Техническиефантазиивреальномвоплощении Technical fantasies in real entailment Код tech.tft винформационномканале Subscribe.ru Выпуск No 122. Автор и
ведущий Cesiy
Коэффициент
полезного действия автомашины, растений
и человека,
выраженные в
рублях
26.02.2004.
Решение
может привести к общей пользе.
Например, вы купили автомашину отечественной марки
или иномарку и заплатили за это десятки тысяч рублей (может быть, даже ещё
больше).
Такое действие никакого отношения к коэффициенту
полезного действия автомашины не имеет. Это имеет отношение к КПД ваших затрат.
КПД автомашины складывается из многих отрицательных
(для нашей жизни) факторов. Как видно, сжигание бензина – есть трата энергии
для того, чтобы получить движение автомашины.
Бег или движение человека тоже трата энергии
(другого качества).
Вместе
с этими тратами в атмосферу выкидывается (и там НЕ бесследно пропадает) большая
часть энергии, потери которой исключить нельзя, - малая часть энергии
(теоретически) идет на преобразование в движение.
Приятно, конечно, что такое преобразование происходит, но
это не заслуга людей, создавших, например, автомашину. Преобразование
происходит с огромными потерями – остается только малая «полезная» часть. Всё
остальное рассеивается в тепло и уходит в атмосферу.
По всем некоторым признакам можно представить КПД
автомашины. Можно вспомнить и про двигатель автомашины, который сам по себе
тоже имеет соответствующий КПД, и он не совпадает с теоретическим.
КПД автомашины начинается много раньше, чем на ней
начинает работать двигатель. Он начинается ещё при добыче нефти и железной
руды.
Так во всем мире. Прежде чем прокатиться с комфортом на
автомашине, сначала добывают нефть.
То же самое в самолетах. Прежде чем залить в баки
керосин, долго и упорно строят летательный аппарат (ЛА). Неизвестно, где КПД
получится выше – в самолетах или автомашинах. КПД «прилипло» к прогрессу
техники, никуда от него не денешься. От полезного действия бывает ничего не
остается. Бесполезность, наоборот, возрастает.
Это
как бы, КБД – коэффициент бесполезного действия. Можно его применять с лучшим
применением. Это, естественно, отношение не полученного к затраченному.
Ещё раз об известных вещах. КПД – это отношение
полученного к затраченному (что несовсем верно). Если получено ноль, какие бы не были затраты, КПД – ноль
(или очень близко к этому). Такие вот печальные обстоятельства.
Где
КПД не ноль? Такого почти нет нигде, ни там, ни здесь.
Представив макет человека как макет машины, можно, вероятно,
убедиться – такая машина как человек не требует подготовки. Более того, тепло,
получаемое от энергии, нужно для самой жизни человека.
В автомашинах приблизительно то же самое. Работают по циклу
Карно, рассеивая часть тепла. Почему так – никто не знает. Так происходит. Это
с точки зрения получения тепла и работы, выраженных в физических величинах.
В чем ещё можно их выразить? Человеку от того, как
их выразить, ни тепло, ни холодно. Он представляет только (и не всегда), что в
природе, вероятно, есть КПД.
А,
вероятно, нет.
Попробуем выразить КПД в рублях. Может быть, так удобнее.
Сколько нужно заплатить, чтобы передвинуться на 1 км по горизонтали? 1 км – это
очень мало. И кажется, что 1 км – это очень дешево (если не идти пешком).
Считаем
стоимость бензина на 1 км. В зависимости от марки и мощности автомашины это от
10 до 30 литров бензина на 100 км, значит, на 1 км это от 0,1 до 0,3 л, или в
рублях это от одного до пяти рублей.
«Газель» примерно (как бы естественно) на 5 км стоит
10 рублей. Таким образом, «она» в тех же пределах, что и личный автомобиль,
только без комфорта.
Ориентировочно
можно принять: 1 рубль – это на 1 км. В день можно истратить от 10 до 100
рублей (кому как).
Зарплата в день – это в среднем от 330 до 660 рублей (до 500
или до 1000 долларов в месяц). В Канаде, например, грузчик получает $ 600 в
неделю.
Получается, что КПД автомашины в рублях составляет
3%. Или, например, в лучшем случае 10%. То есть как у обычного паровоза.
Затрачиваем какую-то энергию, получаем какую-то зарплату – затем
начинаем её тратить. С каким КПД?Он
очень мал. Проехав 1 км, рассеиваем 97 % эквивалентной (заработанной и
запасенной) энергии в атмосферу. Работаем, работаем, а отдача от автомашины от
3-х до 10%.
Работаем, а каков КПД собственной работы? Аналогично –здесь можно установить КПД зарплаты. Он не
высок. Отдаем много – получаем мало. Как по Марксу. Работаем как автомобиль.
Или, как паровоз. И везде так. Не стоит пытаться увеличить КПД. Невозможно в принципе.
Таковы условия природы. Таковы условия развития, чтобы, вероятно, не было
застоя.
И самолет, и автомобиль, и паровоз, и зарплата,
например, в рублях, и труд (может быть, наша жизнь), – «идут» с очень низким
КПД.
Можно даже установить КПД человека. Но самое
интересное на этом фоне – КПД растений. Кажется, что они ничего не делают –
только питаются, растут, оплодотворяются, размножаются. Берут солнечную
энергию, тепло, воду и питательные вещества из почвы, эффективно их для себя
используют. Казалось бы, затрат мало, получено много. Может быть огромный КПД.
А что, скажите, получено?!
То же самое у человека. Как-никак он тоже берет как бы всё – а
каков результат? Бьемся целый день (иногда всю жизнь), пытаемся достичь
какую-то (иногда совсем не ту) цель, – а каков результат? То есть каков КПД?
Хорошо ещё, если он составит 3%. Зачастую, эта «цифра» вновь близка к нулю.
Отсюда, вероятно, не в КПД дело. КПД – это обман. Главное в жизни –
это, представьте, сама жизнь.
Ни птицы, ни растения о своем КПД и не вспоминают. Когда, например, в
школеначинается учеба и говорят о КПД,
она (эта учеба) этим и заканчивается. Однако всегда есть продолжение. Оно, это
продолжение не в том, что КПД близко к нулю. Продолжение может быть в том, что
КПД не имеет значения.
Может быть, так: чем сложнее и совершеннее в чем-то «машина»,
тем ниже КПД (если его рассматривать). И, наоборот!
Не рассматривая КПД в рублях, происходит абстрактное
понимание, происходит уход от жизненных целей. Всегда стремимся сделать хорошую
машину. При этом собственное КПД движется по направлению к нулю.
Таким образом, человеческая ценность (она в том, чтобы жить и
что-то узнать) достигается с очень большим трудом. Достигается с очень низким
КПД. При огромных невосполнимых затратах энергии.
Кроме того, постепенно уходит время. Оно тоже движется к нулю.
Оно, как и энергия, тоже рассеивается. И у него нет никакого КПД. Идёт и идёт.
Автомашина
или самолет не могут его ни убыстрить, ни замедлить.
Например, нужно лететь быстрее, чтобы быстрее что-то
сделать. Садимся, простите, в самолет и летим со скоростью 1000 км/час. Чтобы
быстрее прилететь. КПД действий здесь тоже движется к нулю. При этом мы
эффективнее рассеиваем тепло (в атмосферу) – и ничего больше. А кажется, что
как хорошо, если лететь на самолете. Появляется комфорт отлёта, полёта и прилёта.
Быстрее при этом не живём.
При
этом (в итоге) расходуются деньги и уменьшается КПД действий как человека, так
и самолета. Происходит более быстрая трата запасенных денег, полученных,
например, за вложенный труд с ничтожным КПД.
И
думать об этом не надо. Почти как у растений. Им подобно.
Каждое утро садимся в автомашину (не все) и проезжаем в
день до 100 – 200 км. Чтобы успеть что-то сделать или, например, больше
сделать. Однако КПД не растет. Время тоже не растёт. Что в этом случае растёт –
известно.
Сев
в автомашину или в самолет, мы эффективнее тратим деньги, полученные при
ничтожном КПД. И вновь стараемся наверстать упущенное.
Получается круговорот. Быстрее двигаясь по кругу, стараемся
больше заработать. С тем же КПД отдаем больше энергии, чтобы что-то (совсем
малое) достичь. И потом это тратим, чтобы увеличить скорость. Скорость движения
и оборота (в круге). О времени забываем, потому что некогда, и оно на КПД
замкнутого цикла не влияет.
Возможно, интересно в этом участвовать. Возможно, при этом,
думая, что эффективнее действуя, можно увеличить сам эффект. Но в чём он? У
каждого – по-разному. Однако у всех он с очень малым КПД. Значит, сам эффект
тоже мал.
Величина неизменная – это интерес. Он – в основе действий. И
– чем хуже, тем лучше – чем меньше, тем лучше, потому что нет зависимости
интереса от КПД. Они, эти господа – сами по себе, независимо друг от друга,
один может возрастать, а другой уменьшаться. Один – возрастает порой до
значительной величины (до бесконечности), а другой – падает до нуля.