Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"High-End" - тесты, статьи, информация к размышлению.


Информационный Канал Subscribe.Ru


"Разница между мужчиной и мальчиком
заключается в стоимости их игрушек"
"Liberace"

К вопросу о полигамии. Подход аудиофила 2.

Доброго дня, уважаемые дамы и господа!

Вашему вниманию предлагается перевод статьи из американского журнала "Fi" за 1996 год, об акустических системах Montana XP, написанной Диком Ольшером (Dick Olsher). В то время, в прошлом столетии, акустические системы Montana XP являлись верхом достижения для Питера Норбэка и фирмы "Montana Loudspeakers". По конструкции эта модель следует полигамному подходу, о котором шла речь в прошлой рассылке. Несколько лет спустя появилась "Montana KAS", в два раза дороже "XP", а по прошествии ёщё двух лет, соблюдая арифметический ряд цен, "Montana WAS". Такое развитие мне, как экстремалу, очень близко и понятно. Только те вершины интересны, на которых ёщё не бывал. Плюс каждое следуещее достижение базируется на опыте предыдущих. Братья Райт, Лайка, Гагарин, Армстронг. Невозможно выбросить одну из вех. Правда, каждый шаг в покорении пространства обходился более чем в два раза дороже.

Андрей
emuooooo@mtu-net.ru


THE PBN AUDIO MONTANA XP LOUDSPEAKER
By Dick Olsher
Reprinted from FI, November 1996, Volume 1 Issue 9

Не знаю насчет вас, но меня в аудио ничто так не раздражает, как вид кучи динамиков, нагроможденных на передней панели колонки. Слишком много одновременно: вуферы, мидвуферы и пищалки все вместе соревнуются за твое внимание - получается настоящая "Вавилонская башня". Первая заповедь Колоночного Божества гласит, что преимущества успешного объединения катастрофически уменьшаются, когда число динамиков на один канал начинает превышать четыре.

Понятно, что когда я встретился с Montana на зимней CES 1996 года, от вида их семи динамиков меня бросило в дрожь. Но как только я присел в кресло их послушать, стало ясно, что передо мной просто сногсшибательная система, с абсолютно наилучшим звучанием басов, которое я когда-либо слышал на выставке. Montana с транзисторным оконечником White Audio M-3 и ламповым предусилителем White Audio VT-1 просто зажгли небо над отелем "Сахара". Их разработчик Питер Ноэрбек оказался тогда поблизости. Он объяснил, что для производства Montana используются наилучшие материалы и динамики, чтобы выпустить малым тиражом этот флагманский продукт.

"Waves", пятый трек с альбома Лорина Роунса "My Father's Son" [Black Dahlia Music, BDM 78002], я слушал на таком большом количестве систем и комнат, что почти пришел к заключению, что это записывалось не в Лас-Вегасе. Те четкие барабанные басы, которые я слышал живьем на записи в студии, и которые потом были сведены аналоговым способом, ни на какой системе не звучали правильно… до тех пор, пока я случайно не встретил Montana. Не поймите меня неверно, эта система не просто "чудо басов". Она вся слитная и обстоятельная, с великолепно точными тембрами.

Так как же это PBN делает это чудо, настолько удаленное от платонического идеала одного динамика? Одним из ключевых элементов является размещение нескольких динамиков в низкочастотном диапазоне, где мембрана движет большие объемы воздуха. Пара сделанных на заказ 10-дюймовых длинноходных басовых динамиков Vifa, подключенных параллельно, отвечают за передачу нижнего баса. Отличительной чертой является диффузор с жестким подвесом из специальной бумаги, весом всего 45 грамм, и магниевая корзина. Фильтр первого порядка - катушка из высокочистой меди отсекает низкие частоты на частоте 63 Гц. Диапазон мидбаса от 63 до 500 Гц перекрывает пара 6-дюймовых Vifa, также подключенных параллельно и такого же устройства, как и 10-дюймовые вуферы. Опять-таки, кроссовер - первого порядка и содержит катушку индуктивности 14 калибра с воздушным сердечником и высококачественные конденсаторы. Пара 4-дюймовых мидвуферов ScanSpeak, характеризующиеся малыми искажениями и кевларовым диффузром отвечает за диапазон от 500 Гц до 4 кГц. Цепь фильтра состоит из одной медной индуктивности и двух запараллеленных полипропиленовых конденсаторов. Наконец, область свыше 4 кГц обслуживается купольным дюймовым твитером производства Focal. Купол выполнен из гравированного титана, покрытого оксидной пленкой толщиной в 7 микрон. Следует отметить, что в высокочастотном фильтре твитера (18 Дб на октаву) используются полистирольные конденсаторы Kimber.

У всех драйверов структура мембраны и магнита вентилируется для того, чтобы полностью исключить сжатие воздуха между мембраной и пылезащитным колпачком. Это улучшает скорость и динамику. Вентиляционные отверстия твитеров и мидвуферов окантованы войлоком для предотвращения резонансов. Драйверы расположены на панели симметрично, вниз и вверх от твитера, так что один из вуферов находится в 13 дюймах от пола, а другой вверху на высоте 56 дюймов. Очевидно, создатели не преследовали цель улучшить рассеяние - частоты ниже 300 Гц уже ненаправленные. Такое позиционирование, тем не менее, резко улучшает баланс басов, в условиях взаимодействия с комнатой, а также размер образа.

Четыре из семи динамиков работают на диапазон до 500 Гц. Таким образом, переходные средние частоты и верхи сделаны как у мини-монитора: одна пищалка между парой мидвуферов с рабочим диапазоном от 200 Гц до почти 10 кГц. Так что, хоть Montana и выглядит точно как "большая колонка", впечатление от звука - как от маленьких, со всеми их прелестями, но с такой басовой мощностью и глубиной, о которых мини-мониторы могут только мечтать.

Единственный способ избежать "ящичного" призвука при больших размерах корпуса - это сделать массивный, хорошо амортизированный и хорошо свинченный бокс. И корпус Montana именно такой. Основным материалом служит Medite 800 TM, ДСП высокой плотности. Корпус выполнен в виде асимметричного шестигранника, что сделано для минимизации стоячих волн. Мидбасовый и СЧ-драйверы изолированы от основного корпуса колонки и находятся в отдельных объемах треугольной формы. Наконец, передняя панель сделана трехслойной для минимизации колебаний. Внутренняя проводка колонок - кабели Monster Cable M-1.

Как оптимально использовать Montana.

Как и для любых широкополосных акустических систем, способных встряхнуть окружающее пространство мощью басов от 20 Гц, критичной становится правильная расстановка. Такие колонки выявят любую стоячую волну, какая только может быть в данной комнате. Если существование волны физически возможно, Вы ее услышите. В противоречие популярному заблуждению, идущему от продавцов подобных систем, "трубочные ловушки" по углам комнаты НЕ являются "чрезвычайно эффективными в устранении стоячих волн". Это происходит из-за того, что энергия звука рассеивается через колебания по мере того, как молекулы воздуха ударяются об волокна поглощающих материалов. Как известно, углы комнаты - это типичные узлы высокого давления, что подразумевает незначительное движение воздуха. Тем не менее, я бы не сказал, что трубочные ловушки можно по пользе отнести к категории использованных зубных щеток. Они действительно способствуют рассеянию энергии волн средней частоты и помогают уменьшить гулкость многих комнат.

Начните с подобающего "жизненного пространства". Руководство по эксплуатации советует оставить около трех футов до стены сзади системы и от полутора до двух футов до боковых стен. До того, как оденете шипы, повращайте колонки, пока не найдете положение, при котором наиболее мягко слышны верхние басы и наиболее глубока сцена. Похоже, наилучшим образом работает "правило третей": колонки отстоят от задней стены на одну треть длины комнаты, а ваше кресло находится на одной трети длины комнаты от передней стены.

Поэкспериментируйте с углом разворота колонок. Производители рекомендуют только очень небольшой угол, но оптимальное его значение зависит от окружения. После того как размещение колонок будет закончено, не забудьте установить шипы; это особенно важно, если полы покрыты ковром.

Montana хорошо звучат как с ламповым, так и транзисторным усилителями, хотя и выявляют их звуковые различия. Из-за их сказочно высокой чувствительности (почти 93 Дб) возникает соблазн подключить однотактный ламповый усилитель. Никто иной как Питер Ноэрбек в своей личной системе использует Cary 805 в качестве контрольного. С тех пор как однажды у меня появился Cary 805, мы пробовали его с Montana, когда приходил Питер. На Cary проявилось очарование объемного звука и живость средних частот. Даже в басах разрешение было подобающим. Но Montana имеют сопротивление 4 Ом до 300 Гц, которое уменьшается до 3 Ом в средних басах. Здесь действительно нужен большой ток, и система лучше себя чувствует с током и коэффициентом демпфирования, как у хорошего транзисторного усилителя. 805-му не удалось контролировать басовые фронты железной хваткой, и появлялись остаточные искажения на громких пассажах. Это неподходящая нагрузка для маломощных ламповых усилителей.

Поскольку колонки имеют возможность би-вайринга, возможно подключение двух усилителей, на верха лампы, а на басы транзисторы. Естественно, практическая трудность такого подхода заключается в необходимости настраивать чувствительности усилителей. На самом деле, я нашел два высокомощных ламповых усилителя, очень хорошо работающих с Montana. Airtight ATM-3 - полнокровный, обстоятельный и всегда корректно звучащий. Другой, на противоположном конце ценового диапазона, Mesa Baron, в котором 2/3 пептодов и 1/3 триодов, c едва заметной отрицательной обратной связью, способный встряхнуть весь дом.

Звуковые впечатления.

Мои описания относятся ко второй серии образцов Montana, которые представляют эти изделия. Первые образцы имели серьезный провал в верхней части СЧ. Поломав голову над тем, почему звук Montana стал таким темным и глухим, и насколько это непохоже на то, что было в Вегасе или у дилера, я решил измерить их частотные характеристики. И обнаружил провал на 10 Дб в районе 4 кГц. Как вы думаете, это слышно? Еще бы! Этим и объясняются мои первые впечатления.

Эту проблему, касающуюся только одной пары колонок, Питер Ноэрбек отнес к небольшим сдвигам в параметрах драйверов, повлиявшим на фазировку. Это произошло потому, что в то время в программу контроля качества не было включено надлежащих измерений и дефект не обнаружился, пока колонки не покинули завод. Ошибка была учтена и теперь колонки Montana не могут покинуть стен завода, не пройдя все необходимые измерения. Комплект данных этих измерений прилагается к инструкции по эксплуатации.

По моему мнению, наиболее музыкальной отличительной чертой Montana является их живой тональный баланс. Средний диапазон по характеру нейтральный - блаженно свободный от интерпретации. Нижний СЧ и басовый диапазон полновесны и идеально подходят для воспроизведения симфонической музыки. Оркестровая основа убедительна в своих деталях. Басовые линии всегда четко контролируются. Басы детализованы и переходные скорости таковы, что в любой момент времени можно легко представить, что происходит в голове у барабанщика. Я не имею ввиду рок-барабащика, у которого работает не более одной клетки головного мозга, послушайте лучше великолепного джазового барабанщика, такого как Эл Фостер (Tommy Flanagan: Nights at the Vanguard, Uptown Records UP27 29). По мере нарастания темпа ритмичное фразирование Фостера становится богаче, удары смещаются. По его велению барабанная установка может менять стиль исполнения от простого до сложного без малейшей потери артистизма. Все, что он извлекает из барабанов, слушать одно удовольствие. Montana артикулировано и четко все это воспроизводит и показывает элитный стандарт для колонок на этой планете.

Верхние частоты далеко продлены и детализированы без выпячивания или искусственного текстурирования. Звучание не яркое. Во всяком случае, нижнее сопрано естественно слышится как на задних рядах концертного зала. В этом отношении Montana, кажется, предпочитают не глухую комнату. Я убрал значительное количество поглощения (две съемные поролоновые панели 24"x14"x4") из комнаты, чтобы получить от Montana еще небольшую искорку. Слишком вежливый усилитель или laid back, наверное, с этими колонками оптимально работать не будут. Диапазон от 4 до 8 кГц, среднее и нижнее сопрано, звучат относительно вяло. То есть, области перехода между верхами и средними частотами немного не хватает плавности и деликатности, по сравнению с электостатами.

Montana, как пребразователь работают с малым количеством искажений. Их звуковые параметры не меняются с изменением уровня громкости. У динамиков чаще всего искажения связаны с подвеской - чем больше она движется, тем больше вклад нелинейности ее движения. Качните Montana посильнее, и их звук останется чистым. Вообще, впечатляет их способность парить от шепота до самых высоких уровней громкости без малейшего намека на нелинейные искажения.

Микродинамика полна экспресии. Микромодуляции по амплитуде и частоте - это то, что кодирует эмоции и чувства в музыкальный сигнал. Поистине, божественное заключено в деталях; без них остается только стерильная четкость машины для производства музыки. От самой глубокой печали блюза до самых радостных гимнов Montana раскрывают сложность эмоций на том уровне, который позволил мне полюбить музыку.

Самая удивительная черта таких больших и сложных колонок как Montana - это их впечатляющий звуковой потенциал. Они могут звучать так осязаемо и с таким обширной звуковой сценой, как самые лучшие из мини-мониторов которые я когда-либо слышал. Возьмем альбом Лорены Мак Кеннитт "To Drive the Cold Winter Away" [Quinlan Road Ltd., QRCD 102]. Искусственный пейзаж, преподнесенный с математической точностью, способен пространственно "дышать" и аккуратно разделять инструменты в пространстве. Честно говоря, у этой колонки - сердце большой колонки и душа маленькой колонки. Вообще-то, есть одно свойство передачи, где Montana превосходит работу мини-мониторов, и оно связано с размером образа. Хотя он и не такой реалистичный как у планаров, он ближе, чем все другие динамические колонки, которых я слышал, моделирует правильные размеры живых инструментов. По-видимому, это связано с широкой расстановкой вуферов на передней панели.

Краткое сравнение.

Я думаю, в пределах одного ценового диапазона честно будет сравнить качества Montana с электростатическими колонками Sound Lab A-1, особенно учитывая то, что последние уже несколько лет вершат суд в комнате для тестов. Они тоже большие, хотя Montana выглядят менее устрашающе. Очевидно, что каждые колонки блистают в своих специфических областях.

A-1 легко опережают Montana по прозрачности звукового пространства, текстурной тонкости, связи верхов и низов и реализму размера образа. Montana, со своей стороны, могут играть громче и на круги обгоняют A1 по басовой передаче и мощности. Я видел множество мужчин, которых цепляет именно громоподобный бас, преподнесенный Montana, похоже, они что-то делают с мужскими гормонами. Так что если вы ёщё ни на чем не остановились, послушайте сначала Montana. Это ясный выбор колонок для тех людей, кто предпочитает слушать рок-н-ролл, но не хочет расставаться с изяществом звучания мини-монитора.

Заключительные размышления.

Montana XP метят высоко. Цель, поставленная создателями - реализовать "бескомпромиссную, без учета стоимости, полнодиапазонную, ультрадинамичную акустическую систему". На что я могу только заметить: миссия выполнена.

Поскольку ультра hi-end системы неприлично дороги, с ценами много выше 50 тысяч, многих наверняка поразит, что Montana стоят в районе $17 тысяч. На сегодня я не вижу причины тратить хоть пенни больше этого на динамические колонки.

http://www.gong-av.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное