Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости русскоязычного сайта "Морской старт" - "Sea Launch" - сентябрь 2020




Ежемесячная бесплатная информационная рассылка
http://subscribe.ru/catalog/tech.sealaunch
Новости русскоязычного сайта о "Морском старте"
Выпуск N 164 - сентябрь 2020 г.
http://sea-launch.info http://sea-launch.narod.ru


Обзор интернет-прессы - сентябрь 2020 года


02.09.2020

"Союз-5": очередной этап пройден

Главный конструктор перспективной ракеты-носителя "Союз-5" Александр
Черевань рассказал об этапах работы по созданию новой ракеты, ее отличии от
"Союза-2" и технологиях, которые впервые в истории Ракетно-космического
центра "Прогресс" (входит в состав Госкорпорации "Роскосмос") будут
применяться при производстве нового носителя.

Совершенно другой "Союз"

Для потребителя - заказчика пусковых услуг - ракета "Союз-5" от "Союза-2"
отличается, прежде всего, грузоподъемностью. На низкую околоземную орбиту
ракета-носитель среднего класса "Союз-2" выводит порядка 8 тонн в
зависимости от космодрома запуска. "Союз-5" - носитель тоже среднего класса,
но на такую же орбиту, например, с космодрома Байконур будет выводить 17
тонн. Таким образом, у новой машины по массе полезной нагрузки
характеристики лучше более чем в два раза.

Что касается компоновки ракеты-носителя "Союз-5", то она тоже принципиально
отличается: "Союз-2" сконструирован по пакетно-тандемной схеме, а в
"Союзе-5" применена тандемная компоновка, то есть ступени соединяются
последовательно, а не параллельно, как в "пакете". Новая ракета будет
двухступенчатой. Такая компоновка выгодней с точки зрения трудоемкости
изготовления, простоты конструкции, трудоемкости подготовки изделия на
стартовом и техническом комплексах. "Союз-5" сможет выводить различные
полезные нагрузки на низкие околоземные орбиты, а с применением разгонного
блока - на геопереходную и геостационарную орбиты, на отлетные траектории -
решать достаточно широкий спектр задач.

Одно из серьезных преимуществ новой ракеты в том, что у блоков "Союза-5"
максимально возможные габаритно-массовые характеристики, при которых
составные части ракеты возможно перевозить любым транспортом: автомобильным,
железнодорожным и авиационным. Диаметр блока первой ступени составляет 4100
мм при длине порядка 35 метров - груз таких габаритов возможно перевозить по
железной дороге, кроме того, такой блок поместится и в самолет Ан-124.

Отечественные комплектующие

В составе "Союза-5" будут применяться бортовые электрические системы, в том
числе и система управления, создаваемые на отечественной элементной базе.
Система управления эффективна как по габаритно-массовым характеристикам, так
и по количеству решаемых задач. Впервые на новой ракете будет использоваться
бесплатформенный инерциальный блок с чувствительными элементами на
малогабаритных и легких волоконно-оптических гироскопах. Построение системы
управления "Союза-5" с применением быстродействующей производительной
бортовой вычислительной машины позволит минимизировать связи между ракетой и
оборудованием технического и стартового комплексов. Это упростит процесс
подготовки изделия, упростит и удешевит наземное оборудование. Возможности
бортовой вычислительной машины обеспечат развертывание всех режимов
испытаний непосредственно на борту, а не на наземном оборудовании.

Особо нужно отметить, что согласно проекту, в составе ракеты-носителя
"Союз-5" будут использоваться двигатели с лучшими в мире характеристиками по
удельному импульсу тяги. Маршевый двигатель первой ступени РД-171МВ
разработки Научно-производственного объединения "Энергомаш" имени академика
В.П. Глушко и РД-0124МС разработки воронежского Конструкторского бюро
химавтоматики (входят в состав Госкорпорации "Роскосмос") на второй
обеспечивают максимально возможные характеристики на паре топлива кислород -
нафтил.

Главное - безопасность

На "Союзе-5" будет применяться система аварийной защиты двигателей. На всем
участке работы двигателей, начиная с пуска, эта система позволит циклично с
длительностью в несколько миллисекунд оценивать состояние двигателя по
параметрам его работы. Такая система поможет выявить возможную аварийную
ситуацию, предотвратить ее дальнейшее развитие и своевременно выдать команду
на выключение двигателя и команду "Авария" в полезную нагрузку. Система
аварийной защиты устанавливается и на первой, и на второй ступенях новой
ракеты-носителя. В случае возникновения аварийной ситуации на двигателе
первой ступени она позволит сохранить ракету и стартовый комплекс, а на
участке полета второй ступени, если будет возможность продолжать полет на
одном из блоков двигателя, отключит две камеры аварийного блока, а две
камеры второго блока будут работать. Такая схема впервые будет применяться
на наших изделиях.

Новые материалы - новые технологии

Материал, из которого будут изготавливаться баки ракеты-носителя "Союз-5", -
алюминиевый сплав 1580 - будет применяться впервые. По сравнению со сплавом,
используемым при производстве "Союза-2", у него повышенные механические
характеристики в сочетании с достаточно приемлемой стоимостью. Благодаря
новому сплаву технические характеристики ракеты значительно повышаются.

Впервые в практике Ракетно-космического центра "Прогресс" на второй ступени
применяется объединенное днище баков окислителя и горючего. Это позволяет
снизить массу конструкции второй ступени, облегчить ее по отношению к
традиционной схеме, также это позволяет уменьшить габариты блока.

При производстве "Союз-5" будет использоваться сварка трением с
перемешиванием. Этот новый технологический процесс и в РКЦ "Прогресс" для
сборки-сварки баков будет применяться впервые. Оборудование, выполняющее
автоматическую сварку трением с перемешиванием, производит российская
компания ЗАО "Чебоксарское предприятие "Сеспель". Для "Союза-5" по заказу
РКЦ "Прогресс" под сварку трением с перемешиванием деталей из алюминиевых
сплавов "Сеспель" изготовит три установки и оснастку к ним. Согласно
техническому заданию, установки должны обеспечивать сварку плит толщиной
порядка 30 мм. Применение этого технологического процесса обеспечит сварку
необходимых толщин за один проход, с высоким качеством и характеристиками. К
концу III квартала первую установку доставят на наше предприятие. В рамках
второго этапа приемки на новом оборудовании в Чебоксарах был выполнен
качественный сварной шов деталей из нового алюминиевого сплава 1580. Тем
временем на нашем предприятии в цехе 2233 готовится фундамент для нового
оборудования.

Первый пуск с Байконура

Ракета-носитель "Союз-5" может эксплуатироваться на разных космодромах. Пока
пуски планируются с комплекса на Байконуре в рамках российско-казахстанского
проекта "Байтерек". Но "Союз-5" сможет стартовать с любого космодрома - с
Восточного и "Морского старта" - при условии, что будет создана
соответствующая наземная инфраструктура: техническая позиция и стартовый
комплекс.

Источник:
http://www.roscosmos.ru/29146/

*

05.09.2020

В ПРИМОРЬЕ ПОДБИРАЮТ БУХТУ ДЛЯ СТОЯНКИ ПЛАВУЧЕГО КОСМОДРОМА "МОРСКОЙ СТАРТ"

Одна из бухт Приморья может стать площадкой для организации стоянки
ракетно-космического комплекса "Морской старт". Об этом стало известно в
ходе встречи Губернатора Приморья Олега Кожемяко с руководителями ЗАО
"Группа компаний С7" в субботу, 5 сентября.

По словам генерального директора ООО "С7 Космические Транспортные Системы"
(S7 Space) Сергея Савченкова, комплексу - быть, сейчас определяется
финансовая модель проекта. В настоящее время необходимо определить место
базирования "Морского старта". Уже подобраны возможные площадки в Приморье.

"Они удобны и в части подведения инженерной инфраструктуры, и в части
привлечения специалистов для обслуживания комплекса - планируется создать
200 рабочих мест", - уточнил Сергей Савченков, добавив, что запуск ракет со
стартовой платформы космодрома будет производиться в море в районе экватора.
Олег Кожемяко обозначил, что край окажет содействие в подборе места
дислокации "Морского старта" и поможет в создании необходимой
инфраструктуры.

"Мы будем ориентироваться на технические условия, необходимые для успешной
работы комплекса. Это уникальный проект, который нужно поддерживать, и всю
необходимую помощь регион готов оказать", - заявил Губернатор.
Глава Приморья обратил внимание на то, что подбирать место для базирования
комплекса нужно с учетом существующего и будущих мостов на островов Русский
и Елена.

Также стороны обсудили создание на территории аэропорта Владивосток станции
техобслуживания самолетов, которую намерена построить компания С7. Олег
Кожемяко поручил проработать возможность размещения объекта на территории
старого аэропорта.

Евгений Ковалев, kovalev_ev@primorsky.ru

Источник:
https://www.primorsky.ru/news/226584/

*

08.09.2020

Новую высокотехнологичную отрасль намерены развивать в Приморье

Генеральный директор Госкорпорации "Роскосмос" Дмитрий Рогозин и губернатор
Приморского края Олег Кожемяко обсудили перспективы развития космической
отрасли страны на встрече во вторник, 8 сентября 2020 года. Дмитрий Рогозин
подчеркнул, что с появлением в Приморском крае "Морского старта" регион
становится космическим. Портовая инфраструктура вполне может подойти для
запуска ракет на орбиту.

"За последние 15 лет ситуация в космосе поменялась, появился сильный
конкурент - Китай. Сейчас мы динамично развиваем космическую инфраструктуру,
помимо технического резервирования существующих стартовых позиций, развиваем
ракетно-космическую технику нового поколения. "Морской старт" будет
модернизирован. Мы должны продумать логистику, как будем возить новейшие
ракеты полутяжелого класса из европейской части России в Приморский край", -
отметил глава Роскосмоса.

Олег Кожемяко заявил, что в Приморье будут созданы все условия, чтобы этот
перспективный для региона и страны проект состоялся.

"Для нас - это шаг вперед в научно-техническом сотрудничестве, перспективы
для молодых ребят, которые осваивают авиационные и космические профессии.
Восстановление космодрома позволит на 25-30% вывозить больше объемов грузов
на орбиту. Мы готовы поддерживать проект и помогать инфраструктурой, другими
механизмами, связанными с полномочиями субъекта", - обозначил глава
Приморья.

Кроме того, создание космической инфраструктуры в Приморском крае позволит
развивать международное сотрудничество со странами-партнерами. Стороны также
отметили экологическую безопасность проекта - ракеты-носители "Союз-5"
работают на экологическом топливе, фрагменты отделяемых частей ракет будут
падать в океан.

Источник:
https://www.roscosmos.ru/29178/
https://www.primorsky.ru/news/226662/

Пятый выпуск серии фильмов "Хроника русского космоса. Линия генерального".
Рабочая поездка генерального директора Госкорпорации "Роскосмос" Дмитрия
Рогозина на плавучий космодромом "Морской старт" и космодром Восточный на
Дальнем Востоке 8-9 сентября 2020 года:
https://youtu.be/XvuuGqyWZCc

Новостная интернет-программа "Космическая среда" Телестудии Роскосмоса.
Выпуск 296:
https://youtu.be/-ZpnII0SPLg

*

15.09.2020

Китайский клон российского "Морского старта" запустил спутники

В Китае с расположенной в Желтом море стартовой площадки, которую можно
назвать клоном российского "Морского старта", запущена легкая ракета Long
March 11, сообщает ТАСС.

Согласно данным агентства, ссылающегося на китайскую прессу, носитель вывел
в космос девять спутников, которые планируется использовать для
высокодетальной съемки поверхности Земли.

Первый пуск легкой ракеты Long March 11 с расположенной в Желтом море
стартовой площадки состоялся в июне 2019 года. Тогда носитель вывел на
околоземную орбиту семь спутников. Среди них, в частности, имеется один
космический аппарат, предназначенный для прогнозирования возникновения
тайфунов, и два - для обеспечения связи.

В июле 2015 года сообщалось, что китайские власти проявили интерес к покупке
плавучего космодрома "Морской старт" и командного судна.

Четырехступенчатая ракета Long March 11 предназначена для выведения на
низкую околоземную орбиту до 700 килограммов полезных грузов. Первый пуск
носителя, созданного на основе межконтинентальной баллистической ракеты Dong
Feng 31, состоялся в сентябре 2015 года.

Ранее пуски с морской платформы предлагала исключительно Россия. В рамках
проекта "Морской старт" трехступенчатая (включая разгонный блок ДМ-SL)
средне-тяжелая ракета "Зенит-3SL", запускаемая из приэкваториального района,
способна доставлять на геопереходную орбиту не более 6,1 тонны полезных
грузов. В настоящее время старты данного носителя, серийно выпускаемого на
Украине, заморожены, а вместо него предлагается использовать создаваемую в
России ракету "Союз-5" ("Иртыш") или одну из ее возможных модификаций.

Источник:
https://lenta.ru/news/2020/09/15/chinalaunch/

*

25.09.2020

Патрушев в Приморье посетил плавучий космодром "Морской старт"

Секретарю Совета безопасности доложили о планах по развитию проекта и
перспективах возобновления пусков

СЛАВЯНКА /Приморский край/, 25 сентября. /ТАСС/. Секретарь Совета
безопасности РФ Николай Патрушев в пятницу осмотрел плавучий космодром
"Морской старт", который весной этого года был перебазирован от побережья
США на Дальний Восток.

Патрушев поднялся на борт сборочно-командного судна, а также на саму
пусковую платформу. Его сопровождал председатель совета директоров группы
компаний S7 Владислав Филев, который рассказал об истории проекта,
особенностях и возможностях этого космодрома.

Филев и гендиректор компании S7 Space Сергей Савченко доложили Патрушеву о
планах по развитию проекта и перспективах возобновления пусков. В
мероприятии участвовали также вице-премьер - полпред президента РФ в
Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, глава Приморья Олег
Кожемяко, первый замминистра финансов Леонид Горнин, первый замглавы
Роскосмоса Юрий Урличич и другие.

Плавучий космодромом "Морской старт" (Sea Launch) состоит из пусковой
плавучей платформы "Одиссей" и командного судна. Программа действовала до
2014 года - с платформы, базировавшейся у берегов США, было выполнено 32
пуска ракеты "Зенит". В 2014 году пусковую деятельность "Морского старта"
приостановили, а в сентябре 2016 года владельцем ракетно-космического
комплекса стала группа компаний S7. Весной этого года командное судно и
платформа перешли от побережья Соединенных Штатов и пришвартовались у
причала Славянского судоремонтного завода в Приморье. Руководство Роскосмоса
и специалисты ракетно-космической отрасли, а также компании S7 оценили
состояние "Морского старта" к готовности проводить пуски перспективных ракет
"Союз-5" и "Союз-6".

Вице-премьер РФ Юрий Борисов в августе сообщал, что восстановление плавучего
космодрома "Морской старт" может завершиться на рубеже 2023-2024 годов. Он
уточнял, что проект восстановления потребует порядка 35 млрд рублей.

Источник:
https://tass.ru/kosmos/9548123



---
sea-launch@mail.ru
http://sea-launch.info

В избранное