Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости русскоязычного сайта "Морской старт" - "Sea Launch" - февраль 2018




Ежемесячная бесплатная информационная рассылка
http://subscribe.ru/catalog/tech.sealaunch
Новости русскоязычного сайта о "Морском старте"
Выпуск N 133 - февраль 2018 г.
http://sea-launch.info http://sea-launch.narod.ru


02.02.2018

Тайна "огненных шаров" в Перу раскрыта: Металлические сферы оказались
частями российской ракеты

Многие жители Перу были взбудоражены падением странных объектов из космоса,
которые со стороны казались "огненными шарами". В действительности это имело
отношение к российским ракетно-космическим испытаниям - на поверхность упали
части топливного бака от "Зенит-3SLБ".

Такую информацию предоставили в ВВС Перу. Как сообщает VladTime, российская
ракета "Зенит-3SLБ" стартовала 26 декабря 2017 года, выводя на орбиту
спутник "Ангосат-1", который должен был улучшить связь в этой африканской
стране. Некоторых экспертов удивило, что для возвращения на Землю топливным
бакам потребовалось больше месяца.

Однако сомнений в том, что это именно части российской ракеты "Зенит-3SLБ",
не имеется. Информация была также подтверждена метеорологом Алехандро
Фонеска из Федерального университета Акри в Бразилии. По его словам, при
попадании космического мусора в атмосферу происходит возгорание из-за
сильного трения, потому части топливного бака действительно могли напоминать
"огненные шары".

Источники:
http://www.vladtime.ru/nauka/636896
https://scienze.fanpage.it/palle-giganti-piovono-dal-cielo-non-e-un-attacco-alieno-ma-nemmeno-meteoriti/
https://www.youtube.com/watch?v=AL-qCE4HW1U

*

13.02.2018

S7 ГОТОВА ВЗЯТЬ В КОНЦЕССИЮ РОССИЙСКИЙ СЕГМЕНТ МКС

Администрация президента США Дональда Трампа объявила о намерении
приватизировать свою часть Международной космической станции: после 2024
года финансирование МКС по линии NASA планируется остановить и передать
американский сегмент станции в частные руки. Идею коммерческого
использования МКС рассматривают и в России. О планах создания орбитального
космодрома и о желании взять российский сегмент МКС в концессию в интервью
"Известиям" рассказал генеральный директор компании "S7 космические
транспортные системы" Сергей Сопов.

- Состоявшийся в конце декабря старт ракеты "Зенит" стал первым, где вы
выступили как оператор. В чем заключалась работа специалистов S7?

- Наше участие в проекте запуска космического аппарата Angosat-1
определялось необходимостью использования для этого носителя "Зенит". Такая
же ракета используется на космодроме "Морской старт". В нашей команде
работают специалисты по проведению стартов "Зенита", поэтому нам предложили
взять на себя часть функций в этом проекте. За год мы получили опыт
организации пусковых услуг, наработали деловые связи со всеми предприятиями,
которые участвуют в кооперации по этим носителям.

- Известно, что сначала с ангольским спутником не удавалось установить
связь, затем его не смогли удержать в нужной точке стояния. Вы принимаете
участие в работах с Angosat, в комиссии по расследованию случившегося?

- Мы не имеем отношения к аппарату. Мы лишь выполнили задачу по выведению
спутника на целевую орбиту.

- Закрыта ли уже сделка по приобретению "Морского старта"?

- Мы получили принципиальное решение от регулирующих органов США на покупку
имущественного комплекса проекта "Морской старт". В частности, получено
разрешение от Госдепартамента США. Рассчитываем, что сделка будет закрыта в
конце I - начале II квартала 2018 года.

- Сколько уже вложено в проект, и какие инвестиции еще потребуются?

- Общая сумма инвестиций в приобретение космодрома "Морской старт", включая
вывод его из консервации, составляет около $150 млн. Вопрос о привлечении
каких-либо дополнительных средств пока не обсуждается.

- Когда состоится первый старт "Зенита" по возобновленной программе
"Морского старта"?

- На первый запуск с морской платформы мы намерены выйти в конце 2019 года.
Полезная нагрузка еще не определена, ведутся переговоры с потенциальными
заказчиками. Сама ракета находится в высокой степени заводской готовности.
Работы были начаты еще в прежние годы. Кроме того, на "Южмаше" в
производстве находится еще один носитель. Он также может быть собран в
кратчайшие сроки. Всего же мы заказали у "Южмаша" производство 12 "Зенитов".

- В этих ракетах всегда имелось большое количество российских комплектующих.
Отечественные предприятия продолжат их производить?

- Естественно. Без участия предприятий российской ракетно-космической
отрасли изготовить "Зенит" невозможно. В состав данного носителя входят
полностью изготавливаемый в России двигатель первой ступени РД-171, камера
сгорания второй ступени, система управления и многие другие компоненты.
Всего в кооперации задействовано около 150 отечественных предприятий. Их
доля в стоимостном выражении от себестоимости ракеты составляет 80%.
Выполнение контракта на 12 "Зенитов" принесет российским предприятиям
полмиллиарда долларов.

Помимо того, учитывая высокую унификацию ракет "Зенит" и "Союз-5", участие
отечественных предприятий в возобновлении проекта "Морской старт" обеспечит
их стабильной загрузкой и позволит плавно выйти на производство новых ракет
среднего класса.

С политической точки зрения "Морской старт" также важен как один из немногих
уцелевших "мостиков" между Россией и США. И, что особенно ценно, что он
сохранился в такой высокотехнологичной сфере, как ракетно-космическая
техника и пусковые услуги.

- Собирать ракету будут в Америке?

- Да, "Южмаш" поставляет в Соединенные Штаты первые две ступени "Зенита",
там же произойдет окончательная сборка. Так предусмотрено межгосударственным
соглашением США и России. И на это есть соответствующие лицензии от
госорганов Соединенных Штатов.

- На сколько лет хватит заказанного количества ракет?

- Нами сформирована пусковая программа до 2023 года включительно. Для выхода
проекта на самоокупаемость необходимо проводить по 3-4 старта в год.
Заказанных "Зенитов" нам должно хватить до момента создания ракеты "Союз-5",
то есть до конца 2022 года.

- Судя по показанной вами на конференции "Космос как бизнес" презентации,
внешний вид ракеты, которую вы желаете получить, отличается от того, что
разрабатывает РКК "Энергия". Вас действительно не устраивает "Союз-5"?

- Перед тем как приобрести "Морской старт", мы тщательно проанализировали
рынок пусковых услуг и перспективы его развития. Сформировано видение того,
как должна выглядеть перспективная коммерчески успешная ракета среднего
класса. Мы исходим из того, что уже представлено и может появиться на рынке
пусковых услуг в ближайшие годы. Все видят успехи компании SpaceX с ее
Falcon 9. Blue Origin также экспериментирует с возвращаемой ступенью.
Конкурентоспособная ракета должна быть двухступенчатой, дешевой в
производстве и обслуживании, с многоразовой первой ступенью. Если
многоразовость не обеспечивается, ракета должна быть еще дешевле, чтобы
конкурировать по цене с таким носителем. В теории известно, что
эффективность многоразовой системы начинается с шести стартов в год. Если
запусков меньше, то целесообразнее использовать дешевую одноразовую ракету.

В идеале необходимо семейство унифицированных ракет с разными первыми
ступенями. Для пилотируемых проектов - одноразовый носитель с надежными
двигателями. Для запуска космических аппаратов - вариант с многоразовой
ступенью подешевле и одноразовой - дороже, но с большей грузоподъемностью.

Пока же нам предлагают трехступенчатый и дорогой носитель. "Союз-5" - это,
по сути, подросшая и потолстевшая ракета "Зенит". Это замечательный носитель
с прекрасными техническими характеристиками, но повторять его на новом
техническом уровне, к тому же к 2022 году, когда наши конкуренты уйдут еще
дальше, выглядит не самым оптимальным решением. Совместно с РКК "Энергия" и
другими предприятиями отрасли мы рассматриваем различные варианты снижения
стоимости и повышения конкурентоспособности новой ракеты.

- То есть когда владелец группы компаний S7 Владислав Филев объявил о планах
закупки 50 носителей и опционе еще на 35, он имел в виду не "Союз-5", а ваш
вариант ракеты?

- Технические возможности "Морского старта" позволяют эксплуатировать его до
2045-2050 года. Мы готовы сразу сделать крупный заказ, но должны быть
уверены, что это будет та ракета, которая способна приносить прибыль, а не
убытки.

- Расскажите об "орбитальном космодроме", который вы предлагаете построить
"Роскосмосу". Что это?

- "Роскосмос", NASA и другие космические агентства планируют создать на
окололунной орбите посещаемую станцию. Соответственно, средств на
эксплуатацию сразу двух станций - МКС и у Луны - не хватит ни у России, ни у
США. В этой связи все государства - участники проекта МКС заинтересованы в
привлечении частных компаний к работе на низкой околоземной орбите. Мы
готовы сотрудничать с "Роскосмосом" в этом вопросе. Для нас российский
сегмент МКС представляет интерес как научная и промышленная площадка, где
можно наладить уникальные производства, сборку космических аппаратов,
организовать "хаб" для дальнейшей экспансии - освоения Луны и Марса.

При наличии на околоземной орбите космической инфраструктуры нет
необходимости создавать сверхдорогие сверхтяжелые ракеты, чтобы запускать
межпланетные корабли и зонды. Их сборку из более мелких модулей можно
проводить прямо на МКС или рядом с ней. А экипажи сначала доставлять на
станцию и оттуда перевозить на корабль, который летит, допустим, к Луне.
Во-первых, это окажется экономичнее. Можно использовать имеющуюся
ракетно-космическую технику. Во-вторых, безопаснее. Шанс потерять все из-за
аварии меньше при запуске элементов конструкции по частям.

- Получается, что вы хотите стать оператором российского сегмента МКС?

- Да, мы намерены выйти к "Роскосмосу" с предложением сдать российскую часть
станции нам в концессию.

- Когда это может произойти?

- После восстановления пусковой деятельности проекта "Морской старт", то
есть в 2022-2024 годах. Сейчас речь идет о возможном сворачивании работы МКС
в 2024 году, и мы предлагаем один из возможных путей дальнейшего
использования станции - как альтернативу затоплению.

- При этом МКС вы предлагаете использовать как перевалочную базу перед
полетом в дальний космос?

- Да, именно это и закладывается в понятие "орбитальный космодром". Он
должен стать стартовой площадкой для полетов в дальний космос. Расположение
МКС на низкой околоземной орбите делает ее уникальной для этих целей. Здесь
можно проводить сборку, заправку, техобслуживание космических аппаратов и
кораблей. Доставку грузов к Луне и Марсу также проще осуществлять отсюда - с
помощью буксира с ядерной энергодвигательной установкой (ЯЭРДУ) мегаваттного
класса. Опыт создания подобных систем есть только у нашей страны.
Транспортный модуль сможет медленно, но без серьезных затрат топлива и в
нужный срок доставить груз к Луне и Марсу. Если для пилотируемых кораблей
главное - надежность, комфорт и скорость полета, то грузы нужно доставлять
просто вовремя, тогда, когда они необходимы. Но для обслуживания буксиров
необходима пилотируемая орбитальная база. Орбитальный космодром и буксир не
имеют смысла друг без друга. В этом и заключается наше представление о своем
бизнесе как о первой космической транспортной компании мира: наличие
дешевого и надежного носителя с запусками с экватора по программе "Морской
старт", а также с Байконура по программе "Наземный старт", наличие
инфраструктуры на низкой околоземной орбите в виде МКС плюс транспортные
средства для межорбитальных и межпланетных перевозок с ЯЭРДУ.

- Современное международное право запрещает использование ядерных систем на
низкой околоземной орбите.

- Да, именно поэтому мы предлагаем в перспективе увеличить высоту полета МКС
до 600 км. Это минимальная высота использования ЯЭРДУ, но при этом сама
станция остается еще внутри магнитосферы Земли, защищающей экипаж от
радиации.

- Соответственно вам понадобятся свои пилоты и инженеры?

- Да, это следующий шаг. Мы думали об этом. Сегодня подготовка космонавтов -
прерогатива государства. На наш взгляд, это уже не соответствует требованиям
времени. Должен быть свой отряд космонавтов-испытателей у РКК "Энергия", как
это было при Сергее Королеве. Собственные отряды должны быть у других
операторов космической техники. Центр подготовки космонавтов должен иметь
функции их обучения и сертификации. Пока, правда, этот вопрос не является
критическим для нас. В первую очередь мы должны возобновить пуски по
программе "Морской старт".

Дмитрий Струговец

Источник:
https://iz.ru/689548/dmitrii-strugovetc/s7-gotova-vziat-v-kontcessiiu-rossiiskii-segment-mks

*

22.02.2018

НПО ЭНЕРГОМАШ. РАЗРАБОТКА РД-171МВ

АО "НПО Энергомаш" (входит в Госкорпорацию "РОСКОСМОС") обозначило планы в
отношении двигателя РД-171МВ. С 2017 года на предприятии велась активная
работа по подготовке к началу производства двигателей этой модификации для
перспективной ракеты-носителя (РН) "Союз-5".

Игорь АРБУЗОВ, Генеральный директор НПО Энергомаш: "В 2018 году будет
выпущена и скорректирована конструкторская документация, а в декабре 2018
года - динамический макет двигателя поставят заказчику - РКЦ "Прогресс".

Первые летные испытания РН "Союз-5" планируются в 2022 году, а РД-171МВ
будет поставлен заказчику в 2021 году. В 2023 году НПО Энергомаш поставит
заказчику также и полностью отработанный двигатель для использования на
пилотируемой версии РН "Союз-5".

При создании двигателя РД-171МВ впервые в отрасли будет применяться цифровое
проектирование и производство (PLM-система), что предполагает модернизацию
производства и контрольного аппарата. Реализация проекта и освоение новых
методов конструкторами и технологами позволит снизить затраты на разработку
продукции при повышении ее качества. Отдельные агрегаты двигателя РД-171МВ
планируется изготавливать с применением аддитивных технологий.

В 2017 году конструкторское бюро НПО Энергомаш выпустило эскизный проект по
данному двигателю и разработало план-график работ с учетом поставок РД-171МВ
для летных испытаний.

Источник:
https://www.roscosmos.ru/24740/


---
sea-launch@mail.ru
http://sea-launch.info

В избранное