Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости русскоязычного сайта "Морской старт" - "Sea Launch" - сентябрь 2015




Ежемесячная бесплатная информационная рассылка
http://subscribe.ru/catalog/tech.sealaunch
Новости русскоязычного сайта о "Морском старте"
Выпуск N 106 - сентябрь 2015 г.
http://sea-launch.info http://sea-launch.narod.ru


Добрый день!


Обзор интернет-прессы - сентябрь 2015 г.
========================================

08.09.2015

Состоялся визит в США украинской делегации, возглавляемой Главой
Государственного космического агентства Украины Л.Ю.Сабадошем

8 сентября 2015 года завершился визит в Соединенные Штаты Америки украинской
делегации, возглавляемой Главой Государственного космического агентства
Украины Л.Ю.Сабадошем.

Целью визита было обсуждение с американскими партнерами путей активизации
двустороннего сотрудничества в сфере исследования космического пространства
в мирных целях. Во время пребывания в США состоялись встречи делегации в
НАСА, Государственном департаменте, Совете национальной безопасности,
Министерстве обороны, Конгрессе и с представителями деловых кругов
Соединенных Штатов, по результатам которых получены четкие сигналы о наличии
планов активизации сотрудничества с Украиной, и обсуждены шаги, которые
должны осуществить стороны для обеспечения их практической реализации.

Во время пребывания в США делегация посетила Центр космических полетов
"Уоллопс Айленд" и ознакомилась с ходом работ по подготовке к следующему
пуску украинско-американской ракеты-носителя "Антарес".

Достигнута договоренность об интенсификации двусторонних контактов по ряду
практических направлений.

Источник:
http://www.nkau.gov.ua/

*

09.09.2015

"Boeing" будет покупать у Украины двигатели и ракетоносители

Украина договорилась с компанией "Boeing" о покупке украинских двигателей и
ракетоносителей от КБ "Южное" и завода "Южмаш".

Как говорится в сюжете ТСН.Ранок, такого соглашения стороны достигли в
Вашингтоне. По словам руководителя национального космического агентства
Любомира Сабодаша, одним из условий американской стороны - отсутствие
сотрудничества Украины со странами, которые находятся под американскими
санкциями.

США сейчас покупают российские двигатели. "Южное" будет поставлять
ракетоносители для запуска ракет "Зенит" и "Антарес". Меморандум
сотрудничества между "Boeing" и национальным космическим агентством должен
быть подписан до конца октября - начала ноября этого года, к визиту
делегации НАСА в Украину.

"Boeing" видит нас своим партнером. Компанию интересует продолжение
сотрудничества с Украиной в направлении "морского старта", также интересует
проект, который мы предложили по созданию нового сателлита, который бы помог
Украине реализовать телекоммуникационные задачи", - говорит председатель
национального космического агентства Любомир Сабодаш.

Источник:
http://ru.tsn.ua/article/print/ukrayina/boeing-budet-pokupat-u-ukrainy-dvigateli-i-raketonositeli-483627.html

*

09.09.2015

США решили покупать ракетные двигатели у Украины

Американская компания Boeing договорилась с Украиной о покупке ракет и
двигателей, разработанных конструкторским бюро "Южное" и производимых
заводом "Южмаш". К соглашению стороны пришли во время визита украинской
делегации в США. Договор о сотрудничестве будет подписан, как ожидается, в
октябре-ноябре 2015 года в ходе визита делегации НАСА на Украину. Об этом
сообщается на сайте ТСН.

По словам руководителя национального космического агентства страны Любомира
Сабодаша, американская сторона выдвинула условие, в рамках которого Украина
не может сотрудничать с государствами, находящимися под санкциями. Стороны
сообщили о возможной реанимации проекта "Морской старт", а также закупке
комплектующих для ракет Antares. Кроме того, США могут создать для Украины
телекоммуникационный спутник.

В Днепропетровске расположено крупное конструкторское бюро "Южное". Оно
производит, среди прочего, ракеты-носители серии "Зенит", "Днепр" (в
американской терминологии - "Сатана"), спутники наблюдения над Землей,
ракетные двигатели серии РД и другую технику. В том же украинском городе
налажен промышленный выпуск аэрокосмической техники на предприятии "Южмаш".

В настоящее время участие Украины в международных программах сводится к
производству "Южмашем" маршевого двигателя РД-843 для верхней ступени
итальянской ракеты-носителя Vega легкого класса, а также созданию основной
конструкции первой ступени ракеты Antares.

Источник:
http://lenta.ru/news/2015/09/09/usa/

*

10.09.2015

Проехали! Украинским ракетам не место в космосе

Украинские СМИ 9 сентября растиражировали заявление главы космического
агентства страны о том, что днепропетровский "Южмаш" заключит контракт с
Boeing на поставку двигателей. Сегодня американская компания опровергла эти
планы. Как же в действительности обстоят дела в украинской ракетной отрасли?

Первоисточником сенсационного сообщения стала "Телевизионная служба
новостей" (ТСН) телеканала "1+1". Цитируя недавно назначенного руководителя
Государственного космического агентства Украины Любомира Сабадоша, новостная
служба сообщает, что предварительное соглашение о сотрудничестве между
Boeing и Украиной было достигнуто в Вашингтоне. Официально оно будет
закреплено до начала ноября, а одним из важных его условий якобы является
"отсутствие сотрудничества Украины со странами, которые находятся под
американскими санкциями".

Сразу скажем, что официальный представитель компании Boeing в России Елена
Александрова сообщила в ответ на это следующее: "Из украинских СМИ поступила
абсолютно недостоверная информация. Компания Boeing не подписывала с
Украиной никаких контрактов по сотрудничеству в области космических
программ, и мы не планируем никаких соглашений в ближайшем будущем".
Вероятнее всего, украинской делегации в Вашингтоне просто из вежливости дали
дежурные обещания о расширении и углублении сотрудничества без всякой
конкретики, которые и были интерпретированы украинской стороной как почти
что подписанный договор...

Полный текст читайте на:
http://riafan.ru/401814-proehali-ukrainskim-raketam-ne-mesto-v-kosmose/

*

10.09.2015

Владимир Команов: Чтобы стать Героем, нужно не щадить себя

Мы встретились с Героем Украины, экс-руководителем программы "Морской
старт", экс-заместителем главного конструктора КБ "Южное" в последний день
лета во Дворце студентов ДНУ им. Олеся Гончара. 60 лет назад Владимир
Геннадьевич и сам только начинал учиться в этом вузе, а сегодня в
альма-матер его приглашают как почетного гостя. Выпускник физтеха мечтал
быть ближе к звездам, и у него это получилось.

- Владимир Геннадиевич, почему в 50-х годах решили выбрать малоизвестный
тогда физико-технический факультет?

- В школе мне очень нравились математика и астрономия. Я хотел поступать на
физмат. А мой старший брат-фронтовик как раз год назад окончил физтех. Это
был первый выпуск. Он говорит: "Поступай на физтех". - "Я хочу к звездам". -
"Отсюда ты будешь к ним ближе".

Потом я узнал, что стипендия 450 рублей. На физмате - 220. 1955-й год еще
послевоенное время. А 450 рублей хорошая поддержка и студенту, и семье.
Воспринял советы старших и поступил на физтех. И об этом не жалел никогда.

- Вы каждый год выступаете на посвящении в студенты. На ваш взгляд, как
изменились студенты физтеха за это время?

- Конечно, изменились, все более раскованные. Но традиции передаются от
выпуска к выпуску, от студента к студенту. На этом посвящении он осознает,
что уже студент. До этого сдавал экзамены, читал вывеску, где ты зачислен. А
сегодня - здесь. Поэтому это замечательное мероприятие. Я каждый год с
радостью приезжаю поздравить ребят и полюбоваться ими.

- А свое посвящение помните?

- У нас посвящения как такового не было. Зато был первый студенческий бал во
Дворце студентов. Нам начинали нравиться девочки, девочкам - мальчики.
Танцевали...

- Сейчас нестабильная ситуация в стране и в ракетно-космической отрасли.
Многие сомневаются, стоит ли поступать на физтех. Что им посоветуете?

- Не только физтеховцам, а всем, кто сегодня поступает, совет один: в первую
очередь учиться. Все, что не выучил, пропустил на обучении, обязательно
потом приходится доучивать самому. Все в равных возможностях. Страна у нас
большая. Авиация, ракетостроение, станкостроение... Разве это стране не
нужно? Просто стоит понимать и создавать условия, чтобы человек хотел идти
учиться. Сегодня я вижу ребят со сверкающими глазами. Среди них будущие
ученые, государственные деятели. Достаточно сказать, что из этого
университета вышел Олесь Гончар, второй президент Украины Леонид Кучма.
Можно вспомнить и Янгеля, Семенова, Борисенко, Конюхова, которые возглавляли
КБ.

Какие руководители, такая и отрасль

- Вы ведь работали и под началом Михаила Янгеля?

- Когда поступал в КБ, он был главным конструктором. Через три года я уже
был ведущим конструктором по "Циклону-3" (сейчас с Бразилией создают
"Циклон-4" - Авт.). А ведущий конструктор - это, как тогда любили говорить,
правая рука главного.

- Каким вы запомнили Михаила Кузьмича?

- Не могу сказать, что я с ним ежедневно общался. "Циклон-3" тогда не был
главным проектом, скорее новое, но второстепенное направление. Первое, что я
заметил, - он был очень доступным. Всегда говорил: ты ко мне заходи. У меня
может не быть времени, но если ты придешь, уделю минутку. Тогда людьми
руководили не деньги, а знания и уважение к людям.

- Мы инициировали присвоение звания "Почетный гражданин Днепропетровска"
нескольким гражданам. Обнаружили, что и Михаила Кузьмича Янгеля нет в списке
почетных. Как вы считаете, почему так произошло и нужно ли его туда
включать?

- Тогда мы, ракетчики, не знали городскую власть. Да и период был такой: не
думали о наградах. Нужно ли ушедшим из жизни присваивать звания? Я глубоко
сомневаюсь. Человек должен получать по заслугам при жизни. Хорошо сказал
Александр Максимович Макаров: вы мне памятник при жизни поставьте, зачем он
мне после смерти? Хотя, возможно, для родственников важна память.

- А чем вам запомнился другой генеральный конструктор - Владимир Уткин?

- Это был великий человек. Хотя на момент назначения абсолютно
неподготовленный. Но он настолько трудолюбивый, усидчивый, не стеснялся
учиться у своих подчиненных. Если Михаил Кузьмич создал КБ, то именно
Владимир Федорович его совершенствовал. Сами подумайте: создать ракету
"Сатана", которая стартует из шахты в момент взрыва атомной бомбы... Это
огромные успехи в науке. А генеральные конструкторы - двигатели этой науки.
Какие руководители, такая и отрасль. КБ, завод, страна...

Этот человек твердо стоял на земле. Все многочисленные сотрудники знали, что
в его лице найдут поддержку и защиту. Не было в нем никакой кичливости. Если
бы тогда существовали мобильные телефоны, он не смог бы работать, так как
постоянно отвечал бы на звонки. Всегда был доступен для подчиненных лично и
по телефону, способствовал движению техники и науки.

- Вы вместе учились со вторым президентом Украины Леонидом Кучмой.
Продолжаете ли общение сейчас?

- Студентами мы знали друг друга, но сблизились уже, когда стали работать и
нас назначили ведущими конструкторами (его - по "Циклону-2", а меня - по
"Циклону-3"). Дружили семьями. В этом году будет 60 лет, как мы с ним
поступили на физтех. 55 лет - как его окончили. Из фонда Леонида Кучмы
пришло приглашение на празднование. Читаешь его, и трудно не прослезиться.

- Как он реагирует на события, что происходят на Южмаше? Пытается помочь,
советует?

- Это раньше у нас была страна советов, где все друг другу советовали.
Сейчас, в первую очередь, все зависит от самого руководства КБ и завода. Чем
тут можно помочь? Заказать ракету. Это делала Россия. Во время пребывания
Кучмы у власти он взял на себя смелость снять гриф секретности. Ракета
"Зенит" тогда была высшей степенью достижения науки и техники. Не зря, когда
я был куратором программы "Морской старт", ракетчики из Boeing гордились ей,
считая, что это их ракета. Ведь она - лучшая в мире. Леонид Кучма принял
решение рассекретить ракету. Нам разрешили вести коммерческую деятельность.
Это и была самая действенная поддержка.

- Сейчас в проекте "Морской старт" "Зенит" собираются заменить другой
ракетой. Как вы считаете, это возможно?

- Заменить ее невозможно, но, к сожалению, "Зенит" Россию больше не
интересует. У них есть своя "Ангара" во всех модификациях для ракеты:
легкого, среднего и тяжелого класса. Россия не будет держать вооружение
иностранного государства. А кому нужна ракета - заказывают самостоятельно,
на коммерческой основе.

Так это было с "Зенитом" в рамках программы "Морской старт". Это было
совместное производство России, Южмаша и компании Boeing. Последний взял на
себя важную задачу - маркетинг. В те времена нас никто и нигде в мире не
знал, и мы не умели разговаривать на эту тему. Сейчас процесс тяжелый. Я не
могу прокомментировать: есть ли заказы, будут ли пуски? Это вопросы к
руководству.

- В расцвет Южмаша сколько людей работало на заводе?

- Порядка 45 тысяч на заводе и 10 тысяч - в КБ.

- Вы бываете на ЮМЗ. Какая атмосфера там царит? Есть ли надежда?

- Это вопрос не ко мне, а, скорее, к руководству завода. Могу только
сказать, что если мы совсем разойдемся, и не будет никакого интереса к
"Зениту" у России, первое, что потеряем, - это уникальный металл, из
которого делают корпус ракеты. Такой производит только Россия. Освоение
этого производства потребует много денег и времени.

- Ранее вы упоминали, что лучше не объединять КБ "Южное" и Южмаш. Почему?

- В 90-х годах я был первым поборником создания корпорации КБ Южное и Южного
машиностроительного завода. Я с этим вопросом был у президента Кучмы, много
разговаривал с директором ЮМЗ Алексеевым, с директором КБ Конюховым. Но мне
непонятно: то ли из-за боязни, то ли из-за взаимоотношений, то ли по другим
причинам - этого не сделали. Ведь тогда остался бы только один генеральный,
а никому не хотелось быть подчиненным.

Тогда нужно было объединять. И президент был "за", и у завода еще был
материальный ресурс. Да в том же Boeing нет отдельного конструкторского
бюро, и отдельно завода. Когда работают вместе два разных предприятия, у них
разные интересы. А нужно, чтобы были у всех общие. Так, бюро получает деньги
за бумагу, завод бумага не интересует. Но, если бы не эта бумага (чертежи -
Авт.), производство остановилось бы.

Теперь ситуация другая. Присоединить КБ к заводу, где производство
остановлено, - это убить бюро. Так КБ может хоть что-то зарабатывать. Можно
объединить с КБ только отдельные цеха и производства, а не всю систему. Так
я из сторонника объединения превратился в противника.

Если был первый пуск, хочется увидеть следующие

- Вы много раз бывали на Байконуре. Можете сравнить ситуацию там до распада
Союза и сейчас?

- Последний раз был на Байконуре в 1995 году. Мы полностью заканчивали
программу "Зенита", и я переходил на программу "Морской старт". После этого
я уехал в США. На Байконуре был после аварии на "Глобалстар". Я приехал
понять, кто ответственный за то, что погубили ракету. Как ее готовили?

Оказалось, она не имела права улетать. В процессе подготовки были ошибки - и
на техничке, и на старте. Все было видно из технического отчета. После этого
я на Байконуре не был. Появились проблемы - как добираться. Раньше своим
самолетом летали.

- Как вы боролись со страхом перед запусками ракет?

- Есть такой анекдот. Корабль в Тихом океане тонет. Капитан сообщает:
"Товарищи, идем на дно". Все рвут себе волосы на голове. Капитан засунул
руки в карман и стоит. К нему матрос подбегает и спрашивает: "Там корабль
тонет, боцман все волосы на голове вырвал, а вы спокойны, как удав! Да еще и
руки в брюки!" - "Каждый рвет там, где ему удобно", - отвечает капитан. Я
страха никогда не испытывал, а значит, не с чем было бороться.

- Самый запоминающийся запуск для вас?

- Запуск ракеты - это всегда событие. К нему остаться безразличным
невозможно. Если был первый пуск, хочется видеть последующие. Наверное,
самый запоминающийся - это первый. Думаешь: зона отчуждения - это для
кого-то и на животе подползаешь, чуть ли не под самый пусковой стол. А когда
ракета стартует, понимаешь: второй раз это лучше не повторять.

- Вы постоянно жили в атмосфере секретности. Как это повлияло на отношения с
друзьями и близкими?

- Все мы были в одной ситуации, в одном мире. Между собой могли общаться о
проектах. Да и не думайте, что это такой уж груз. Мы привыкли, я не
чувствовал комплексов из-за того, что не могу рассказывать. И с
одноклассниками встречался. Находились другие темы. Кстати, я сам из
Ясиноватой, поэтому очень больно от всего, что там происходит. Ведь это моя
родина.

- У вас остались родственники там?

- Родственников нет. Родители умерли в 60-х годах. Там их могилы. До
прошлого года я туда ездил, приводил все в порядок. Но второй год уже не
могу попасть на кладбище.

- Не могу не спросить: как вы считаете, есть ли выход из сложившейся
ситуации?

- Выход всегда есть. Вот только какой? Многие его искали и до сих пор не
нашли. Мне нравилась кадровая политика Советского Союза, хотя я и не был
хорошим членом партии. Там не было случайных людей - случайных министров,
руководителей. Людей готовили. Они учились руководить предприятием, потом
страной. Тот же Кучма...

- Вы говорили, что в нем были видны задатки политика.

- Да, были. Он возглавлял комсомольскую организацию, членом парткома был,
секретарем парткома. Готовил себя. Подумайте сами, отец погиб, мать -
крестьянка. Будущее у него - коров пасти босиком в колхозе. А он чего
достиг...

Как замечательный преферансист, все просчитывал на много ходов вперед.
Стипендия - 450 рублей. Он не мог проигрывать, поэтому и играл хорошо. Но
выигрыш себе не забирал. В складчину покупали чай, конфеты, колбасу. И это
все тут же съедалось. А вообще преферанс - великая наука.

- Вы и сейчас играете?

- Конечно, уже нет.

- А как теперь проводите досуг?

- У меня дача в 25 километрах от Днепропетровска. В марте-апреле на нее
уезжаю, в сентябре-октябре возвращаюсь. Приезжаю на торжественные
мероприятия, такие, как сегодня. На завод, когда зовут, приезжаю: хожу по
пустым цехам и думаю, зачем я приехал?

- Следите ли вы за нынешней ситуацией в ракетно-космической отрасли?

- Повлиять я уже ни на что не могу, а сердце не железное. Поэтому стараюсь
себя оградить от плохих новостей. Смотреть на это тяжело и больно.

- В одном из интервью вы говорили, что у вас только внучки и правнучки.
Внука вам так судьба и не подарила?

- Не знаю, почему, но нет у меня ни внуков, ни правнуков. Старшая внучка
настолько взрослая, что у нее двое детей - тоже девочки. В этом году
правнучка идет в первый класс. Средняя внучка поехала сейчас поступать в
итальянский вуз - филология. До этого окончила наш университет по
математической специальности. К языкам она более склонна - отлично владеет
английским, украинским и русским само собой. За полгода изучила итальянский,
прошла собеседование и уже поступает.

Младшая внучка - кандидат в мастера спорта по плаванию. Ждем теперь, когда
она станет мастером спорта. Без плавания себя не представляет. Каждый день в
любую погоду подъем в 6 утра, и уже в 7 часов на стадионе, в бассейне
"Метеор".

- На физтех никто не пошел из них?

- Сын окончил. А девочки - нет.

- А ведь девочек на физтехе всегда было немного...

- Поэтому искали жен на филфаке. Я и многие известные конструкторы женаты на
филологах. В этом году мы с женой отметили 55 лет совместной жизни.

- А как жена относилась к тому, что вы все время пропадали на заводе и на
запусках?

- Когда был пуск "Бурана", я стал на календаре зачеркивать дни, когда был в
командировке. За месяц я в Днепропетровске был по одному-два дня. За весь
год, может, десять-пятнадцать суток. Не каждая жена может с этим справиться,
вытерпеть. Один из моих близких людей сказал: если бы у Владимира
Геннадиевича жена была не Инесса Константиновна, он бы Героем не был.

- Как сын реагировал на долгое ваше отсутствие?

- Как все дети. Когда он сам пошел в КБ, стал лучше меня понимать. Смешно
сказать, когда у КБ был служебный самолет, бортпроводник знал: надо заехать
ко мне домой, забрать чистое белье, завезти грязное.

- И последний вопрос: какие качества нужны человеку, чтобы стать Героем
Украины?

- Главное - работать, не щадить себя. Один приходит на работу в половину
десятого и уходит раньше, а другой, я, например, или Кучма, уже в восемь
были на работе, когда все начинали с девяти. Когда мы создавали "Зенит", у
меня был подъем в шесть утра. Каждый день я пробегал десять километров до
работы, в любую погоду. Дождь, снег, слякоть - а я бегу. Свежий и бодрый
приходил на завод, а уходил в 12 ночи.

Текст: Алена Дрыга, Сергей Чернявский

Источник:
http://gorod.dp.ua/news/108235

*

29.09.2015

Программа "Морской старт" продолжит свою работу - президент РКК "Энергия"

Москва. 29 сентября. ИНТЕРФАКС-АВН - В Ракетно-космической корпорации
"Энергия" рассчитывают на продолжение программы "Морской старт", сообщил
президент корпорации Владимир Солнцев.

"Космодром живет, сейчас он находится на этапе "легкой заморозки",- сказал
В.Солнцев в интервью телеканалу "Россия 1", отвечая на вопрос о судьбе
"Морского старта".

По его словам, проект "Морской старт" "нацелен на производство коммерческих
запусков".

[...]

Источник:
http://www.militarynews.ru/Story.asp?rid=1&nid=390563


---
sea-launch@mail.ru
http://sea-launch.info

В избранное