Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Строим самолет

  Все выпуски  

Строим самолет Немного о чертежах...


Строим  самолетэнциклопедия авиасамодельщикаwww.stroimsamolet.ru   
Пошаговое руководство

по расчету легкого самолета

Каталог легких  иностранных самолетов  2007 года
Самолет SONEX
Самолет Atlantica
Гидросамолет Seawind
Чертежи планера GOAT
Самолет STOL CH 701
Самолет Falco
Самолет ZODIAC
Самолет S-7 COURIER
Самолет Chinook Plus 2
Самолет Beaver RX 550
Самолет АРГО-02
Смотры-конкурсы
 СЛА-87 и СЛА-89
Самолет SONERAI

Немного о чертежах...

Мне приходит достаточно много писем с вопросом есть ли у меня чертежи того или иного понравившегося самолета. Естественно имеются ввиду не просто чертежи общих видов, а конструкторские чертежи и прилагаемые руководства, по которым можно построить самолет ничего не придумывая самому. Приходится разочаровывать людей, что таких чертежей я предоставить не могу (сейчас на сайте есть разве что обзорные чертежи ZODIAC и чертежи планера GOAT-2), и в ближайшее время их появление на сайте даже не планируется. В этой рассылке я постараюсь обьяснить почему, а также разьяснить почему такие чертежи в большинстве случаев будут абсолютно бесполезны, или как минимум расчитать самолет самому будет не сложнее, чем ими воспользоваться.

Во первых это дорогое удовольствие. Бесплатно таких чертежей нигде нет (иначе Вы сами понимаете их было бы не так трудно найти), у производителей подобные комплекты стоят $250 - 500. Даже если бы я и хотел прямо сейчас их предложить, то сами понимаете, пришлось бы искать солидную сумму. Бывает кстати, что производитель не продает чертежи отдельно, а только как приложение к комплекту для сборки самолета. Тогда тем более получить их нереально. Но это далеко не самая главная проблема.

Начнем с того, что размеры на таких чертежах проставлены в дюймах. То есть после покупки чертежей Вам как минимум придется пересчитать все размеры. А обьем документации не такой уж и маленький. Как Вы думаете, сколько времени это у Вас займет?

Идем дальше. Все пояснительные надписи, и руководства на английском языке. Так что после пересчета размеров придется усесться за перевод. Причем заметьте, что текст не просто литературный, а технический, перевод должен быть очень точным, иначе при изготовлении можно допустить ошибки. Как Вы думаете, много найдется широкодоступных словарей, в которых присутствовали бы специфические авиационные термины?

Затем приходит черед материалов из которых самолет изготовлен. Таких же, как указаны в чертеже Вы в России или СНГ точно не найдете - разная у них маркировка. Хорошо если самолет сделан из дерева - деревья по крайней мере что у нас что у них одинаковые. А все остальное придется подбирать, сравнивая характеристики. При этом не факт, что характеристики совпадут полностью. В таком случае Вы уже не сможете быть полностью уверены, что в конечном итоге получите тот же самый самолет, что был разработан конструктором.

Ну и остается двигатель и оборудование. Конечно если Вы счастливый обладатель Ротакса или Лайкоминга, именно такого, который будет указан, то считайте что Вам повезло. На большинство же самолетов, которые строились самодеятельными конструкторами на территории бывшего СССР устанавливались в основном двигатели от мотоциклов, снегоходов и пр, намного менее мощные. Мне могут возразить, что можно подобрать автомобильнй двигатель той же мощности. Но автомобильный двигатель имеет другие критерии, в частности удельный вес, который для авиационных двигателей составляет примерно 1, то есть двигатель мощностью 100 л. с. и весит примерно 100 кг. Автомобильные же двигатели имеют удельный вес как минимум 1,5, при этом в отличии от авиационных, используют водяное охлаждение, что прибавляет к и так большему весу двигателя вес системы охлаждения и охлаждающей жидкости.

Все было бы ничего, в конечном счете при большой тяговооруженности исходного самолета можно бы было пожертвовать некоторыми характеристиками и смириться с тем, что максимальная скорость и скороподьемность будут ниже, а скорость сваливания - выше. Но как быть с центровкой, двигатель большей массы переместит центр тяжести, и попадет ли его новое значение в установленный диапазон центровок? Да и войдет ли автомобильнывй двигатель со всем оборудованием в предусмотренный моторный отсек? Чтобы это узнать придется заново чертить компоновку моторного отсека и уточнять центровку самолета. Иначе о том, как подобные изменения повлияют на поведение самолета в воздухе Вы сможете только в полете, и может уже быть поздно.

Что касается оборудования самолета (сюда можно включить не только приборы, а винт, шасси и пр), то в чертежах обычно просто указывается модель того или иного агрегата и компания которая его продает. Чертежей этих агрегатов не прилагается. Так что винт Вам быстрее всего также придется подбирать или расчитывать самостоятельно.

Подведем итоги. Вы купили чертежи, но чтобы ими воспользоваться Вам будет как минимум необходимо полностью пересчитать размеры, перевести сопроводительную документацию, подобрать материалы, сходные с указанными в чертеже, найти необходимый двигатель или опять же провести дополнительные расчеты, если Вы используете другой. То есть по сути Вам придется создать новый комплект документации. В таком случае не проще ли все сделать с нуля, под имеющийся двигатель, имеющиеся материалы и пр? Это будет не намного сложнее, чем проделать все то, о чем я писал выше. Думаю, что все кто знаком с моим Руководством по расчету легкого самолета (извиняюсь за рекламу) смогли в этом убедиться.

Материалов по расчету достаточно и на сайте в свободном доступе, правда использовать эти материалы немного сложнее, так как они написаны для более обших случаев, чем встречаются в самодеятельном самолетостроении.



Если Вас интересует какая либо информация, которая еще не представлена на сайте, напишите, и возможно я смогу Вам чем либо помочь.

С уважением, Сергей Кузнецов


  www.stroimsamolet.ru   e-mail: info@stroimsamolet.ru  

В избранное