчитывали Ньюмен и его коллеги в Лондоне – первые опыты применения новой боевой техники завершились фиаско и на ней, судя по всему, поставлен крест Раз так, усилия агентуры следует направить по другим адресам, а предупреждать фронтовых командиров о необходимости быть готовыми к отражению танковых атак сочли излишним

    Вот так реальный (притом совершенно секретный) документ, использованный в качестве первосортной «дезы», помог англичанам выиграть крупную битву на исходе первой мировой войны.

Больше того – массивные, неповоротливые немецкие танки, появившиеся к 1918 году, уже не успели сыграть предназначенную им роль.

 

Английский танк Мк 1.

Вес – 28,4 т

вооружение – 5 пулеметов

бронирование – 12 мм

мощность силовой установки – 105 л.с

скорость – 6 км/ч

длина–8,1 м

ширина–4,2 м

высота –2,2 м

экипаж – 8 человек.

 

Английский танк MK.VIIl.1918 год

Вес – 37–39 т

вооружение – две 57-мм пушки, 2 пулемета

бронирование – 6-16 мм

мощность силовой установки – 338 л.с

скорость – 9–13 км/ч

длина – 10,4 м

ширина – 3,6 м

высота – 3,1 м,

экипаж – 8 человек.

 

Французский танк «Сен-Шамон» М-16.

Вес – 23 т

вооружение – одна 75-мм пушка, 4 пулемета

бронирование – 5–17 мм

мощность силовой установки – 90 л.с

скорость – 8,5 км/ч

длина – 8,8 (7,9) м

ширина – 2,6м

высота – 2,3 м

экипаж – 9 человек.

 

Французский танк «Шнейдер» М-16

Вес – 13,5 т

вооружение – одна 75-мм пушка, 2 пулемета

бронирование – 5,4–24мм

мощность силовой установки – 60 л.с.

скорость – 6 км/ч

длина – 6 м

ширина – 2 м

высота – 2,4 м

экипаж – 6 человек.

 

Германский танк A 7V

Вес – 32 т

вооружение – одна 57-мм пушка, 6 пулеметов

бронирование – 15–30 мм

мощность силовой установки – 200 л.с.

скорость – 12 км/ч

экипаж – 18 человек.

 

Игорь Измайлов,

Журнал «Техника молодежи» № 4 1991 г.

 

 

 

 

 

    ОТ ЧЕЛНА ДО АТОМОХОДА

 

    Россия поднимает паруса

 

    К концу XVII века Россия в экономическом развитии все еще значительно отставала от передовых стран западной Европы. И причиной этого отставания были не только последствия длительного татаро-монгольского ига и феодально-крепостнический уклад жизни, но и продолжавшаяся блокада с юга – Турцией, с запада – Пруссией, Польшей и Австрией, с северо-запада – Швецией. Пробиться к морю было исторически необходимо, хотя и представляло чрезвычайные трудности. К этому времени Россия уже имела необходимые силы, чтобы вернуть себе выходы к Азовскому, Черному и Балтийскому морям. Предпринятый в 1695 году Петром I поход на Азов окончился неудачей, так как русские войска не могли блокировать город с моря.

    России срочно был нужен военно-морской флот, и Петр энергично приступил к его созданию.

    Он лично подбирал места для сооружения верфей, и особое внимание уделял Воронежу. Река Воронеж – судоходный приток Дона, в устье которого находилась крепость Азов. К тому же в округе на больших площадях росли огромные дубы, бук, ильм, ясень, сосна и другие породы деревьев, пригодные для постройки кораблей. Недалеко от Воронежа производили железо и металлические изделия для кораблей Романовский, Липецкий, Тульский, Красенский и другие заводы. На острове реки Воронеж, отделенном протокой от города, были возведены верфи, а для руководства строительством судов учреждено адмиралтейство. В короткий срок сюда собрали несколько тысяч крепостных крестьян, знающих плотницкое, столярное, кузнечное и другие ремесла. Из Архангельска, Казани, Нижнего Новгорода, Астрахани и других городов были привезены корабельных дел мастера.

    День и ночь шли в Воронеж обозы с материалами и оборудованием. С раннего утра и до полной темноты кипела работа. Визжали пилы, перекликались топоры, тяжело ударяли кувалды, стонала и искрилась оттачиваемая сталь. Петр давал указания, чертил эскизы новых кораблей, работал с топором в руках.

    Это был великий подвиг по созданию русского военного флота.

    На верфях Воронежа строились два 36-пушечных фрегата – «Апостол Петр» – длиной 35 метров, шириной 7,6 метра и фрегат «Апостол Павел» – длиной 30 и шириной 9 метров. Строить эти корабли царь поручил мастеру Титову. Для подготовки морских кадров и укомплектования команд Петр пригласил из западноевропейских стран офицеров и опытных моряков.

    Из Голландии срочно пригнали галеру[1], разрезали ее на части и по этим частям, как по шаблонам, стали изготовлять в селе Преображенском под Москвой секции для 22 галер и 4 брандеров. Эти секции на лошадях перевозили в Воронеж, где из них собирали корабли.

    Петровская галера – это не копия средиземноморской или голландской галеры, широко распространенной во всех европейских флотах.

    Учитывая, что борьба за выход к морям будет проходить в прибрежных мелководных зонах, сковывающих маневр крупных кораблей, Петр внес некоторые изменения в устройство галеры: облегчил ее, уменьшил осадку, сделал более маневренной и быстроходной. Позже появилась разновидность этого гребно-парусного корабля – скампавея[2].

    Размеры галер и скампавей не превышали 38 метров в длину, 6 метров в ширину. Вооружение состояло из 3–6 пушек. Экипаж – 130–170 человек. Парус служил дополнительным средством передвижения корабля. В Брянске, Козлове и других местах было приказано построить 1300 плоскодонных барж, называемых стругами, и 100 плотов для перевозки войск и снаряжения.

    Благодаря неутомимой энергии Петра и самоотверженному подвигу корабелов флот был построен в невиданно короткий срок.

    Весной 1696 года изумленные турки увидели под Азовом армию и русский флот, состоящий из 2 фрегатов, 23 галер, 4 брандеров и свыше 1000 мелких судов. Флотом командовал генерал-адмирал Лефорт, а Петр был волонтером на одном из фрегатов.

    Турки не смогли прорвать блокаду Азова с моря. Прекращение подвоза войск, оружия и продовольствия заставило гарнизон Азова 19 июля 1696 года сложить оружие. Взятие Азова было крупной победой русской армии и молодого военно-морского флота. Оно еще раз убедило Петра в том, что в борьбе за побережье морей нужен мощный военный флот, оснащенный современными по тому времени кораблями и хорошо обученными морскими кадрами.

    К концу XVII века Россия уже воспитала своих искусных кораблестроителей, таких как Скляев, Верещагин, Салтыков, Михайлов, Попов, Пальчиков, Тучков, Немцов, Бородин, Козенц и других.

    Были построены крупные корабли-фрегаты типа «Крепость», имевшие длину 37, ширину 7 и осадку до 2 –3 метров. Вооружение 26–44 пушки, экипаж – 120 человек. Бомбардирские суда имели длину до 25–28 и ширину до 8,5 метра и несколько пушек. Размеры галер значительно возросли – длина их доходила до 53 метров.

    Наличие опытных корабельных мастеров и производственной базы позволило в 1698 г. заложить первые крупные линейные корабли. На Воронежской верфи для Азовского флота был построен по проекту Петра и под его личным наблюдением 58-пушечный корабль «Предистинация». Его строили Скляев и Верещагин. Современники отзывались об этом корабле: «...весьма красивый зело изряден пропорцией, изрядного художества и зело размером добрым состроенный». На этом корабле Петр ввел некоторые новшества. Им были рассчитаны удобные обводы корпуса, улучшавшие маневренность корабля, а также применен выдвижной киль особого устройства, который повышал мореходные качества судна. Подобную конструкцию киля за границей начали применять лишь полтора века спустя.

    И хотя корабль был длиной всего 32 метра, а шириной 9,4 метра, он считался одним из лучших в то время.

    После заключения мира с Турцией сложилась обстановка, позволяющая России начать борьбу за выход к Балтийскому морю. Петр воспользовался этим и двинул свои войска в направлении Новгорода и Пскова к границам Швеции. Так в 1700 году началась Северная война, длившаяся 21 год.

Петр понимал, что выиграть эту войну у Швеции, обладавшей первоклассной армией и мощным флотом, трудно, не имея собственного флота. Перебросить же корабли с юга нельзя. Нужно было срочно строить новые верфи на реках, впадающих в Балтийское море. И такие верфи были заложены на Онежском и Ладожском озерах, на Свири и Олонце (Лодейное поле), а также в Новгороде.

 


[1] Галера – тип военного гребного корабля, появившегося на Средиземном море в VII веке. Форштевень ее вооружен длинным надводным тараном, благодаря чему она имела сходство с рыбой-мечом, от греческого названия которой и получила свое наименование.

 

[2] Скампавея – малая галера, гребное военное судно русского галерного флота петровского времени. Имела до 36 весел, две пушки и одну-две мачты с прямыми парусами для использования попутного ветра. Применялась главным образом в шхерах.

 

Продолжение следует...

Г.П. Осинов.

"Юные корабелы" - М. 1976 г.

 

 

 

 

    СТАРЫЙ "КОНЬ" НЕБА НЕ ИСПОРТИТ

 

    Ми-8ТВ – военно-транспортный вертолет. Он оборудован ферменными пилонами с четырьмя (на некоторых с двумя) балочными держателями для подвесного вооружения. В носу кабины экипажа монтируется 12,7 мм пулемет. Позже возможности вооружения были усилены установкой шести балочных держателей.

 

    Ми-8МТ является существенно измененным вариантом. На нем стоят более мощные двигатели ТВЗ-117МТ (по 1454 кВт/1950 л с), пылезащитные устройства на воздухозаборниках двигателя, вспомогательная силовая установка АИ-9В. Выхлопные сопла двигателей стали овальной формы. Рулевой винт переставлен на левую сторону концевой балки, что увеличило эффективность винта. Вместо ДИСС-15 установлен ДИСС-30 (32) в контейнере большего размера и другой формы: вместо единой радиопрозрачной панели на нижней крышке контейнера имеются две круглые радиопрозрачные панели.

    Размеры воздухозаборников двигателей и вентиляторной установки уменьшились, а вот капот за НВ удлинился из–за вспомогательной силовой установки АИ-9В. Она предназначена для питания воздушных систем запуска основных двигателей сжатым воздухом; для питания бортсети вертолета постоянным током на земле, а в случае отказа основных источников – и в воздухе. Силовая установка представляет собой небольшой (весом 70 кг) ГТД, сагрегатированный с генератором постоянного тока. В правой створке грузового люка сделан проем крышкой для аварийного покидания вертолета. На правом борту оборудован аварийный люк-окно.

 

    На Ми-8МТВ стоят «высотные» двигатели ТВЗ-111ВМ, увеличены хорда лопастей рулевого винта и емкость подвесных топливных баков.

 

    Ми-8ПП или Ми-9 – вертолет-постановщик активных радиопомех. Выпускался как на базе Ми-8Т, так и на базе Ми-8МТ. Различные модификации Ми-9 применяются на различных оперативных направлениях и имеют отличия в форме антенн системы радиоподавления.

    Из опыта афганской войны некоторые вертолеты МТ, МТВ прошли модернизацию, получили новое оборудование и вооружение. На некоторых сериях в носу монтировался радиолокатор. Для рассеивания теплового потока на сопла двигателей были установлены экранно-выхлопные устройства. Для защиты от ракет с тепловыми головками самонаведения на хвостовой балке и фюзеляже смонтированы 10 кассет ACO-2II с ИК-ловушками. За вспомогательной силовой установкой смонтирован генератор импульсных ИК-сигналов «Липа». Для защиты от пуль навешиваются бронеплиты.

 

    На базе Ми-8ТВ и МТ с 1980 г строились усовершенствованные варианты под обобщенным обозначением Ми-17. Под тем же обозначением для внутреннего рынка на экспорт поставлялись гражданские версии вертолета. Множество единичных и малосерийных вариантов разработано непосредственно на заводах в Казани и Улан-Удэ.

    Ми-17М представляет собой спасательный вертолет с мощной лебедкой СЛГ-300 и другим оборудованием, предназначенным для спасательных работ. Ми-17-1В оснащен более мощными ГТД ТВЗ-117BМ по 1620 кВт/2200 л с. Грузоподъемность вертолета увеличилась до 4000 кг при размещении груза в кабине и 5000 кг на внешней подвеске. Предлагается военный и гражданский варианты этой модификации. Ми-171ВА является летающим госпиталем Ми-172 – пассажирский вариант Ми-17-1В. Ми-17МД – одна из последних разработок казанского завода. Имеет измененную носовую часть, расширенную сдвижную дверь на левом борту и дополнительную сдвижную дверь на правом.

 

    Ми-18. Грузоподъемности Ми-8МТ хватало, чтобы разместить до 30 десантников, однако размеры грузовой кабины не позволяли этого. В начале 80-х годов на испытания был представлен Ми-18, коренным образом переработанный Ми-8МТ. В фюзеляже была сделана метровая вставка. Боковые ПТБ были заменены несущим кессонным баком, включенным в силовую конструкцию фюзеляжа. Его разместили под полом кабины. Шасси сделано убираемым рычажного типа, как на Ми-14. Основные стойки убирались в боковые крылья. На обоих бортах были сделаны боковые двери. Диаметр НВ 21,3 м, длина 18,5 м, масса пустого7550 кг.

 

    Основные технические и геометрические характеристики Ми-8МТВ

 

    Нормальный взлетный вес 11100 кг

    Максимальный взлетный вес 13000 кг

    Максимальный вес перевозимого груза при полной заправке 4000 кг

    Максимальный вес груза на внешней подвеске 3000 кг

    Мощность силовой установки 2x2200 л с.

    Длина вертолета:

    - без несущего и рулевого винтов 18,3 м

    - с винтами 25,35 м

    Высота вертолета:

    - без рулевого винта 4,76 м

    - с рулевым винтом 5,55 м

    Колея шасси 4510 мм

    База шасси 4280 мм

    Клиренс вертолета (по шп. 14) 0,445 м

    Размеры грузовой кабины

    - длина (по полу) 5,34 м

    - ширина 2,3 м

    - высота 1,8 м

    Динамический потолок при максимальной взлетной массе 3980 м

    Динамический потолок при нормальной взлетной массе 6000 м

    Максимальная дальность с коммерческой нагрузкой 3400 кг 580 км

    Скорость полета при максимальной взлетной массе 250 км/час.

 

Журнал "Аэроплан" № 2, 2001 г.

 

 

 

 

Вопросы, предложения, возражения присылайте по адресу:

tehnika-2002@mail.ru

Ведущий рассылки Александр Тропов.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное