Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости русскоязычного сайта "Морской старт" - "Sea Launch" - декабрь 2013




Ежемесячная бесплатная информационная рассылка
http://subscribe.ru/catalog/tech.sealaunch
Новости русскоязычного сайта о "Морском старте"
Выпуск N 85 - декабрь 2013 г.
http://sea-launch.info http://sea-launch.narod.ru


Добрый день и с Новым Годом!


Текущие новости
===============


Следующий запуск по программе "Морской старт" планируется весной 2014 года.


Обзор интернет-прессы - декабрь 2013 г.
======================================

06.12.2013

1000-е испытание РД-171М

На стенде НИК-751 5 декабря 2013 года успешно проведено тысячное испытание
двигателя РД-171М.

Это важная веха в жизни НПО Энергомаш, поскольку двигатель РД-171М до сих
пор является самым мощным в мире ЖРД с земной тягой 740 тонн. Он входит в
семейство кислородно-керосиновых двигателей РД-170/171, которое было создано
на НПО Энергомаш для непревзойденной до сих пор уникальной многоразовой
системы "Энергия-Буран" и РН "Зенит", и навсегда связано с именем основателя
предприятия академика В.П.Глушко. Первое огневое испытание двигателя этого
семейства было проведено на испытательном комплексе предприятия 25 августа
1980 года.

Цифра 1000 говорит о том, что двигатели этого семейства хорошо отработаны, и
надежно эксплуатируются на ракетах-носителях "Зенит". 1000 испытаний не
всегда сопровождались успехом, был период в начале разработки, когда было
много аварийных испытаний. Но трудом конструкторов, технологов и испытателей
НПО Энергомаш он был доведен до вершины совершенства, и вывел НПО Энергомаш
в лидеры космического двигателестроения.

Исполнительный директор предприятия В.Л.Солнцев поздравляет коллектив НПО
Энергомаш, труд которого воплотился в создание самого мощного в мире ЖРД
РД-171М. В.Л.Солнцев: Мы здесь не точим детали, мы здесь делаем космос.
Реально мы опережаем США по разработкам, и остаемся лидерами мирового
двигателестроения. Я поздравляю Вас с 1000-м испытанием, уверен, что это -
не последнее наше достижение. Вместе мы сила!

Источник:
http://www.npoenergomash.ru/about/news/news2_1394.html

*

11.12.2013

Прилетели

Россия отказывается от украинских ракет "Зенит", которые еще недавно
считались лучшими носителями в мире

Украина настолько взвинтила цены на ракеты "Зенит", что Роскосмос отказался
от их приобретения для нужд федеральной космической программы. До сих пор
"Зениты" изготавливаются для запусков с плавучего космодрома Морской старт.
Но, как выяснили "Известия", оператор Морского старта - ракетно-космическая
королевская корпорация "Энергия" - также планирует отказаться от "Зенитов".
Корпорация намерена перенести портовую инфраструктуру проекта из
Лос-Анджелеса на Дальний Восток и там уже обходиться без украинских ракет.

"Зенит" догнал "Протон"

Один из бывших руководителей Роскосмоса, ушедший в отставку в октябре этого
года (синхронно с экс-главой Роскосмоса Владимиром Поповкиным), рассказал
"Известиям", что в этом году космическое агентство хотело заказать у
днепропетровского "Южмашзавода" два носителя "Зенит" для запусков в рамках
федеральной космической программы (ФКП). По словам собеседника "Известий",
за ракеты была предложена давно сформировавшаяся цена, заранее закладываемая
в бюджет, - около 1,2 млрд рублей за ракету.

Однако украинских партнеров предложение не устроило, они попросили больше -
порядка 1,4 млрд рублей. По словам собеседника "Известий", при таких
условиях сделка теряла смысл, поскольку за 1,5 млрд рублей Роскосмос может
заказать изготовление "Протона" - носителя большей грузоподъемности. В итоге
украинские ракеты так и не были заказаны.

- Это правда, предлагаемая "Южмашзаводом" цена на "Зениты" сейчас близка к
"Протону", - говорит Михаил Герасев, заместитель гендиректора компании
"Международные космические услуги" (осуществляет запуски "Зенитами" с
Байконура). - За последние пять лет цена "Зенита" выросла ровно в три раза.
Конечно, это не совсем нормально. На "Южмашзаводе" объясняют это меняющимися
ценами партнеров по кооперации, говорят, что в "Зените" до 70% комплектующих
из России, начиная с металла и заканчивая двигателем РД-171.

Первый заместитель гендиректора "Южмашзавода" Сергей Войт также говорит о
решающей роли российских комплектующих:

- Да, в этом году мы не смогли договориться с Роскосмосом по ценам на
ракеты - все это из-за того, что дорожают комплектующие из России. Процесс
неконтролируемый, и мы тут ничего поделать не можем. Поверьте, зарплата у
нас не меняется. Она совсем небольшая по российским меркам - $400 в среднем
по предприятию. Наша работа в последние годы не дорожала, все подорожание
обусловлено поставками из России, где мы покупаем 70% комплектующих и
материалов. Сейчас мы делаем ракетные комплексы "Зенит" для проекта "Морской
старт". В ближайшее время отгружаем один, еще пять заказано.

Что ждет "Морской старт"

"Морской старт" сейчас почти полностью российский, на 95% проект
контролируется дочерними фирмами РКК "Энергия", которые купили активы
консорциума Sea Launch ("Морской старт", МС) в ходе его банкротства в 2009
году. Эта покупка сильно поддержала "Южмашзавод", получивший заказы на новые
ракеты. Однако, по данным "Известий", владельцы "Морского старта" также
хотят отказаться от "Зенитов".

Правда, "Энергия" сможет пойти на этот шаг только в том случае, если
государство заинтересует масштабная программа, предлагаемая королевской
фирмой. Ее главный момент - перебазирование береговой инфраструктуры
"Морского старта" на другой берег Тихого океана.

История самого изначально российско-американско-норвежско-украинского
проекта плавучего космодрома проста: партнеры вложили в него $3,5 млрд.
Технически все было выполнено безупречно, но коммерческие ожидания не
подтвердились: из-за дефицита заказов на пуски предприятие не окупалось.
Бизнес-план предусматривал запуск минимум пяти ракет в год, тогда проект
вышел бы в плюс. Но пять стартов было только в 2006 и 2008 годах, в
остальное время их было меньше: в 2007, 2009 и 2011 годах было по одному
запуску, а на 2010 год МС не удалось получить ни одного заказа. И
подразделение Boeing - Boeing Commercial Space Company - как старший партнер
консорциума с 40% уставного капитала решило проект закрыть и активы продать.

Эти обстоятельства не сильно смутили Виталия Лопоту, президента РКК
"Энергия", посчитавшего своим долгом спасти "Морской старт" как уникальное
произведение инженерного искусства. Через цепочку дочерних структур
"Энергия" получила контроль над предприятием, перебазировав его
штаб-квартиру в швейцарский Берн. Большинство экспертов тогда не нашли
логического объяснения приобретению "Энергии". Зачем покупать плавучий
космодром, если его услуги не пользуются спросом? Лопота объяснял свои
действия довольно экзотично: якобы американское правительство дало
корпорациям не экономически, а политически обоснованное указание выходить из
СП с русскими.

Коммерческая составляющая проекта за последние несколько лет изменилась не
сильно: в этом году с помощью Морского старта была запущена только одна
ракета - старт был аварийным и носитель со спутником упали в океан. В такой
конфигурации бизнес Морского старта гарантировано убыточен, и убытки эти
покрывает "Энергия".

Чтобы исправить ситуацию и хотя бы отчасти оправдать операцию по спасению
проекта, Лопота предлагает государству поучаствовать в его судьбе: либо
выкупить, либо обеспечить заказами на пуски в рамках федеральной космической
программы. Тема возникла еще в начале года, но развития не получила из-за
технических параметров.

Дело в том, что базовый порт космического ракетного комплекса "Морской
старт" находится в порту Лос-Анджелеса. Только там есть возможность готовить
комплекс, ракеты и спутники к выходу в океан для произведения пусков. Такое
базирование позволяет запускать с морской платформы военные спутники для
нужд армий НАТО. Например, аппарат Intelsat-27, утраченный в результате
аварийного пуска с платформы в феврале этого года, предназначался для
обслуживания тактических соединений военно-морского флота и министерства
обороны США.

Из Лос-Анджелеса в Совгавань

Если допустить в теории, что государство получит активы МС, то базирование
всей инфраструктуры в США, очевидно, не позволит России запускать с плавучей
платформы любые аппараты военного и двойного назначения. Те же спутники
"Глонасс", к примеру. Получается космодром с заметно усеченными
возможностями, ради сохранения которых придется еще и финансировать объемную
инфраструктуру в США.

Предложение выкупить активы Морского старта в такой конфигурации государство
пока не заинтересовало, но, как удалось выяснить "Известиям", Лопота его
усовершенствовал. Он предложил изменить порт базирования Морского старта,
создав всю необходимую инфраструктуру для его обслуживания в дальневосточном
порту Советская гавань либо во Владивостоке.

Это смелое предложение уже оценено руководством Роскосмоса. В распоряжении
"Известий" оказалась копия письма главы космического агентства Олега
Остапенко в правительство, в котором изложено видение перспектив проекта
"Морской старт".

"Существующие организация и принципы реализации проекта "Морской старт"
предполагают использование наземной космической инфраструктуры иностранного
государства, что влечет за собой риски, связанные с необходимостью
оформления документов по линии таможенного и экспортного контроля при
транспортировке российских космических аппаратов на его территорию и
получения разрешительных документов, в том числе межгосударственных, для
проведения запусков, - пишет Остапенко. - Данные обстоятельства противоречат
Основам государственной политики РФ в области космической деятельности на
период до 2030 года и дальнейшую перспективу, одним из принципов которой
является обеспечение гарантированного доступа России в космос со своей
территории, исключающего потенциальные риски при использовании наземной
космической инфраструктуры за рубежом".

Использовать "Морской старт" в интересах государства, в том числе
Минобороны, глава Роскосмоса считает возможным в случае перебазирования
комплекса на территорию РФ и создания в российском порту необходимой
инфраструктуры.

"При этом до принятия решения о перебазировании МС должен быть реализован
комплекс мероприятий по финансовому оздоровлению, повышению эффективности и
прозрачности управления проектом", - подчеркивает Остапенко в письме в Белый
дом.

Это замечание важно для понимания, сколько государству может стоить
сохранение "Морского старта" и его адаптация под собственные нужды. Никаких
цифр в письме Остапенко нет, однако информированный источник в Роскосмосе
пояснил, что руководством в качестве ориентира взята цифра в $1 млрд -
примерно за эти деньги можно создать в новом порту базирования нужную
инфраструктуру: монтажно-испытательный комплекс, хранилище частей ракеты,
завод по производству жидких кислорода и азота, базу для хранения керосина и
другие объекты.

Плюс к этому государству нужно будет разобраться с текущей долговой
нагрузкой "Морского старта" - это, по различным оценкам, от $400 млн до $500
млн. Еще есть судебные риски, поскольку Boeing в суде Нью-Йорка требует с
"Энергии" $233 млн в качестве компенсации убытков операционной деятельности
"Морского старта" в его прежнем виде, то есть еще до банкротства.

В офисе Boeing от комментариев воздержались.

Русский порт - русская ракета

Виталий Лопота на предложение прокомментировать возможность перебазирования
комплекса "Морской старта" отреагировал резко:

- Ты чего добиваешься со своими подельниками? Хочешь, чтобы "Морской старт"
закрыли? Ты этого добиваешься? Ни про какие письма я не знаю, писать про это
не надо.

Суммарно оздоровление "Морского старта" вместе с перебазированием будет
стоить $1,5- 2 млрд. Но и этим затраты на спасение и поддержание проекта
могут не ограничиться. Потому что речь идет не только о смене базового порта
комплекса "Морской старт", но и создании новой ракеты специально для него.

Нынешняя администрация Роскосмоса уже изучила вопрос.

"Данный вариант использования [плавучего космодрома] имеет риски, связанные
с возможным срывом поставок или прекращением производства украинской
ракеты-носителя "Зенит", обусловленными тяжелым экономическим положением
предприятия-изготовителя, а также другими политическими и экономическими
вопросами, - пишет Остапенко в правительство. - Для устранения указанных
рисков возможно вместо "Зенита" использовать в составе комплекса "Морской
старт" носитель среднего класса полностью российского производства с
улучшенными тактико-техничекими характеристиками на основе уже созданных или
модернизируемых бортовых систем".

В беседе с "Известиями" Остапенко подчеркнул, что его письмо в правительство
не означает, что он либо Роскосмос заняли определенную позицию.

- Я не предлагаю строить новую ракету среднего класса, - заявил глава
Роскосмоса. - Мы сейчас обсуждаем возможность дальнейшего использования
комплекса "Морской старт", это так. Но говорить о том, что в Роскосмосе
принято какое-то решение по этому вопросу, неправильно. Оно не принято ни на
уровне агентства, ни на каком-либо другом уровне. Рассматриваются варианты,
больше пока сказать нечего.

Как видно из материалов РКК "Энергия", идея создать для "Морского старта"
новую ракету исходит от руководства этого предприятия. Логично, что роль
головной организации в разработке этого носителя "Энергия" хочет оставить за
собой.

"В качестве возможной кооперации при разработке и серийном использовании
могут быть: РКК "Энергия" - головная организация по комплексу в целом,
ракете-носителю, головной части и разгонному блоку, - говорится в документах
"Энергии". - В качестве головной организации по разработке и производству
первой ступени ракеты-носителя предлагается "ЦСКБ-Прогресс", для разработки
и производства блока второй ступени - ГКНПЦ им. Хруничева или ГРЦ им.
Макеева".

Судя по замыслу конструкторов "Энергии", они предлагают сэкономить на
создании ракеты, взяв уже используемые агрегаты от других носителей:
маршевый двигатель от "Зенита" (РД-171М), систему управления от "Протона-М",
двигатель второй ступени от "Ангары" (РД-191В), хвостовой отсек и систему
интерфейсов - от "Зенита". По своим характеристикам новая ракета, по замыслу
конструкторов, должна превзойти "Зенит", а именно выводить на
геостационарную орбиту спутники массой до 3,4 т.

"Морской старт" с нуля

Эксперты считают предложение руководства "Энергии" несостоятельным.

- Комплекс "Морской старт" создавался специально под "Зенит", можно сказать
в этом была вся интрига проекта, - говорит ведущий аналитик НП ГЛОНАСС
Андрей Ионин. - На тот момент, когда проект задумывался, "Зенит" был новой,
уже испытанной, самой совершенной ракетой в мире. Еще при ее создании была
проработана возможность запуска с моря при качке.

Тогда, продолжает эксперт, "Зенит" запускался полностью в автоматическом
режиме, что и предопределило использование носителя на буксируемой
платформе, с которой на время запуска уходят все люди. В 1990-е годы царила
эйфория относительно космоса - думали, что рынок пусковых услуг вот-вот
резко рванет вверх, но этого не случилось. Сейчас, напротив, на пусковом
рынке царит пессимизм и стагнация, цены падают, а количество полезных
нагрузок не растет.

- В этой ситуации начинать проект "Морской старт" по сути заново, создавая с
нуля портовую инфраструктуру, да еще и ракету, как-то уж совсем странно. Еще
непонятно, как они планируют отрабатывать новую ракету на плавучей
платформе. Случись что на испытаниях - нужно возвращаться в порт и
исправлять, ты же в океане не сможешь переделать. Они собираются плавать
туда-сюда из порта на экватор и обратно? По-хорошему для нормальной
отработки новой ракеты нужно построить стартовую позицию на земле и потом
уже испытанную ракету применять на "Морском старте". Но тогда смета проекта
будет совсем уж нереальной. Предложение "Энергии" выглядит, по меньшей мере,
очень странно, - резюмирует Ионин.

Научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев напоминает,
что новая российская ракета "Ангара" создается уже почти 20 лет и на нее
потрачено больше $5 млрд:

- А в "Ангаре" тоже ничего революционно нового нет, она делается с
использованием прежних наших заделов. Конкуренция на пусковом рынке
обостряется - туда приходят новые игроки, и предложение начать делать новую
ракету сейчас должно обосновываться самым серьезным образом.

Иван Чеберко

Источник:
http://izvestia.ru/news/562273

*

17.12.2013

Заседание Российско-Украинской межгосударственной комиссии

В Кремле под председательством Владимира Путина и Президента Украины Виктора
Януковича состоялось заседание Российско-Украинской межгосударственной
комиссии.

Обсуждались наиболее важные вопросы двустороннего торгово-экономического
сотрудничества, пути реализации перспективных взаимовыгодных проектов,
прежде всего в сфере энергетики, транспорта, космоса, сельского хозяйства,
инвестиционной и межрегиональной кооперации.

Кроме того, в повестке дня - развитие диалога в культурной, образовательной
и научной областях, а также взаимодействие в рамках СНГ и актуальная
международная проблематика.

По итогам заседания подписан пакет двусторонних документов.

Выдержка из протокола шестого заседания Российско-Украинской
межгосударственной комиссии по вопросу "Обсуждение актуальных вопросов
российско-украинских отношений и международной проблематики":

Комиссия постановила поручить правительствам Российской Федерации и Украины:

[...]

14. Продолжить работу по созданию единого навигационно-временного
пространства Российской Федерации и Украины на базе системы ГЛОНАСС, по
обеспечению дальнейшей реализации проектов "Наземный старт", "Морской старт"
и программы "Днепр".

[...]

Источники:
http://www.kremlin.ru/news/19852
http://news.kremlin.ru/ref_notes/1585

*

18.12.2013

13 декабря в РКК "Энергия", г. Королев, прошел ежеквартальный обзор
производства разгонных блоков ДМ-SL (были приняты изделия N 38-40), а 17
декабря в Южное/Южмаш, г. Днепропетровск, Украина, была принята РН "Зенит" N
37. 18 декабря материальная часть прибудет в порт Октябрьский для отправки в
Базовый Порт на судне Ocean Force.

Источники:
http://www.sea-launch.com/missions-q11373-Mission_Overview.aspx
https://twitter.com/Sea_Launch

*

19.12.2013

Дмитрий Рогозин: У Украины нет шансов найти другого партнера в
авиакосмическом секторе, кроме России

19 декабря, AEX.RU - Россия своими делами может показать, что способна
помочь восстановлению украинской промышленности. Для них это вопрос
выживания, у них других шансов нет. У Украины нет шансов найти другого
партнера в авиакосмическом секторе, кроме России, заявил в интервью
радиостанции "Эхо Москвы" вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Рогозин.

"Я приведу пример - скажем, проекты "Наземный старт", "Морской старт".
Программа "Днепр" - по космосу. Это, по сути дела, вопрос выживания
крупнейшего предприятия "Южмаш" - завод и КБ "Южное" в Днепропетровске.
Потому что сейчас у нас есть единственный крупный совместный проект - это
ракета носитель "Зенит", которая на 70% состоит из российских комплектующих,
на 30% - из украинских, но эта ракета является основной для морского старта
и это ракета основная для программы, которую мы сейчас отрабатываем вместе с
Казахстаном - я был недавно в Астане, встречался с Назарбаевым, мы все
вопросы согласовали", - заявил г-н Рогозин. Поэтому, по его словам, если
этих проектов не будет, других проектов у Украины нет.

"Если взять авиапром - он тоже никому не нужен - ни в Европе, нигде. Скажем,
китайцы интересовались на ранних этапах украинским авиапромом, прежде всего
даже не столько самолетами, сколько двигателями - это "Мотор Сич", завод
Запорожья, "Ивченко-Прогресс", КБ очень хорошее, толковое, но все
антоновские самолеты являются российско-украинскими. Ан-70 - самолет,
который сейчас не запускается в производство, транспортный самолет, но он
принадлежит России и Украине. То есть, на самом деле у Украины даже нет
шансов найти какого-то другого партнера", - также заявил г-н Рогозин.

Он также пояснил, что Россия не идет сейчас на то, чтобы брать на себя
какие-то украинские заводы, а проводит политику по соединению интеллекта.
"Например, Объединенная двигателестроительная корпорация РФ создает единый
инженерный центр, к которому, в виде СП, присоединяется "Ивченко-Прогресс" -
это очень важно. Второй момент - авиапром. КБ Антонова в Киеве и завод,
который является фактически заводом-КБ, создают совместное предприятие с
Объединенной авиастроительной корпорацией - "Транспортные самолеты", это
подразделение ОАК нашей корпорации. Они примерно равноценны. ОАК сам по себе
больше, чем КБ Антонова, но транспортные самолеты, прежде всего, КБ
Ильюшина, они входят с "антоновцами" в единый контакт и у нас уже появляется
перспектива начала работы над крайне востребованным не только на
российско-украинском рынке, а в Китае, Индии, - дальнемагистральный
широкофюзеляжный самолет", - отметил г-н Рогозин.

Российские КБ, по словам вице-премьера, сейчас перегружены работой, причем в
такой степени, что не успевают делать то, что заказывает Минобороны. Именно
сейчас Россия может загрузить украинские предприятия общими заказами. И это
для Украины единственный шанс. Это даст ей экономику, восстановит ее
промышленный потенциал, даст ей деньги в бюджет.

Источник:
URL: http://www.aex.ru/news/2013/12/19/114872/

*

26.12.2013

"Энергия" попала на допрос

Как стало известно "Ъ", 24 декабря президент ракетно-космической корпорации
"Энергия" Виталий Лопота был вызван на допрос в Следственный комитет России.
На нем, по сведениям "Ъ", шла речь о действиях президента корпорации в
период с 2010-го по 2012 год, когда одно из дочерних предприятий "Энергии"
предоставило четыре займа более 5,5 млрд руб. частным организациям ООО
"Энергия-Оверсиз", ООО "Энергия-Лоджистикс" и Sea Launch AG. Последняя
является владельцем плавучего космодрома "Морской старт". Как полагает
следствие, займы были взяты за счет кредитов в коммерческих банках под 10%,
а выдавались частникам под 5% годовых. Ущерб, нанесенный этими действиями,
следствием оценивается не менее чем в 500 млн руб. Ранее, по данным "Ъ", на
допросы уже вызывались представители ООО "Энергия-Оверсиз" и ООО
"Энергия-Лоджистикс". "Мало ли с кем я встречаюсь, подобную информацию я не
комментирую", - заявил вчера "Ъ" Виталий Лопота. В Следственном комитете от
официальных комментариев отказались.

Иван Ъ-Синергиев

Источник:
http://www.kommersant.ru/doc/2377117

*

26.12.2013

Украина сохраняет шансы заключить с РФ контракт на поставку ракет

Украина сохраняет шансы заключить с Россией новый контракт на поставку
ракет-носителей "Зенит" для космических пусков по программе "Морской старт".

КИЕВ, 26 декабря - РИА Новости. Украина сохраняет шансы заключить с Россией
новый контракт на поставку ракет-носителей "Зенит" для космических пусков по
программе "Морской старт", если удастся добиться снижения себестоимости
ракет, сообщил в четверг председатель Государственного космического
агентства Юрий Алексеев.

Ранее СМИ распространили информацию о том, что Роскосмос в последний момент
отказался от сделки по поставкам ракет-носителей, обосновав это тем, что его
не устраивает цена, выставленная украинской стороной.

По словам Алексеева, на сегодняшний день Украина выполнила взятые на себя
перед Россией обязательства по изготовлению пяти ракет "Зенит", после этого
украинская сторона предложила российским коллегам договориться о новом
заказе, однако оказалось, что стоимость украинских ракет значительно
превышает аналоги.

"Когда мы высказали свои тендерные условия на "Зенит", то нам сказали, что
пока она неприемлема. Сегодня "Протон" тяжелая ракета, которая может
выводить 30 тонн на низкую орбиту, стоит 1,5 миллиарда рублей, "Зенит" может
выводить на такую же орбиту, где-то только 12,5 тонны - мы выставили цену
где-то 1,4 миллиарда (рублей)", - сказал он на пресс-конференции.

Алексеев подчеркнул, что ракета "Зенит" производится на украинском
предприятии "Южмаш", тогда как около 70% комплектующих поставляются из
России. По его словам, причиной высокой стоимости ракеты является то, что в
последнее время выросли цены на детали, которые поступают из РФ. При этом он
считает, что российские производители иногда необоснованно завышают цену для
"Южмаша".

"Двигатель, он делается в Подмосковье в Химках, он предназначен только для
ракеты "Зенит", система управления тоже делается только в Москве, поэтому
ребята, наверное, немножко играются по ценам, то есть для своих нужд
занижают где-то, для наших нужд повышают", - подчеркнул он. Алексеев
добавил, что "окончательно вопрос не закрыт".

Источник:
http://ria.ru/space/20131226/986671182.html




---
sea-launch@mail.ru
http://sea-launch.info

В избранное