Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости русскоязычного сайта "Морской старт" - "Sea Launch" - февраль 2015




Ежемесячная бесплатная информационная рассылка
http://subscribe.ru/catalog/tech.sealaunch
Новости русскоязычного сайта о "Морском старте"
Выпуск N 99 - февраль 2015 г.
http://sea-launch.info http://sea-launch.narod.ru


Добрый день!


Обзор интернет-прессы - февраль 2015 г.
=======================================

02.02.2015

Украинскую ракету, которая выводила российские спутники на орбиту, заменит
"Ангара"

Роскосмос больше не будет закупать ракеты "Зенит", выпускаемые на
днепропетровском "Южмашзаводе". Как заявил "Известиям" официальный
представитель Роскосмоса Игорь Буренков, больше "Зениты" заказываться не
будут, а те спутники, которые планировалось запустить с их помощью, будут
доставлены на орбиту с помощью новейших носителей семейства "Ангара".

- Наша промышленность только что завершила создание современной ракеты,
которая позволяет выполнять любые задачи, и мы посчитали, что нет больше
смысла закупать ракеты на Украине, - пояснил Буренков.

Позиция Роскосмоса стала такой после смены руководства агентства,
случившейся в январе этого года. Прежний глава Роскосмоса Олег Остапенко не
хотел отказываться от "Зенитов": в декабре 2014 года представители
Роскосмоса официально заявляли "Известиям", что украинские ракеты будут
заказывать и дальше. Подтверждением тому - написанный администрацией
Остапенко план запусков на 2016-2018 годы: в нем "Зенитами" планируется
запускать метеоспутники "Электро-Л" и научные аппараты (в частности
орбитальную обсерваторию "Спектр-РГ" в 2017 году). В 2016-2018 годах
Роскосмос планировал три пуска "Зенитами", два намечено на этот год.

Новая администрация Роскосмоса почти сразу решила на "Зениты" больше не
рассчитывать, тем более что их производитель "Южмашзавод" сейчас испытывает
серьезные трудности. 22 января на предприятии были объявлены неоплачиваемые
каникулы на два месяца. По данным, приведенным на официальном сайте
"Южмашзавода", объем производства ракетно-космической техники снизился в
последние годы в четыре раза: с 1907 млн гривен в 2011 году до 450 млн
гривен в 2014-м. Долги предприятия на 21.01.2015 составили 640 млн гривен,
из которых 140 млн - это долги по зарплате.

Ракеты "Зенит" могут стартовать с Байконура, где соответствующий стартовый
комплекс арендуется компанией "Международные космические услуги" (МКУ). До
недавнего времени альтернативным стартовым столом являлась буксируемая
морская платформа Sea Launch, но с осени прошлого года она законсервирована.
В МКУ от комментариев отказались.

В Центре эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ,
обслуживает пусковые кампании) сообщили, что две ракеты "Зенит" уже готовы и
поставлены в Россию.

- Одна из них должна стартовать в июне этого года с космическим аппаратом
"Электро-Л N2", а вторая поставлена для "Спектра-РГ", - рассказал источник в
руководстве ЦЭНКИ. - Со стартом "Электро-Л N2" проблем не вижу, а вот
пусковая кампания "Спектра-РГ" несколько беспокоит в том разрезе, что для
подготовки к запуску непосредственно перед стартом должна приехать группа
специалистов "Южмашзавода". "Спектр-РГ" будет запущен не раньше 2017 года,
и, если предприятие больше не заработает, то непонятно, кто и откуда к нам
приедет для обеспечения старта. И что делать, если какой-то агрегат
потребует замены, - там много чего с сильно ограниченным гарантийным сроком.

Собеседник в ЦЭНКИ добавил, что, по его информации, на "Южмашзаводе"
практически готова еще одна ракета "Зенит", построенная специально для
запуска новейшего украинского спутника вещания "Лыбидь".

- Ракета готова, не хватает только маршевого двигателя и блока управления,
которые поставляют из России, "Южмаш" не в состоянии их оплатить, - говорит
собеседник в ЦЭНКИ. - Сам спутник "Лыбидь" уже сделали, и за его создание
госбюджет Украины заплатил $254 млн. Получается, что, не найдя $20 млн на
двигатель с блоком управления, Украина ставит под вопрос сумму в четверть
миллиарда долларов.

На "Южмашзаводе" ситуацию не прокомментировали.

Двигатели РД-171 для "Зенитов" производит химкинское НПО "Энергомаш", где
"Известиям" рассказали, что у них на хранении сейчас находятся пять готовых
двигателей для "Зенитов" - все, что были сделаны в 2013-2014 годах. С учетом
того, что ракеты "Зенит" больше выпускаться не будут, предприятия Роскосмоса
решают вопрос, как эти двигатели могут использоваться в дальнейшем.

В беседе с "Известиями" президент ракетно-космической корпорации "Энергия"
Владимир Солнцев сообщил, что его компания предлагает использовать эти
двигатели при создании нового носителя сверхтяжелого класса.

В пресс-службе Минприроды РФ "Известиям" сообщили, что в министерство не
поступала официальная информация о переносе сроков запусков
метеорологических космических аппаратов (три из них планируется запускать
"Зенитами").

Игорь Буренков отметил, что Роскосмос сделает все возможное, чтобы сроки
развертывания группировок не корректировались существенным образом.

- Мы располагаем обширной линейкой носителей и сможем при необходимости
подобрать замену "Зенитам", - сказал он.

- Для своего времени, то есть середины 1980-х, ракета "Зенит" была
прорывной: по двигателям ей не было равных, система управления была
идеальна, стартовый комплекс позволял готовить и пускать ракету
автоматически, без участия людей за полтора часа, - говорит Андрей Ионин,
член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского. -
Но без "Южмашзавода" эту ракету производить и развивать все равно
невозможно. Поэтому будем развивать свои технологии. Полагаю, что "Морской
старт" сможет продолжать работать с новой, более дешевой ракетой.

Источник:
http://www.amic.ru/news/297032/

*

Сергей Гугкаев: "Морской старт" ищет замену украинской ракете "Зенит"

04.02.2015

О том, когда произойдет вывод из консервации комплекса, когда могут заменить
"Зенит-3SL", а также куда планируется перенести базовый порт проекта и
станет ли им Владивосток, в интервью РИА Новости в Швейцарии рассказал
генеральный директор компании Sea Launch SA, располагающейся в швейцарском
Ньоне, Сергей Гугкаев.

Международный коммерческий проект Sea Launch ("Морской старт"),
осуществляющий запуски на орбиту спутников при помощи ракеты-носителя
"Зенит-3SL" украинского производства, в ближайшее время рассмотрит
возможность замены носителя на ракету российского производства. После
успешного пуска в конце мая 2014 года ракетно-космический комплекс "Морской
старт" находится в режиме консервации. О том, когда произойдет вывод из
консервации комплекса, когда могут заменить "Зенит-3SL", а также куда
планируется перенести базовый порт проекта и станет ли им Владивосток, в
интервью руководителю представительства РИА Новости в Швейцарии Елизавете
Исаковой рассказал генеральный директор компании Sea Launch SA,
располагающейся в швейцарском Ньоне, Сергей Гугкаев.

- Сергей Владимирович, проект "Морской старт" (Sea Launch) был запущен в
1995 году как международный. Однако уже несколько раз проходил
реорганизацию. Кому все-таки в большей степени он принадлежит сейчас?

- В юридическом плане компания Sea Launch SA принадлежит люксембургской
компании Sea Launch SARL, которая, в свою очередь, на 95% принадлежит
российской компании Energia Overseas (EOL), которая является аффилированной
с ракетно-космической корпорацией "Энергия" (РКК "Энергия").

- А каков на сегодняшний день статус проекта "Морской старт"? В каком
состоянии он находится?

- Сейчас ракетно-космический комплекс "Морской старт" после успешного пуска
в конце мая 2014 года находится в режиме консервации. Прежде всего, речь
идет о судах "Морского старта" - стартовой платформе Odyssey и
сборочно-командном судне Sea Launch Commander.

Сборочно-командное судно, то есть сам корабль, находится в так называемом
"теплом режиме консервации", когда работают генераторные установки, на борту
живут люди, обслуживающий персонал. А стартовая платформа находится в так
называемом "режиме холодной консервации", когда генераторная установка
выключена, люди на платформе не живут, но идет постоянный плановый осмотр,
измерение, контроль и мониторинг всех систем на этом комплексе.

Это то, что мы называем "консервацией". Но такой режим предполагает
расконсервацию. То есть когда мы приступим к активной эксплуатационной
деятельности по подготовке к пуску, все эти системы в течение короткого
времени будут развернуты до рабочего состояния.

Такая консервация уже проводилась в истории "Морского старта". Поскольку сам
комплекс достаточно гибкий с точки зрения его систем и операций, то мы
используем консервацию для сокращения затрат да и просто для того, чтобы, к
примеру, не тратить огромное количество топлива на работу генератора.

- А когда планируется выводить комплекс из консервации?

- Сейчас этот вопрос стоит на повестке дня совета директоров компании Sea
Launch SA, где должны приниматься решения о дальнейшей эксплуатации этого
проекта.

Когда мы входили в нынешний режим консервации, то мы планировали, что
реалистично мы сможем выйти из него в 2016 году. Как в дальнейшем будет
развиваться ситуация, покажет время, потому что, вы знаете, изменилась и
политическая ситуация, есть определенные производственные проблемы:

- Речь идет о производстве ракеты-носителя "Зенит-3SL" на территории Украины
на заводе "Южмаш"?

- Да, мы сейчас получаем информацию о том, что у производителя
ракет-носителей "Южного машиностроительного завода им. А.М. Макарова"
("Южмаш") в Днепропетровске есть серьезные производственно-финансовые
проблемы, уволена часть персонала, нет поддержки со стороны государства.
Поэтому у нас сейчас есть некая неопределенность с нашим основным
поставщиком ракеты-носителя.

- Есть ли планы по замене "Зенит-3SL" ракетами-носителями российского
производства, к примеру, новейшими российскими ракетами семейства "Ангара"?
Насколько это будет рационально?

- Вопрос о замене сейчас обсуждается. Но никаких решений советом директоров
пока принято не было. Мы полагаем, что проработка может занять один-два
месяца. В настоящий момент их несколько.

- Например, ракета-носитель "Союз"?

- Я бы не сказал. Во-первых, "Союз" уже используется для запуска с экватора
в рамках проекта "Куру". Плюс энергетические характеристики "Союза" даже при
запуске с экватора все равно достаточно ограничены. Если я не ошибаюсь, она
выводит примерно 3,5 тонны полезной нагрузки на геопереходную орбиту. Мы же
считаем, что с коммерческой точки зрения для рынка важно иметь возможности
выведения спутников до 6 тонн. Либо парного запуска спутников по 3 тонны,
либо одного до 6 тонн. Мы полагаем, в этом должно быть наше конкурентное
преимущество.

- Тогда какие варианты на возможную замену "Зенит-3SL" рассматриваются еще?

- Фактически любую ракету можно запускать с "Морского старта". Просто
необходимо провести серьезную адаптацию этой ракеты к платформе и командному
судну. То есть заменить системы, интерфейсы и так далее. Два основных
вопроса: сколько это займет по времени, и сколько это будет стоить.

- Есть ли возможность в ближайшее время решить вопрос с "Южмашем"?

- Мы постоянно поддерживаем контакт с нашими украинскими коллегами. Однако
вопрос будущего "Южмаша" в большей степени зависит от решений украинского
правительства. Мы искренне желаем данному предприятию и коллективу успехов.

- А куда есть планы переехать? И насколько вообще целесообразно переносить
платформу из американского города Лонг-Бич в другое место?

- Вопрос о перебазировании "Морского старта" ведется с самого начала
программы, даже когда еще в проекте был Boeing и другие участники.
Расстояние между базой Лонг-Бич и местом непосредственного запуска
составляет почти 5 тысяч километров. А наши суда большие. Мы сейчас говорим
о стартовой платформе и сборочно-командном судне, где фактически, как на
заводе, идет сборка и комплексные испытания ракеты-носителя и разгонного
блока, где находятся все командные приборы и откуда ведется все управление.

Количество космического оборудования и там, и там огромное. К тому же у
платформы большая парусность и она идет медленно. Так что с производственной
точки зрения сама миссия - это достаточно длительное мероприятие. Поэтому,
конечно, с экономической точки зрения было бы целесообразно находиться
где-то ближе к экваториальным водам, чтобы уменьшить переход, увеличить
количество пусков и снизить эксплуатационные затраты на этот космодром.

Но всегда есть свои плюсы и минусы. Американский Лонг Бич - это город с
отличной портовой инфраструктурой. К тому же там близко находятся два
производителя спутников Boeing и Loral, и они буквально на грузовом
транспорте могут доставить нам свои космические аппараты.

Тем не менее, с учетом того, что мы смотрим, каким образом сделать этот
проект максимально эффективным с экономической точки зрения, мы
рассматриваем и другие страны, которые находятся ближе к экватору. Это целый
рад государств, которые могут быть потенциальными точками назначения для
нового базового порта.

- Куда логичнее было бы перебазироваться? Предлагались варианты Бразилии,
Вьетнама и даже Владивостока. Какие еще возможности рассматриваются?

- Речь идет о нескольких потенциальных государствах. Но акцентировать
внимание на каком-то конкретном варианте сейчас рано.

Порты Дальнего Востока действительно рассматриваются как один из вариантов.
Но с точки зрения перехода он находится достаточно далеко от экватора. Плюс
они замерзают. Таким образом, нам надо будет адаптировать "летние" суда
"Морского старта" для этих условий.

С чисто экономической точки зрения более целесообразно находиться где-то в
экваториальных зонах.

- То есть основная проблема в логистике и экономической составляющей?

- С точки зрения коммерческой составляющей проекта - да. Но есть целый ряд
вопросов лицензионного и технического характера.

- Некоторые представители ракетно-космической отрасли заявляли, что "Морской
старт" может стать хорошей базой для отработки новых технологий. Какие
эксперименты могли под этим подразумеваться? Может ли Odyssey использоваться
для чего-то иного, кроме космических запусков?

- "Морской старт" - это ракетно-космический проект. И мы рассматриваем его,
безусловно, с точки зрения реализации именно ракетно-космических технологий.
Мы серьезно не рассматривали какое-либо другое его использование. Что
касается новых технологий, то, если будет использоваться новая российская
ракета-носитель, то, безусловно, будет целый ряд новых технологий и решений,
которые будут реализованы в этом проекте. Это и ОКР, и испытания, и
подготовка к пуску, и заправка, и вывоз ракеты-носителя, и сборка, конечно,
станет реализацией новых проектов и новых технологий.

- А с чем связано удешевление стоимости этого проекта? Сообщалось, что
первоначальная стоимость на 1995 года составляла 3,5 миллиарда долларов США,
а к концу 2014 года она снизилась до 2 миллиардов.

- Я не могу ничего сказать насчет 3,5 миллиарда, я не видел эту оценку. Но в
2014 году мы работали с авторитетной международной компанией, которая
провела операционно-техническую оценку комплекса. Она взяла ряд последних
ракет-носителей и ракетных комплексов и сравнила их с "Морским стартом",
отвечая на вопрос, сколько бы стоило сейчас построить такие пусковые
возможности, не обязательно морской, но подобный пусковой комплекс с такими
техническими характеристиками, как у нас. И сколько бы времени это заняло.

Сравнивая различные американские, российские, бразильские комплексы,
компания пришла к выводу, что создание подобного пускового комплекса
обошлась бы примерно в 2 миллиарда долларов, а его строительство заняло бы
от пяти до восьми лет.

- После переформатирования Роскосмоса в госкорпорацию каковы, с вашей точки
зрения, перспективы развития ракетно-космических технологий и проекта
"Морской старт"?

- Надо сказать, что в проекте "Морской старт" изначально участвовало и
участвует порядка 50 предприятий российской ракетно-космической отрасли и
смежных отраслей. В производственной цепочке занято порядка 30 тысяч
сотрудников по всей России - из Самары, Красноярска, Москвы, Королева,
Томска, Санкт-Петербурга и других городов. Так что мы предполагаем, что
вклад нашего проекта в российскую экономику весьма значительный.

С точки зрения того, как будет в дальнейшем развиваться эта отрасль, нам
сейчас сказать довольно сложно. Но мы считаем, что все инициативы, которые
сейчас направлены на создание более эффективных и качественных
ракет-носителей, безусловно, обоснованы и будут поддержаны международными
заказчиками. Потому что сейчас главными критериями для заказчиков пусковых
услуг являются цена, качество и строгое выполнение графика работ.
Многочисленные аварии, которые произошли в последние годы, являются неким
тревожным звонком для России как международного поставщика пусковых услуг,
поскольку всегда российские ракеты-носители славились на рынке как недорогие
и надежные средства выведения. И эти конкурентные преимущества России очень
важно сохранить.

- Намерена ли Ваша компания участвовать в новых тендерах Роскосмоса на
запуски?

- Мы, безусловно, хотели бы участвовать в запуске всех возможных космических
аппаратов, которые "Морской старт" может вывести. С технической и с
экономической точек зрения. Потому что есть, к примеру, легкие аппараты,
которые не имеет смысла запускать на "Морском старте". Это как стрелять из
пушки по воробьям. А вот в запуске тяжелых аппаратов или нескольких легких
мы, безусловно, заинтересованы.

- А с какими странами в настоящий момент работает "Морской старт"?

- Мы открыты для переговоров и для дальнейшей успешной реализации данного
проекта с целым рядом стран, которые будут в этом заинтересованы.

- Например, с Израилем по запуску космических аппаратов?

- С Израилем у нас сейчас переговоры временно приостановлены по причине
того, что пока Израиль не производит таких тяжелых аппаратов, которые можно
было бы запускать на "Морском старте". У них есть другие варианты более
легких ракет-носителей. Но по данной тематике мы с ними в будущем, возможно,
продолжим переговоры.

С другой стороны, сейчас есть целый ряд околоэкваториальных стран, с которым
мы ведем переговоры. Называть кого-то конкретно я не буду, но, я думаю, в
скором времени мы сможем сделать совместные заявления.

Источник:
"РИА Новости"
http://ria.ru/interview/20150204/1045831069.html

*

04.02.2015

В РКК "Энергия" определили срок подготовки предложений по "Морскому старту"

Предложения по дальнейшей судьбе проекта "Морской старт" будут внесены в
правительство России к началу апреля, сообщил во вторник президент РКК
"Энергия" Владимир Солнцев.

"По проекту "Морской старт" мы готовим ряд предложений, которые будут
переданы в правительство РФ к началу апреля 2015 года. Все решения о
дальнейшей судьбе этого проекта будут приниматься после детальной проработки
на уровне правительства", - сказал Солнцев, передает ТАСС.

По его словам, основными факторами при принятии решений по "Морскому старту"
могут стать его экономическая целесообразность, степень заинтересованности
потенциальных заказчиков и техническая возможность реализации проекта в том
виде, в котором он сможет принести России максимальную пользу.

"Сейчас рассматривается несколько вариантов развития этого проекта. Каждый
из них имеет право на жизнь. Но для принятия взвешенного решения требуется
проведение всестороннего анализа", - отметил Солнцев.

Источник:
http://monavista.ru/news/v_rkk_energiya_opredelili_srok_podgotovki_predlozheniy_po_morskomu_startu/

*

20.02.2015

Долги по заработной плате будут выплачены!

Вчера вечером, 19 февраля, состоялось экстренное заседание Кабинета
Министров Украины, на котором было принято решение о выделении средств для
погашения долгов по заработной плате работникам Южмаша.

Двумя днями ранее, на специальном заседании Государственного космического
агентства Украины, руководством предприятия был дан детальный анализ причин
возникновения кризиса и его последствий. Также были представлены планы
предприятия по загрузке производственных мощностей, как основном пути
преодоления кризиса, а также необходимые меры государственной поддержки.

Благодаря совместным усилиям администрации профсоюзной организации
предприятия, отраслевого профсоюза, городских властей, Днепропетровской
облгосадминистрации, ГКАУ и руководства Кабмина удалось принципиально решить
острейшую проблему, которая волновала как работников Южмаша, так и многих за
его пределами.

[...]

Источник:
http://www.yuzhmash.com/presscenter/news/new?id=202

*

20.02.2015

Владимир Колмыков возглавил ОАО "НПО Энергомаш им. академика В.П.Глушко"

19.02.2015 года приказом Президента "Ракетно-космической корпорации
"Энергия" имени С.П. Королева" В.Л. Солнцева на пост исполнительного
директора ОАО "НПО Энергомаш им. академика В.П. Глушко" назначен Владимир
Афанасьевич Колмыков, ранее возглавлявший ОАО "Красноярский
машиностроительный завод" (Красмаш).

Владимир Колмыков родился 1 июня 1957 г. в с. Верх-Жилино Алтайского края. В
1988 году окончил Завод ВТУЗ Красноярского Политехнического Института. С
1976 года работает на Красноярском машиностроительном заводе. За время
работы прошел все ступени производственной деятельности. В сентябре 2005
года по итогам конкурса назначен генеральным директором ФГУП "Красмаш".
Профессор, кандидат технических наук. Лауреат премии Правительства РФ в
области науки и техники (2006 год). Заслуженный машиностроитель РФ (2008
год).

Источник:
http://www.npoenergomash.ru/news/news2_1979.html



---
sea-launch@mail.ru
http://sea-launch.info

В избранное