Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости русскоязычного сайта "Морской старт" - "Sea Launch" - июнь 2013




Ежемесячная бесплатная информационная рассылка
http://subscribe.ru/catalog/tech.sealaunch
Новости русскоязычного сайта о "Морском старте"
Выпуск N 79 - июнь 2013 г.
http://sea-launch.info http://sea-launch.narod.ru


Добрый день!


Текущие новости
===============

Следующий запуск по программе "Морской старт" может состояться весной 2014
года.

Следующий запуск по программе "Наземный старт" (КА "Amos-4") планируется в
сентябре 2013 года.


Актуальные публикации
=====================

Интервью Президента РКК "Энергия" В.А.Лопоты "Интерфаксу-АВН"

Источники:
http://www.energia.ru/ru/news/news-2013/public_06-19.html
http://www.militarynews.ru/excl.asp?ex=182


Обзор интернет-прессы - июнь 2013 г.
====================================

03.06.2013

Sea Launch IS-27 FROB Report Complete

Берн, Швейцария, 3 июня 2013 г. - Компания Sea Launch AG сообщила, что 31
мая 2013 г. Комиссия по расследованию причин аварии (FROB) выпустила
заключительный отчет по итогам расследования причин неуспешного запуска
спутника IS-27. Как ранее сообщалось, FROB пришла к выводу, что единственной
причиной неуспешного запуска была неисправность бортового источника мощности
(БИМ) первой ступени РКН "Зенит-3SL".

Корректирующие действия на изготовленной материальной части будут завершены
в июне-июле 2013 года и не повлекут каких-либо изменений в конструкции.
Корректирующие действия будут направлены на проведение дополнительных
проверок и испытаний БИМ перед их установкой на первой ступени РКН
"Зенит-3SL".

Члены FROB, в т.ч. независимые эксперты и эксперты в предметной области,
единогласно согласились с выводами расследования и с тем, что предложенные
корректирующие действия исключат повторения подобной неисправности в
будущем.

Официальные представители компаний Sea Launch AG и Energia Logistics Ltd в
течение июня намерены представить заключение FROB заказчикам пусковых услуг
и страховым компаниям.

[...]

Приводится с сокращениями, полный текст для перевода:
http://www.sea-launch.com/news-q11365-Sea_Launch_IS_27_FROB_Report_Complete.aspx

*

13.06.2013

Заседание Совета директоров РКК "Энергия"

Состоялось заседание Совета директоров РКК "Энергия", на котором, в том
числе, были рассмотрены вопросы:
- Об итогах деятельности Корпорации за I квартал 2013 г.,
Финансово-экономическое состояние Корпорации, включая сравнительную динамику
показателей дебиторской и кредиторской задолженности;
- Об увеличении до контрольного пакета акций в уставном капитале Корпорации,
принадлежащего Российской Федерации;
- Рассмотрение заключения ЗАО "ЭчЛБи ПАКК-Аудит" по результатам проведения
аудита по проекту "Морской старт".

Источник:
http://www.energia.ru/ru/disclose/facts.html

*

13.06.2013

ОПУБЛИКОВАНО ОФИЦИАЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ АВАРИИ РН "ЗЕНИТ-3SL"

В апреле была завершена работа по анализу причин аварийного пуска
ракеты-носителя "Зенит-3SL" с космическим аппаратом Intelsat-27,
состоявшегося 01 февраля 2013 года в рамках программы "Морской старт".
По результатам проведенного комплекса расчетных и экспериментальных работ по
анализу и моделированию различных причин отказа БИМ выпущено заключение
совместной аварийной комиссии ЮЖМАШем и КБ "Южное", в котором указано, что
наиболее вероятной причиной отказа БИМ является заклинивание ротора
вследствие единично возникшей (в процессе изготовления отказавшего БИМ)
совокупности неблагоприятных факторов, обусловивших критическое уменьшение
зазоров между элементами конструкции БИМ и вызвавших, как следствие, их
температурные деформации (приводится с сокращениями). Данное заключение было
согласовано экспертами специализированных институтов и предприятий
ракетно-космической отрасли Российской Федерации и Украины.
По итогам проведенного расследования были разработаны и реализовываются
"Мероприятия по корректировке конструкторской и технологической документации
для повышения качества и надежности изготовления БИМ", которые обеспечивают
выявление и устранение причин нештатной работы БИМ по всем рассмотренным
версиям.
Заключение и разработанные мероприятия были представлены комиссии компании
ELUS по наблюдению за расследованием причин аварийного пуска (FRОВ), в
состав которой также входили представители ведущих компаний-операторов
спутниковых услуг (Intelsat, Eutelsat, SES) и эксперты ракетно-космической
отрасли США. Комиссия согласилась с тем, что расследование аварии было
проведено в полном объеме, и механизм отказа БИМ установлен, а также с тем,
что должная реализация разработанных корректирующих мероприятий позволит
обеспечить исправную работу материальной части РН "Зенит-2S" во время
полета.
В настоящее время на ЮЖМАШе прошли доработку и повторную проверку две
ракеты-носителя "Зенит", которые были ранее возвращены с космодрома
Байконур. На данных ракетах-носителях в полной мере реализованы указанные
ранее мероприятия. В июне планируется выполнить поставку доработанных РН
"Зенит" на космодром, для осуществления запусков в III и IV кварталах 2013
года.

Источник:
Департамент маркетинговых коммуникаций предприятия "ЮЖМАШ"
http://www.yuzhmash.com/presscenter/news/new?id=136

*

14.06.2013

Информационное сообщение

В апреле 2013 года в Днепропетровске завершила работу совместная комиссия ГП
"КБ "Южное" и ГП "ПО ЮМЗ" по анализу причин аварийного пуска ракеты
космического назначения "Зенит-3SL" с космическим аппаратом Intelsat-27 по
программе "Морской старт".

Как сообщалось ранее, причиной прекращения полета ракеты стал отказ
бортового источника мощности (БИМ), обеспечивающего работу системы
управления вектором тяги двигателей первой ступени.

По результатам проведенного комплекса расчетных и экспериментальных работ по
анализу и моделированию различных причин отказа БИМ выпущено заключение
совместной аварийной комиссии ГП "КБ "Южное" и ГП "ПО ЮМЗ". В заключении
указано, что наиболее вероятной причиной отказа БИМ является заклинивание
ротора вследствие единично возникшей (в процессе изготовления отказавшего
БИМ) совокупности неблагоприятных факторов, обусловивших критическое
уменьшение зазоров между элементами конструкции БИМ и вызвавших, как
следствие, их температурные деформации (приводится с сокращениями).
Заключение согласовано экспертами специализированных институтов и
предприятий ракетно-космической отрасли Российской Федерации и Украины.

Разработаны и реализовываются "Мероприятия по корректировке конструкторской
и технологической документации для повышения качества и надежности
изготовления БИМ", которые обеспечивают выявление и устранение причин
нештатной работы БИМ по всем рассмотренным версиям.

Заключение и "Мероприятия..." были представлены комиссии компании ELUS по
наблюдению за расследованием причин аварийного пуска (FROB), в состав
которой также входили представители ведущих компаний-операторов спутниковых
услуг (Intelsat, Eutelsat, SES) и эксперты ракетно-космической отрасли США.
Комиссия согласилась с тем, что расследование аварии было проведено в полном
объеме, и механизм отказа БИМ установлен, а также с тем, что должная
реализация разработанных корректирующих мероприятий позволит обеспечить
исправную работу материальной части РН "Зенит-2S" во время полета. 3 июня на
веб-сайте Sea Launch был опубликован соответствующий пресс-релиз по итогам
работы комиссии FROB.

В настоящее время на ГП "ПО ЮМЗ" прошли доработку и повторную проверку две
ракеты-носителя "Зенит", на которых в полной мере реализованы указанные
"Мероприятия...". В июне планируется выполнить поставку РН "Зенит" на
космодром Байконур, в обеспечение запусков в III и IV кварталах 2013 года.

Источник:
Центр информационных связей ГП "КБ "Южное"
http://www.yuzhnoye.com/?idD=105&id=124&path=News/News

*

18.06.2013

"Си лонч" и "Ютелсат" подписали новое соглашение о пусковых услугах

Берн, Швейцария, 18 июня 2013 г. - Сегодня "Си лонч АГ" (Sea Launch AG) и
"Ютелсат" (Eutelsat) объявили об окончании оформления соглашения о запуске
космического аппарата (КА) "EUTELSAT-3B". Запуск данного КА намечен на
апрель 2014 г. и будет произведен ракетно-космическим комплексом (РКК)
"Морской старт" с самоходной плавучей стартовой платформы Odyssey.

В настоящее время в компании Astrium (Европейский аэрокосмический и
оборонный концерн) идут работы по изготовлению КА "EUTELSAT-3B", который
базируется на платформе "Eurostar-3000". Оборудование этого КА предназначено
для работы в частотных диапазонах C, Ku и Ka. В космическом аппарате
заложена высокая степень эксплуатационной гибкости, что важно для
предоставления услуг передачи видео, данных, Интернет связи и
телекоммуникации клиентам находящихся в Европе, Африке, странах Ближнего и
Среднего Востока и регионах Южной Америки. КА "EUTELSAT-3B", отделяемая
масса которого превышает 6 тонн, будет находиться на орбитальной позиции
геостационарной околоземной орбиты, которую занимают другие космические
аппараты "Ютелсат", в точке 3 градуса восточной долготы.

"Это соглашение представляет собой важное свидетельство доверия, которое
оказывают нам заказчики услуг "Морского старта", как в выполненной работе,
так и в будущем программы", - заявил Сергей Гугкаев, генеральный директор
"Си лонч". Шелл Карлсен, президент "Си лонч", добавил: "Мы приветствуем
доверие и уверенность, которые продемонстрировала компания "Ютелсат" и
надеемся на дальнейшее сотрудничество, которое основано на успешных запусках
космических аппаратов для этого заказчика в 2011 и 2012 гг.".

Мишель де Розен (Michel de Rosen), генеральный директор компании "Eutelsat"
добавил: "Мы рады еще одной возможности совместной работы со специалистами
"Си лонч" в рамках предстоящего запуска КА "EUTELSAT-3B" - миссии, которая
явится третьей после успешных запусков КА "EUTELSAT-70B" в 2012 г. и
"EUTELSAT-7 West A" в 2011 г. Новый контракт, который мы только что
подписали, позволит повысить гибкость наших ресурсов, что необходимо для
расширения нашей орбитальной группировки до шести аппаратов к концу 2015 г.,
что позволит разнообразить состав инфраструктуры, повысит эксплуатационную
гибкость и надежность на орбите".

Источник:
http://www.sea-launch.com/ru/news-q11367-_________.aspx

*

17.06.2013

Президент, генеральный конструктор Ракетно-космической корпорации "Энергия"
Виталий Лопота: "Совет директоров компании "Морской старт" утвердил
предварительную программу пусковой деятельности на 2014 год"

Ракетно-космическая корпорация "Энергия" - постоянный участник
авиакосмического салона, проходящего в Ле Бурже (Франция), и юбилейная 50-я
выставка не стала исключением. О своем участии в выставке, перспективах
развития пилотируемой космонавтики, возобновлении пусков по программе
"Морской старт" в интервью "Интерфаксу-АВН" рассказал президент корпорации,
генеральный конструктор Виталий ЛОПОТА.

- Виталий Александрович, что демонстрирует РКК "Энергия" на салоне в 2013
году?

- Корпорация будет представлена на салоне в Ле Бурже в составе объединенной
экспозиции Роскосмоса.

Из направлений работ предприятия будут демонстрироваться деятельность по
программе создания и эксплуатации пилотируемых комплексов и кораблей, а
также по проекту "Морской старт". В числе экспонатов - уменьшенные модели
кораблей "Союз ТМА" и "Прогресс М", пилотируемого корабля нового поколения,
Международной космической станции, стартовой платформы "Одиссей" и судна "Си
Лонч Коммандер" комплекса "Морской старт". Будут также демонстрироваться
фото- и видеоматериалы по этим направлениям деятельности, распространяться
печатные информационные материалы.

- Каким в корпорации видят облик будущей сверхтяжелой ракеты-носителя?

- Прежде всего, следует отметить, что решение о создании новой российской
ракеты-носителя сверхтяжелого класса пока не принято. Вместе с тем, в
настоящее время в отрасли ведутся предварительные проектные исследования,
которые также выполняются и в РКК "Энергия".

Специалистам, как нашего предприятия, так и предприятий-участников программы
создания ракеты-носителя "Энергия", представляется наиболее рациональным
разработку ракет-носителей сверхтяжелого класса для выполнения космических
программ, прогнозируемых на период после 2020 года, проводить на основе
технического задела, приобретенного в рамках вышеупомянутой программы. В
первую очередь, в этом заделе следует выделить возможности использования и
совершенствования самых мощных в мире и эффективных жидкостных ракетных
двигателей, работающих на экологически чистых компонентах ракетного
топлива - жидком кислороде и керосине. Это уникальные двигатели РД-170М и
РД-171М, не имеющие себе равных в мире.

При предварительной проработке облика ракеты-носителя принималось, что она
должна обеспечивать решение задач доставки пилотируемого транспортного
корабля нового поколения на заданные окололунные орбиты по однопусковой
схеме, и ее грузоподъемность должна быть порядка 75 т. Габариты ракетных
блоков носителя должны позволять их авиатранспортировку на космодром
"Восточный" с завода-изготовителя.

На начальном этапе ракета-носитель предполагается трехступенчатой с
максимальным использованием технических и технологических решений, созданных
в рамках программы работ по созданию ракеты-носителя "Энергия" сверхтяжелого
класса, а также опыта эксплуатации ракеты-носителя "Зенит-2S".

По оценкам, стартовая масса предлагаемой ракеты-носителя с разгонным блоком
и пилотируемым кораблем может составить около 2350 т. Старты ракеты-носителя
предполагается осуществлять с космодрома "Восточный", начало летных
испытаний - в 2020-2022 гг.

Совершенствование ракеты-носителя в части перехода на двухступенчатый
вариант с использованием на второй ступени жидких кислорода и водорода
позволит существенно улучшить ее технические возможности, обеспечив в
вариантах с тремя, четырьмя и шестью боковыми блоками первой ступени
достижение грузоподъемности от 90 до 170 т.

- Когда можно ожидать возобновления пусков по программе "Морской старт"?

- Совет директоров компании "Морской старт" утвердил предварительную
программу пусковой деятельности на 2014 год, в которой предусмотрено
выполнение четырех запусков из экваториальной зоны в Тихом океане. Первый
пуск после перерыва предполагается осуществить в середине 2-го квартала 2014
года запуском спутника Eutelsat 3B.

В текущем году предполагается выполнить один запуск по программе "Наземный
старт", намеченный на осень. Этот запуск, планируемый с израильским
спутником "Амос-4", должен подтвердить, что реализованы все мероприятия по
исключению возможности нештатной работы бортового источника мощности ракеты
"Зенит", ставший причиной аварии носителя сразу же после старта при запуске
1 февраля 2013 года, а также другие дополнительные мероприятия, направленные
на повышение надежности ракеты и обеспечение безопасности ее полета.

- Как в корпорации относятся к планам перевода комплекса "Байтерек" на
ракету-носитель "Зенит"?

- Вопрос касается, в первую очередь, компетенции высших государственных
структур России, Украины и Казахстана. В части технической и
производственной сторон вопроса реализация такого плана будет означать
совместную работу предприятий России, Украины и Казахстана. И все это может
иметь позитивное значение, если будут заказы на пусковые услуги.

- Скоро снова должен заработать разгонный блок ДМ-03. Какие у него
перспективы?

- Ближайший запуск разгонного блока этой модификации намечен на начало июля
2013 года.

Он будет использоваться для выведения на рабочую орбиту блока из трех
космических аппаратов системы "Глонасс". В настоящее время по заказу
Роскосмоса изготавливается один разгонный блок для запуска КА связи по
государственной программе. Ожидается получение еще нескольких таких заказов.
Планируется применение блока и в составе ракет-носителей, создаваемых для
эксплуатации на строящемся космодроме "Восточный", а также в проекте
"Морской старт".

Так что перспективы у данной современной модификации блока типа ДМ имеются и
будут, несомненно, развиваться с учетом реализации запланированных запусков
по Федеральной космической программе и другим программам, имея в виду, что
технические характеристики блока ДМ-03 по массе доставляемого полезного
груза и точности выведения улучшены по сравнению с другими более ранними
модификациями.

- Сейчас много говорят про так называемые "прорывные" технологии. Готовит ли
корпорация что-либо в данном направлении?

- "Прорывные" технологии по определению подразумевают использование
революционных научно-технических решений, имеющих летную степень готовности.
А это связано с соответствующей поддержкой определенных государственных и, в
настоящий период, коммерческих структур в части организации работ и
выделения необходимых ресурсов для нее, включая финансирование.

В таком контексте сегодня можно говорить о работах по проектам российской
ракетно-космической техники нового поколения, в том числе:
транспортно-энергетический модуль с электрореактивными двигателями высокой
удельной тяги, работающими от солнечной или ядерной космической
энергоустановки мегаваттного класса; пилотируемый транспортный корабль;
многофункциональные автоматические аппараты на базе негерметичных тяжелых
космических служебных платформ и крупногабаритных конструкций. Их создание и
летная отработка предполагается до конца текущего десятилетия, что позволит
перейти на качественно иной уровень осуществления деятельности в околоземном
космическом пространстве, а также расширить горизонты исследований в дальнем
космическом пространстве с использованием автоматических и пилотируемых
аппаратов и комплексов в период после 2025-2030 гг.

- В свое время Вы упомянули, что следующий прорыв в науке и технике может
быть связан с переходом с двоичной системы на троичную. Ведется ли подобная
работа?

- Исследования по данному вопросу ведутся в мире давно и продолжаются в
настоящее время, но на уровень широкой прикладной реализации троичная
система в электронной технике пока не вышла, хотя в 1960-х годах в нашей
стране было изготовлено около 50 первых компьютеров типа "Сетунь" на основе
троичной системы исчисления, а в конце 1970 года был создан опытный образец
более мощного компьютера типа "Сетунь-70".

Известно по состоянию на сегодня, что, например, в Калифорнийском
государственном политехническом университете, США, в 2008 году была
построена цифровая компьютерная система TCA2 на 1484-х интегральных
транзисторах, а в России в 2011 году - модель троичного контроллера.

- Какие планы по пилотируемой программе на 2014 год?

- В контрольно-испытательном центре РКК "Энергия" ведутся работы по
дооборудованию летного изделия многоцелевого лабораторного модуля "Наука" и
его заводские испытания, в том числе с использованием изделия модуля,
предназначенного для комплексных электрических испытаний.

Штатное изделие модуля будет оправлено на космодром "Байконур" для запуска,
запланированного на декабрь 2013 года. Ввод его в эксплуатацию на станции
предусматривается в начале 2014 года. При этом с модуля "Рассвет" на модуль
"Наука" будут перестыкованы его элементы - шлюзовая камера и дополнительные
радиаторы системы теплорегулирования, которые были установлены для хранения
на "Рассвете" и доставлены одним пуском вместе с ним.

В следующем году к модулю "Наука" должен будет пристыковаться корабль-модуль
"Прогресс М-УМ", который в качестве полезного груза доставит туда узловой
модуль, предназначенный для приема кораблей и научно-энергетических модулей.
С этой целью на узловом модуле предусмотрено четыре боковых стыковочных узла
и два осевых, один из которых будет постоянно состыкован с модулем "Наука".

В 2014 году к станции предполагается запустить четыре корабля "Союз ТМА-М" и
четыре корабля "Прогресс М". Программа запусков еще в стадии верстки и
согласования. К концу текущего года ожидается ее утверждение.

По пилотируемому транспортному кораблю нового поколения ждем этим летом
решения о продолжении работ по проекту с началом изготовления макетных и
штатного изделий. Надеемся, что в 2014 году эти работы будут идти полным
ходом.

Известно, что РКК "Энергия" ведет работы по созданию кораблей типа "Союз" и
"Прогресс" новых серий - "Союз МС" и "Прогресс МС". Пуск первого грузового
корабля серии "МС" планируется в 2015 г. В 2014 году должны начаться
заводские испытания этого корабля. Напомню, что, в отличие от кораблей "Союз
ТМА" и "Прогресс М", на кораблях "Союз МС" и "Прогресс МС" будут установлены
спутниковая система навигации систем ГЛОНАСС и GPS, современная радиолиния
управления со спутниковым каналом связи, модернизированная аппаратура
автоматического сближения "Курс", цифровая телевизионная радиолиния,
дополнительная противометеороидная защита, а также будет проведен ряд
доработок, направленных на повышение надежности и безопасности кораблей,
повышение уровня унификации и замену устаревших материалов и комплектующих
на современные.

- Как идет работа над перспективным пилотируемым кораблем, какие новые
решения будут использованы в нем?

- В настоящее время наши специалисты обеспечивают сопровождение экспертизы
технического проекта, представленного к защите в феврале 2013 года, отвечая
на вопросы экспертов, поясняя принятые в проекте решения, участвуя в
выработке мероприятий по проекту. Кроме того, разработчики и партнеры
проекта продолжают проектно-поисковые исследования, направленные на
совершенствование конструкции корабля, ищут рациональные технические решения
по обеспечению отработки корабля и его систем, осуществляют работы в
интересах подготовки производства корабля.

- Раньше одно время шли разговоры, что следующая космическая станция будет
развернута на околополярной околоземной орбите. Эта идея "похоронена" или по
ней идет какая-то работа?

- Идея создания и эксплуатации пилотируемой станции на околополярной
околоземной орбите возникла еще тогда, когда начинались полеты по программе
"Салют". К этой идее неоднократно возвращались в последующем на уровне
научно-исследовательских работ. Эксплуатация станции на околополярных
орбитах связана с рядом особенностей по обеспечению грузопотоков,
безопасности полета экипажа и т.д. Чтобы реализовать этот проект, необходима
заинтересованность соответствующих структур и ведомств России и, возможно,
международных партнеров. Для существующих и прогнозируемых задач, при
решении которых необходима работа экипажа на борту, мировое сообщество в
настоящее время полагает достаточно обоснованной эксплуатацию пилотируемых
комплексов и кораблей на освоенных орбитах высотой до 400-450 км с
наклонениями не более чем 51,6 градуса. Вместе с этим следует отметить, что
в течение предыдущих двух-трех лет актуализировалась разработка проекта
посещаемой орбитальной станции, которую предполагается разместить в
окололунной точке Лагранжа гравитационной системы "Земля-Луна", а именно в
точке, расположенной за Луной.

- Виталий Александрович, большое спасибо. Успехов вам и вашей корпорации.

Источники:
http://www.energia.ru/ru/news/news-2013/public_06-19.html
http://www.militarynews.ru/excl.asp?ex=182



---
sea-launch@mail.ru
http://sea-launch.info

В избранное