Хотим мы того или не хотим, но, даже
занимаясь мелким предпринимательством, мы становимся вовлечены в крупные игры
монополистов. Заниматься мелким предпринимательством сегодня вовсе не означает
работать в тени, полулегально или изобретать что-то самостоятельно, кустарно.
Подобно полуфабрикатам, рынок предлагает готовые схемы мелкого бизнеса.
Франчайзинг – этакий вариант предпринимательства под опекой крупного партнера.
Достаточно новый, но активно развивающийся сектор экономики.
Уже в 2004-м году выручка российских
компаний потребительского сектора, развивающихся на основе франчайзинга,
превысила $15 млрд. Правда, оборот собственно франчайзинговых точек можно
оценить всего в $2-2,5 млрд., но и этот показатель достаточно существенен для
отечественной экономики. При этом по франчайзинговой схеме способно развиваться
или уже развивается значительное число отечественных компаний, о своей
готовности продавать свои франшизы в России заявил ряд крупнейших западных
игроков
Итак, что же такое
франчайзинг и с чем его едят?
Франчайзинг - смешанная
форма крупного и мелкого предпринимательства, при которой крупные корпорации,
"родительские" компании (франчайзеры) заключают договор с мелкими
фирмами, "дочерними" компаниями, бизнесменами (франчайзи) на право,
привилегию действовать от имени франчайзера. При этом мелкая фирма обязана
осуществлять свой бизнес только в форме, предписанной "родительской"
фирмой, в течение определенного времени и в определенном месте. В свою очередь
франчайзер обязуется снабжать франчайзи товарами, технологией, оказывать
всяческое содействие в бизнесе.
Франшиза (франц.
franchise — льгота, вольность) — это право на франчайзинг, то есть на создание
коммерческого предприятия, торгующего продукцией своего старшего партнера;
предприятие, созданное на основе франчайзинга.
Немного истории
Авторство первого
франчайзингового договора приписывается компании "Зингер", которая
полтора века назад применила его для сбыта швейных машин. Сейчас франчайзинг
уже описывается как комбинация большого и малого бизнеса, некий союз, где с
одной стороны есть энергия и обязательства отдельного предпринимателя, с другой
стороны - имеются ресурсы, коммерческая мощь и опыт большой компании.
Законодательство
Франчайзинг
регулируется главой 54 ГК РФ. Термин Коммерческая концессия эквивалентен
терминам франчайзинг, франшиза. Сторонами по договору коммерческой концессии
могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве
индивидуальных предпринимателей (ст. 1027 ГК РФ).
В общих словах
Понятно, что структура
любого франчайзингового договора преследует одну главную цель - получение
прибыли обеими сторонами. Франчайзи, получив репутацию и известный товарный
знак крупной компании, прилагает максимум усилий, чтобы на этом приобретении
заработать. В свою очередь, франчайзер получает доход из двух основных
составляющих - первоначального взноса и регулярных платежей. Средний уровень
первоначального взноса составляет 5-15% от общей стоимости пакета услуг, то
есть общего объема инвестиций, необходимых для старта предприятия-франчайзи.
Величина текущих платежей в России в среднем составляет 6-7% от валового объема
продаж фирмы-франчайзи (наиболее высокую роялти установил McDonalds - 13%).
Также предусматриваются расходы на рекламу брэнда и маркетинг, обычно
франчайзер взимает с франчайзи на эти цели не более 1,5% от общего объема
продаж.
В начальной стадии
франчайзер зачастую имеет убытки. Однако дальнейшее развитие франшизной цепи
создает все предпосылки для ускоренного увеличения доходов. Эксперты говорят,
что при увеличении количества франчайзи на 3-6 предприятий в год, прибыль,
получаемая франчайзером в виде роялти, начинает возрастать в полтора-два раза
быстрее, чем расходы на управление и контроль за франшизной сетью. В этой
связи, на первый взгляд, непонятно, почему лишь немногие крупные компании идут
на расширение своих сетей в регионах России. И здесь необходимо сказать о ряде
угроз, стоящих перед франчайзерами.
Во-первых, это тот
отпечаток, который накладывает на бренд плохо работающая фирма-франчайзи. Ведь
потребители воспринимают каждое франчайзинговое предприятие как часть одной
цепи компаний, действующих под одним товарным знаком. Во-вторых, это
потенциальная потеря конфиденциальности коммерческой тайны. В-третьих,
существует угроза того, что успешно работающий франчайзи может нарушить
контракт, уже узнав все коммерческие секреты, после чего начнет собственный
бизнес, став прямым конкурентом бывшему франчайзеру. Этот перечень можно
продолжить.
Быть вторым непросто
Впрочем, и для фирмы,
пожелавшей начать работать "под крылом" известной компании,
приобретение франшизы и дальнейшая работа не покажутся легкой прогулкой. Для
начала придется дождаться рассмотрения заявки потенциального франчайзера. Затем
нужно заплатить франшизный взнос, который исчисляется в тысячах долларов.
Например, для открытия кафе "Баскин-Роббинс" в городе, равном по
численности населения Барнаулу, придется заплатить взнос в размере 30 тысяч
долларов (без учета НДС). Ну а в дальнейшей работе придется выполнять как
минимум семь условий:
- полностью принять
точку зрения франчайзера, его цели и ценности в бизнесе;
- уважать и доверять
франчайзеру, в свою очередь формируя уважение к себе;
- принимать четко
установленные правила и обязанности, описанные в договоре;
- постоянно общаться с
франчайзером;
- быть верным
франчайзеру не только в хорошие, но и в плохие времена;
- стремиться стать
частью системы путем внедрения в бизнес новых идей с согласия франчайзера. При
этом согласование - процесс крайне долгий и утомительный.
Так что
предпринимателю, подумав о франчайзинге, следует, очевидно, не только оценить
содержимое своего кошелька, но и решить, считает ли он такие тесные
взаимоотношения приемлемыми.
В то же время,
обучение, консультирование, отработанные схемы ведения бизнеса отличный способ
изучить рынок и стать на ноги не подвергая себя особому риску.
Третий не лишний
Немаловажный игрок на
рынке франшиз – консультант.
Консультант
зарабатывает на том, что делает сам франчайзинговый пакет - комплект документов
для франшизы. Стоимость этих работ может составлять от 10 до 100%
первоначального взноса (от $2.000 и более).
Наибольшую выгоду
получает, понятное дело, франчайзер (просто умножение объемов продаж), за ним
консультант (пакет можно сделать за 1-2 месяца работы).
Франчайзинг растет во
всем мире, а теперь и у нас, просто бурными темпами. Рынок настолько обширен и
интересен, что места пока гораздо больше, чем специалистов. Так что дерзайте.