Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рекомендации,по созданию механизмов контроля за деятельностью частных охранных предприятий (Болгария).


В этой главе изложена хронология развития частной индустрии безопасности в период с 1990 по 2006 год с отражением его влияния на государство и безопасность человека. Анализируются проблемы, стоящие перед Болгарией и факторы, которые способствовали превращению частного сектора безопасности с точки зрения безопасности управления. Глава заканчивается рекомендациями, составленными с учетом этого анализа.

           Появление приватизированной безопасности

В начале 1990-х годов в результате массовых увольнений в полиции вооруженных силах десятки тысяч офицеров стали безработными.

Армия была сокращена с 150 000 в 1989 году до 39 000 в 2001 году. Полиция была разогнана, государственная безопасность (бывшая тайная полиция) ликвидирована, около 30 000 полицейских и сотрудников государственной безопасности были уволены.

Первые частные охранные предприятия были созданы в Болгарии в конце 1991 года после того, как было принято решение отказаться от государственной монополии на применение силы в целях удовлетворения потребностей безработных профессиональных спортсменов и уволенных офицеров безопасности.

В это время правовое положение частных мероприятий по обеспечению безопасности никак не регулировалось. Это изменение дало возможность уволенным военным и сотрудникам правоохранительных органов применить свои навыки в частном секторе.

 

Выводы и рекомендации

 

Страны с переходной экономикой в Восточной Европе и бывшем Советском Союзе, где бывший полицейский и военный персонал (в связи с сокращением численности аппарата) составляют основу частных охранных предприятий, имеют свои собственные проблемы.

Рекомендации, опирающиеся на опыт Болгарии, могут быть приняты во внимание при разработке законодательства и создании механизмов контроля за деятельностью частных охранных предприятий в других странах с переходной экономикой.

 

∙ Ключевым фактором является предоставление достаточных ресурсов для надлежащего надзора.

Один из возможных подходов заключается в выделении средств на лицензирование, взимание штрафов или даже введение дополнительных сборов, которые могли бы поддержать надзорные органы.

Другим решением могло бы быть расширение круга учреждений, осуществляющих надзор за индустрией частной безопасности, с разделением расходов между несколькими учреждениями, возможно, даже обязательное создание финансируемого индустрией безопасности независимого наблюдательного органа.

 

∙ Создание дополнительных органов с функциями надзора.

Хотя полиция лучше всего подходит для контроля за деятельностью охранных компаний, органы местного самоуправления могли бы сыграть свою роль.

Существуют два важных параметра для надзора - лицензирование и контроль. Одним из возможных путей было бы создание механизма межведомственного лицензирования, чтобы избежать неоправданного влияния на процесс лицензирования бывших офицеров полиции.

Другим путем было бы сосредоточение процесса лицензирования в региональных центрах, вместо того, чтобы возлагать ответственность на местные полицейские участки или муниципальные образования. Это снизило бы вероятность неслужебных отношений.

Мониторинг можно было бы улучшить путем создания групп межотраслевого мониторинга. Таким образом, не только полиция, но и трудовые инспекции, подразделения гражданских обороны, пожарной службы, или отраслевого органа могли бы быть вовлечены в состав таких групп, чтобы обеспечить более объективную и сбалансированную оценку.

 

Ужесточение регулирования деятельности служб безопасности.

Учитывая, что число работников служб безопасности превышает число охранников, нет никаких причин для упрощенного регулирования в этом секторе.

На самом деле, ЧОПы в виде служб безопасности регистрируются как компании, имеющие один отдел – службу безопасности.

Таким образом, контроль за службами безопасности компаний должен быть поставлен на должный уровень в области профессиональной подготовки, ответственности и регистрационных  требований.

 

Более жесткие правила для лиц, имеющих судимость.

Уголовные преступления с участием охранников подчеркнули опасность для общества лиц с уголовным прошлым.

 

Расширение возможностей для граждан на правовую защиту.

 

Повышение ответственности компаний за действия своих сотрудников. Повышенная ответственность будет заставлять компании более строго контролировать действия своих сотрудников, а также ограничивать их участие в незаконной практике.

 

∙ Более высокие стандарты для компаний, охраняющих объекты критической инфраструктуры.

Существующие правила не требуют более высокого уровня профессиональной подготовки, специальных навыков, или большей ответственности для компаний, предоставляющих услуги по обеспечению безопасности объектов ключевой инфраструктуры, такие как порты, военные объекты и атомные электростанции.

Если будут выполнены эти требования, стоимость частных охранных услуг может превзойти расходы на наем персонала правоохранительных органов.

Таким образом, с финансовой или безопасной точек зрения нет смысла использовать охранные компании на этих объектах.

 

∙ Меры против конфликта интересов.

Отсутствие норм и правил в отношении конфликта интересов государственных служащих или членов их семей, которые имеют собственные ЧОПы, создало условия для коррупции и использования влияния в корыстных целях.

Законодательство может включать положения, запрещающие владельцам или лицам, связанным с частными охранными компаниями занимать государственные должности.

 

Несмотря на впечатляющие преобразования, через которые прошла индустрия частной безопасности Болгарии с 1990 года, необходимость в дальнейших реформах с точки зрения создания условий для более эффективной, хорошо управляемой и демократически регулируемой сферы обеспечения безопасности несомненна.

В случае Болгарии освещаются некоторые из трудностей, с которыми в будущем могут столкнуться инициативы Европейского Союза по установлению общих стандартов регулирования частной охранной деятельности.

Страны Восточной и Центральной Европы (Польша, Болгария, Венгрия), где коррупция выше, а сектор частных охранных услуг больше, чем в большинстве стран Западной Европы, нуждаются в больших нормативных и законодательных гарантиях для обеспечения надлежащего контроля.

Полный текст: http://pdc.ceu.hu/archive/00003193/01/private_security_industry.pdf


В избранное