Технические фантазии в реальном воплощении Technicalfantasiesinrealentailment Код tech.tft в информационном канале Subscribe.ru Выпуск No144. Автор и
ведущий Cesiy
Посадка на ВПП без шасси
Введение.
Как ни странно, сначала о …щетке для одежды.
О той, которую, естественно, все знают. Она
содержит, например, массу резинистых штырей, укрепленных на плоскости
основания, которые используются в ней (по назначению) вместо щетины или
стальных проволочек. Применяется такой «резиновый лес» для чистки поверхности
одежды. Можно представить, что он особого свойства, так как каждый штыречек (и
все вместе) под действием направленного усилия наклоняется и подставляет свою
боковую поверхность под предмет, который с ним соприкасается.
Возьмите такую щетку в руки и проведите ладонью по
резиновым ворсинкам. Они, сгибаясь в направлении движения, соприкасаются с
ладонью, действуя мягко и приятно. При этом ощущается трение, и оно тем больше,
чем больше усилие нажатия, и, вероятно, чем больше скорость движения.
Если ворсинки чем-то смазать, трение резко падает и
совсем слабо ощущается.
Посмотрите на тот эффект, когда Вы все это делаете,
то есть, нажимая, проводите по верхушкам ворсинок. Он, этот эффект, будет в
сумме многих откликов на Ваше действие. Эти отклики такие, что Вы ощущаете
мягкость этой резино-точечной поверхности, одновременно упругость к действию, и
соответствующее сопротивление движению в том месте, где в данный момент это
действие происходит.
Происходит оно только в движении и при усилии
нажатия, первоначально незаметно, но затем ощутимо. Чем длиннее путь
скольжения, тем накопленное усилие сопротивления больше.
Посадка ЛА на ВПП.
Принципы посадки ЛА на ВПП такие же, они аналогичны
тому действию, которая оказывает щетка при движении по ней и нажатии на неё.
Так и во многих других случаях. При посадке сначала происходит легкое касание,
затем усиление действия с постепенным нарастанием торможения. Чем более снижена
скорость, тем сила давления веса самолета на ВПП больше, вплоть до момента,
когда скорость равна нулю, а вес равен полному весу самолета.
Посадка производится с применением шасси, которые
представляют собой целый комплекс посадочного устройства. Он заранее готовится,
но действует только во время пробега. В другие периоды полета он не только
бесполезен, но и вреден, так как не только сложен, но дополнительно является
балластом веса самолета. Шасси приходится брать с собой в полет, затрачивая
энергию для подъема в воздух дополнительного веса.
Чем тяжелее самолет, тем более увеличен вес шасси,
достигающий нескольких тонн. Шасси, как и самолет, - вещь конструктивная, но
искусственная.
У живых «ЛА» шасси отсутствуют, а вес их посадочных
устройств относительно мало растет с ростом веса птицы. Однако имеется нечто
общее – это складывание шасси в полете.
Самолеты – это самолеты, и им в отличие от птиц
приделали другое устройство – шасси. Посадка, таким образом, идет не иначе, как
с их применением. И только на подготовленную поверхность – на ВПП.
Изменение.
Изменив ВПП, шасси можно…исключить. При этом они не
будут входить в вес самолета, он становится меньше, а их исключение вообще
увеличивает общую надежность ЛА.
Таким образом, исключение шасси – дело и простое, и
полезное. Изменить ВПП – тоже не сложно. Требуется лишь дополнение – этопокрыть его устройством, эквивалентным
ворсинкам щетки. В первом приближении – это тот же «резинистый лес» на
поверхности ВПП (на всей длине линии). Как искусственное покрытие на площади стадиона.
Завод изготавливает элементы такого покрытия,
например, рулонного типа, они доставляются на аэродром и настилаются на ВПП. К
этому могут быть различные дополнения: разный цвет, подсветка, подогрев,
смазка.
На этапах введения могут быть два вида ВПП – обычные
и ворсинистые, которые служат для посадки двух разных типов самолетов.
Фюзеляж самолета для посадки на ворсинистые ВПП в
нижней части оснащен соответствующей плоской лыжей, которая может иметь много
полезных особенностей. Они различные и оригинальные.
Применение.
Представим этапы посадки. Заход на посадку
производится как обычно. Шасси нет, поэтом операция их выпуска отсутствует. В
момент касания на скорости касания (при отсутствии шасси) происходит
соприкосновение нижней части фюзеляжа – посадочной лыжи, имеющей переднюю
направленную вверх кромку – с верхними кромками обрамления ВПП. Они сминаются в
сторону движения, сопротивляясь приложенной к ним части веса. Это сопротивление
сопровождается появлением трения, скорость движения падает. Происходит действие
и полуактивное противодействие в отличие от посадки по-старому.
Угол продольной оси фюзеляжа к горизонту – его
посадочной лыжи – уменьшается, приближаясь к горизонтали, площадь
соприкосновения с обрамлением ВПП увеличивается, увеличивая зону
взаимодействия, увеличивается трение, скорость движения падает. Так до самой
остановки самолета, когда весь его вес приложен к посадочной лыже и далее к
ворсинистому обрамлению ВПП.
Если посадочная лыжа имеет привод понижения
фюзеляжа, самолет опускается – выход из него упрощается, он идет без посадочного
трапа.
Если не имеет – крепление посадочной лыжи к фюзеляжу
конструктивно выполняется на минимальном от него расстоянии, и в этом случае
также нет надобности в посадочном трапе.
В некоторых случаях, например, при нештатной
ситуации самолет с посадочной лыжей производит посадку на неподготовленную
поверхность, что создает вероятность более успешной посадки, чем ранее, когда
«это» могло происходить.
Заключение.
Метод посадки, который был кратко изложен, с теми
посадочными устройствами, принцип которых был приведен, направлен на упрощение
конструкции самолета, экономию веса и увеличение надежности посадки.
Направлен на изменение психологии в конструировании.