Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости русскоязычного сайта "Морской старт" - "Sea Launch" - февраль 2013




Ежемесячная бесплатная информационная рассылка
http://subscribe.ru/catalog/tech.sealaunch
Новости русскоязычного сайта о "Морском старте"
Выпуск N 75 - февраль 2013 г.
http://sea-launch.narod.ru


Добрый день!


Текущие новости:
================

16.02.2013 г. СП и СКС вернулись в Базовый порт после неудачного пуска РКН
"Зенит-3SL" с КА Intelsat 27, осуществленного 01.02.2013 г. в 10:55 по
московскому времени. Примерно на 11,4 секунде полета система управления
ракеты-носителя зафиксировала превышение допустимых пределов по крену РКН, и
была сформирована команда на аварийное отключение двигательной установки
первой ступени. В соответствии с циклограммой полета, в течение 20 секунд
двигательная установка не реагировала на сбой для увода РКН на безопасное
расстояние от Стартовой платформы, после этого была сформирована команда на
аварийное отключение двигателей, и полет РКН был прекращен. Ракета упала
примерно в четырех километрах от Стартовой платформы. Персонал и суда
"Морского старта" не пострадали. Сформирована комиссия по расследованию
причин неудачного запуска.

*

Более подробную информацию читайте на нашем сайте в разделе Новости,
информация обновляется ежедневно (при наличии новостей).

Обзор интернет-прессы - февраль 2013 г.:
=======================================

01.02.2013

Неудачный запуск с "Морского старта"

01.02.2013 г. в 10:55 по московскому времени осуществлен неудачный пуск РКН
"Зенит-3SL" с КА Intelsat 27. Прекращение работы двигателя первой ступени
РКН примерно на 25 секунде полета, прекращение полета РКН примерно на 40-й
секунде...

По сообщению Роскосмоса, "после старта на начальном этапе начался сбой с
полетом" РКН, и была сформирована команда на аварийное отключение
двигательной установки первой ступени. В соответствии с циклограммой полета,
в течение 20 секунд двигательная установка не реагировала на сбой для увода
РКН на безопасное расстояние от Стартовой платформы, после этого была
сформирована команда на аварийное отключение двигателей, и полет РКН был
прекращен.

По сообщению компании Sea Launch, ракета упала примерно в четырех километрах
от Стартовой платформы. Персонал и суда "Морского старта" не пострадали.
Вертолетная инспекция не выявила на поверхности океана каких-либо частей
РКН.

Сформирована комиссия по расследованию причин неудачного запуска.

Источники:
http://www.roscosmos.ru/main.php?id=2&nid=19859
http://www.sea-launch.com/missions-q11131-Mission_Overview.aspx
http://www.intelsat.com/press/news-releases/2013/20130201-1.asp
http://www.energia.ru/ru/news/news.html#item413

Видео:
http://www.sea-launch.com/missions-q11132-Launch_Broadcast.aspx
http://www.youtube.com/watch?v=YVCWokch2oQ

*

01.02.2013

Как обычно бывает в такой ситуации, интернет-пресса "порадовала" сообщениями
об успешном запуске, а также многочисленными комментариями и версиями,
высказанными неназванными экспертами и анонимными источниками в космической
отрасли...

Примеры:
http://www.biztass.ru/news/id/56815
http://ria.ru/science/20130201/920779193-print.html

*

01.02.2013

О запуске по программе "Морской старт"

На начальном участке полета после ухода от стартовой платформы (СП)
"Одиссей" произошло прекращение работы ракеты космического назначения (РКН)
"Зенит-3SL". Для расследования причин этого создана комиссия.

Источник:
http://www.energia.ru/ru/news/news.html#item413

*

01.02.2013

О пуске ракеты-носителя "Зенит-2S"

1 февраля 2013 года с ракетно-космического комплекса "Морской старт" был
осуществлен старт ракеты-носителя (РН) "Зенит-2S" с разгонным блоком (РБ)
ДМ-SL и космическим аппаратом "Интелсат-27" (США).

После старта на начальном этапе начался сбой с полетом РН. Была сформирована
команда на аварийное выключение двигательной установки первой ступени.

В соответствии с циклограммой полета в течение 20 секунд двигательная
установка не реагировала на сбой для увода РН на безопасное расстояние от
пусковой платформы.

После этого была сформирована команда на аварийное выключение двигателей, и
полет ракеты-носителя был прекращен.

Ракета-носитель "Зенит-2S" изготовлена на Государственном предприятии
"Производственное объединение Южный машиностроительный завод им.
А.М.Макарова" ("ЮЖМАШ", г. Днепропетровск, Республика Украина). Часть
комплектующих элементов, двигательная установка первой ступени, разгонный
блок ДМ-SL и система управления произведены на предприятиях Российской
Федерации.

Запуск выполняла международная акционерная компания "Sea Launch" (г. Лонг
Бич, штат Калифорния, США).

Проведенный экспресс-анализ полученной телеметрической информации позволяет
сделать предварительный вывод о том, что двигательная установка первой
ступени и система управления ракеты-носителя работали в штатном режиме.

Анализ документации, проведенный в течение сегодняшнего дня на
предприятиях-изготовителях двигательной установки (НПО "Энергомаш") и
системы управления (НПЦ АП), показал, что отклонений при их изготовлении не
было.

В настоящее время сформирована комиссия с участием специалистов корпорации
"Морской старт", "ЮЖМАША", НПО "Энергомаш", РКК "Энергия" и НПЦ АП.

Пресс-служба Роскосмоса

Источник:
http://www.roscosmos.ru/main.php?id=2&nid=19859

*

02.02.2013

Failure Review Oversight Board

В дополнение к информации по неудачному запуску 1 февраля компания Sea
Launch может подтвердить следующую информацию:

К моменту пуска 06:54:59 UTC на РКН "Зенит-3SL" и смежных системах были
успешно завершены все необходимые предпусковые операции.

Примерно на 11,4 секунде полета система управления ракеты-носителя
зафиксировала превышение допустимых пределов по крену РКН и запустила
циклограмму, предназначенную для обеспечения безопасного прекращения полета
в случае потери управления ракетой-носителем.

В соответствии с логикой прекращения полета, работа двигателей основной тяги
РД-171М была прекращена через 20 секунд, РКН "Зенит-3SL" с КА Intelsat 27
упала на поверхность Тихого океана примерно в 4 км от Стартовой платформы
"Odyssey".

Персонал и суда "Морского старта" не пострадали. Вертолетная инспекция не
выявила на поверхности океана каких-либо частей РКН.

Основываясь на предварительной информации, полученной от разработчика
ракеты-носителя, расследование будет сосредоточено на системах РКН
"Зенит-3SL", связанных с управлением рулевыми машинами двигателя первой
ступени. В соответствии с Планом расследования, каждый соисполнитель сначала
проведет независимое расследование соответствующих систем, процессов и
процедур для выявления любых потенциальных причин неудачи.

Energia Logistics Ltd (ELUS) создаст комиссию по расследованию причин аварии
(FROB) для рассмотрения выводов соисполнителей, согласования
непосредственной причины аварии и необходимых корректирующих действий для
исключения ее повторения. Руководить FROB будет Kirk Pysher (ELUS Chief
Operating Officer) вместе с сопредседателем Валерием Алиевым (директор
миссии и ELUS Executive Vice President) и Rick Pudil (ELUS Chief Systems
Engineer). Первое заседание FROB предварительно запланировано на конец
февраля - начало марта.

Источник:
http://www.sea-launch.com/missions-q11349-Failure_Review_Oversight_Board.aspx

*

02.02.2013

Председатель Правительства Дмитрий Медведев дал поручения в связи с
инцидентом, произошедшим при выполнении очередного пуска в рамках проекта
"Морской старт"

Заместителю Председателя Правительства Дмитрию Рогозину поручено обеспечить
установление причин инцидента, проработать вопросы выполнения
законодательства Российской Федерации в области космической деятельности при
осуществлении подготовки и проведения указанного пуска.

Руководителю Федерального космического агентства Владимиру Поповкину
поручено организовать в установленном порядке расследование причин
аварийного пуска и до 15 февраля 2013 года доложить о результатах с
необходимыми выводами и предложениями, включая предложения об
ответственности должностных лиц и организаций.

Источник:
Интернет-портал Правительства Российской Федерации
http://www.government.ru/docs/22648/

*

04.02.2013

Пресс-релиз

Аварийное падение РКН "Зенит-3SL"

31 января 2013 года в 22 часа 56 минут по тихоокеанскому времени с плавучей
платформы "Одиссей", находящейся в экваториальной зоне Тихого океана в
районе острова Рождества, стартовала ракета-носитель "Зенит-3SL" с
американским космическим аппаратом "Intelsat-27". На начальном участке
полета произошла потеря устойчивости ракеты-носителя и, как следствие -
выключение двигателя по команде от системы управления.

Никто из пускового персонала не пострадал. Стартовая платформа не получила
повреждений и штатным порядком возвращается в Базовый порт.

В головных организациях кооперации - ГП "КБ "Южное", ОАО "РКК "Энергия", ГП
"ПО ЮМЗ", НПО "Энергомаш", Боинг и других работают комиссии по выявлению
причин нештатного полета ракеты-носителя. Специалистами проводится анализ
полученной телеметрической информации.

Двигатель и система управления обеспечили увод ракеты-носителя от стартовой
платформы и реализацию схемы аварийного выключения двигателя.

Ракета упала в океан в нескольких километрах от старта без ущерба природе
вследствие применения в ней экологически чистых компонентов топлива.

Продолжается анализ работы системы ракеты-носителя, а также технической
документации по ее изготовлению, что позволит установить конкретные причины
нештатной работы РН.

Центр информационных связей ГП "КБ "Южное" 1 февраля 2013 г.

Источник:
http://www.yuzhnoye.com/?idD=100&id=124&path=News/News

*

04.02.2013

"Морской старт" предложили выкупить государству

Глава РКК "Энергия" Виталий Лопота предлагает правительству стать
собственником системы запуска ракет "Зенит" с буксируемой океанской
платформы

Глава ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" Виталий Лопота
предложил передать государству контроль над проектом "Морской старт",
осуществляющим запуски ракетами "Зенит" с буксируемой плавучей платформы
Odyssey.

- Я озвучил эту идею во время визита на наше предприятие вице-премьера
правительства Дмитрия Рогозина (состоялся 15 января этого года), - рассказал
Лопота "Известиям". - Ответа пока нет, но, на наш взгляд, это выгодная для
государства сделка. Россия получит собственный космодром на экваторе за
относительно небольшие деньги. Объем текущих обязательств "Морского старта"
на сегодня немного превышает $300 млн.

С октября 2010 года РКК "Энергия" через цепочку афиллированных структур
владеет долей в 95% реорганизованной (до реструктуризации долги консорциума
Sea Launch достигали $2,6 млрд) компании Sea Launch, 5% контролируются
Boeing и Aker. Управляет проектом и ведет отношения с заказчиками
зарегистрированная в кантоне Берн швейцарская Sea Launch AG, также
контролируемая РКК "Энергия". При создании консорциума в 1993 году
крупнейший пакет акций в 40% находился в руках Boeing Commercial Space
Company, 20% было у норвежской Aker Kvaerner, 25% у РКК "Энергия".

По словам Лопоты, на сегодняшний день портфель заказов Sea Launch составляет
12 пусков, еще ряд заказов находится в стадии обсуждения.

- Поддержка государства могла бы заключаться не только в принятии на себя
всей полноты ответственности по проекту Sea Launch, - отмечает Лопота. - В
качестве поддержки нам могли быть дать, к примеру, пару пусков в рамках
Федеральной космической программы. Тем более правительство Казахстана
ограничило количество запусков с Байконура. Если проблему разрешить не
удастся, Sea Launch мог бы стать альтернативой.

В Роскосмосе от официальных комментариев отказались. В то же время источник
в Роскосмосе отметил, что разговоры о помощи государства Лопота не случайно
начал именно сейчас:

- У "РКК Энергия" в последнее время возникли трудности с привлечением
средств для рефинансирования деятельности "Морского старта" - в декабре
прошлого года компания намеревалась взять кредит в Сбербанке в объеме $200
млн, но не смогла этого сделать. Озвученная главой "РКК Энергия" сумма
задолженности "Морского старта" в $300 млн вызывает вопросы. Полгода назад
нам стала известна иная сумма долгов проекта - $530 млн.

Виталий Лопота говорит, что кредитные ресурсы для "Морского старта" готовы
предоставить иные финансовые организации, в числе которых упомянул ВТБ.
Комментируя сумму долговой нагрузки глава "Энергии" признал, что сумма
долгов в $530 млн фигурировала в отчетности компании, однако актуальной
цифрой является $300 млн.

- К "Морскому старту" проявляют интерес представители бизнеса из целого ряда
стран - Китая, Австралии, Украины. Есть заинтересованность со стороны
крупных компаний, таких как Loсkheed Martin - их носитель Atlas по
параметрам идеально "встает" на пусковую платформу Odyssey, - говорит глава
РКК "Энергия". - При желании мы сможем реализовать такой уникальный актив
как "Морской старт" с выгодой для себя. Но мы в первую очередь хотели бы
предложить его государству. Я уверен, что России нужен собственный космодром
на экваторе.

- Противопоставлять возможности "Морского старта" и Байконура не совсем
корректно, - говорит председатель совета директоров ИСС имени Решетнева и
бывший руководитель Роскосмоса Юрий Коптев. - Потому что в рамках "Морского
старта" за полезную нагрузку, за ее подготовку к пуску отвечает Boeing. Есть
специальный корпус куда эта нагрузка приезжает, у россиян доступа туда нет.
И это необходимо иметь в виду, когда идут разговоры о том, что Россия должна
сохранить за собой космодром на экваторе. Теоретически можно сменить порт
базирования платформы и командного судна, но для этого в новом месте
необходимо создать инфраструктуру и непонятно как на такие новости
отреагирую американцы. Не факт, что они после таких изменений дадут
разрешение на запуск полезных нагрузок, созданных с использованием
американских технологий.

Исполнительный директор кластера космических технологий и телекоммуникаций
фонда "Сколково" Сергей Жуков не уверен, что государству стоит брать на себя
такой актив как "Морской старт":

- Конечно, все нужно считать, но весьма характерно, когда предприниматель
пытается отдать актив государству. Проект "Морской старт" в его нынешнем
виде был придуман в "Энергии" как коммерческий проект и зачем вешать его на
государство - непонятно. Если от этого проекта сначала отказался Boeing, а
сейчас хочет отказаться "Энергия", значит с ним что-то не так.

Юрий Коптев отметил, что по его информации, в портфеле заказов "Морского
старта" сегодня два космических аппарата.

"Отрасль ждет решения Виталия Лопоты"
Владимир Нестеров, бывший генеральный директор "Центра Хруничева":

- Из 80 пусков ракет-носителей "Зенит" 12 завершились аварией. Это
многовато. Как человек, занимавшийся созданием данного ракетного комплекса с
самого начала - с 1978 года - я должен сказать, что эта ракета сделана
гениально. Не боюсь этого слова. По коэффициенту конструктивного
совершенства и по соотношению веса машины к весу выводимого полезного груза
"Зенит" в своем классе и сегодня остается непревзойденной машиной.

Безусловно, последняя авария самым негативным образом скажется на имидже
"Морского старта". Сам комплекс "Морской старт" - это уникальное
инженерно-техническое сооружение, однако с экономической точки зрения там
крайне непростая ситуация. Для того, чтобы выходить на уверенную окупаемость
надо делать не менее 5-6 пусков в год. Это прекрасно понимал прежний
крупнейший акционер проекта Boeing. И когда американцы увидели, что на такой
оборот проект не выходит, он решили его закрывать. При нынешнем положении
дел, когда удается осуществлять 2-3 старта в год, будут расти убытки и
накапливаться задолженность.

К сожалению, из-за аварий отрасль покидают прославленные кадры. Из-за аварии
с аппаратом Kazsat был вынужден уйти Анатолий Сыров, создававший систему
беспилотной посадки орбитального корабля "Буран". Такой знаковый в отрасли
человек как Вячеслав Филин ушел после того, как три спутника "Глонасс-М"
упали в море. Из-за досадной неудачи с "Бризом" ушел я. Сейчас отрасль ждет
решения Виталия Лопоты. Такой безусловно порядочный человек по идее должен
был бы написать заявление об уходе.

Иван Чеберко

Источник:
http://izvestia.ru/news/544220

PS: в интервью от 12.02.2013 г. (см. ниже) В.А.Лопота сказал, что не делал
заявлений о возможном выкупе проекта "Морской старт" государством

*

05.02.2013

Правительство не видит необходимости выкупать проект "Морской старт"

МОСКВА, 5 фев - РИА Новости. Необходимости выкупать проект "Морской старт" в
правительстве РФ не видят, заявил журналистам во вторник первый заместитель
председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Иван
Харченко.

Ранее ряд СМИ со ссылкой на президента Ракетно-космической корпорации
"Энергия" Виталия Лопоту сообщил о его идее сделать "Морской старт"
государственным проектом.

"Никакого смысла покупать какие-то оболочки я не вижу. "Морской старт" - это
просто предприятие, в котором есть учредители и нет никаких материальных
активов", - сказал Харченко.

Источник:
http://ria.ru/science/20130205/921318028-print.html

*

06.02.2013

СОВМЕСТНЫЙ ПРЕСС-РЕЛИЗ компании "Си Лонч АГ", РКК "Энергия", НПО
"Энергомаш", КБ "Южное" и ПО "ЮМЗ" о неизменном курсе на продолжение
эксплуатации комплекса "Морской старт"

"Морской старт" нацелен на возобновление пусковых услуг

В связи с неудачным запуском 1 февраля 2013 года космического аппарата (КА)
"Интелсат-27" по программе "Морской старт" участники и партнеры по проекту
выражают компании "Интелсат" искреннее сожаление о потере КА и предпринимают
все необходимое для расследования инцидента, выработки и реализации
практических мер, направленных на повышение надежности комплекса.

Расследование инцидента взято на контроль на уровне Правительств России и
Украины. Работают несколько комиссий различного уровня. В их числе -
российско-украинская комиссия, а также комиссии, созданные в Роскосмосе, в
компании "Си Лонч АГ", в РКК "Энергия", НПО "Энергомаш", КБ "Южное", ПО
"ЮМЗ", а также в других организациях-участниках работ по комплексу. Работа
комиссий нацелена на установление причин инцидента, их устранение и
скорейшее возобновление пусковых услуг.

В основе создания и эксплуатации комплекса "Морской старт" лежит
сотрудничество предприятий и организаций нескольких стран мира, направленное
на использование и развитие наукоемких инновационных технологий, применяемых
в ракетно-космических комплексах при осуществлении пусковых услуг. "Морской
старт" - надежный современный комплекс, деятельность которого ведется с
ведущими мировыми спутниковыми операторами на протяжении более 12 лет.
Участники и партнеры проекта "Морской старт" заявляют о своей приверженности
проекту, нацелены на скорейшее возобновление пусковых услуг и рассчитывают,
что все заинтересованные заказчики этих услуг продолжат намеченную работу по
программе "Морского старта" и ее развитию на дальнейшую перспективу.

Источники:
http://www.energia.ru/ru/news/news-2013/news_02-06.html
http://www.sea-launch.com/news-q11352-Sea_Launch_Determined_to_Return_to_Flight_.aspx

*

06.02.2013

RSC Energia Pledges Support for Sea Launch

РКК "Энергия" обязуется оказывать поддержку проекту "Морской старт"

В связи с неуспешным запуском КА "Intelsat 27" 1-го февраля 2013 года

МОСКВА, Россия и БЕРН, Швейцария - 6 февраля 2013 года - Ракетно-космическая
корпорация "Энергия" им. С.П.Королева (РКК "Энергия") сообщила сегодня о
своей неизменной приверженности к долгосрочному успеху проекта "Морской
старт" после неуспешного запуска КА "Intelsat 27" 1-го февраля 2013 года.
РКК "Энергия" играет ведущую роль в проекте "Морской старт" и является его
оператором с 2010 года.

Генеральный конструктор и Президент РКК "Энергия" Виталий Лопота сказал: "Мы
глубоко сожалеем о потере на прошлой неделе КА "Intelsat 27". Много людей
интенсивно работало, чтобы построить космический аппарат, ракету-носитель и
обеспечить проведение пусковой кампании. Так как мы работаем в космической
отрасли уже более 65 лет, мы постоянно стремимся к совершенству и надежности
во всем, чем мы занимаемся, но иногда наши надежды не оправдываются.
Плавучий стартовый комплекс, ракета-носитель "Зенит" и разгонный блок ДМ
являются надежным средством выведения, в них заключены лучшие
ракетно-космические технологии последних десятилетий. Причина неудачного
запуска расследуется и анализируется. Результаты будут опубликованы в
ближайшее время".

"В настоящее время участники "Морского старта" и различные заинтересованные
стороны от бизнес-сообщества создают стратегию, которая позволит обеспечить
долгосрочную жизнеспособность "Морского старта", а также постепенное
увеличение его производительности. Мы по-прежнему уверены, что проект
"Морской старт" будет продолжать оставаться ключевым поставщиком пусковых
услуг операторам космических аппаратов различных стран на долгие годы".

"Я призываю всех существующих и потенциальных заказчиков "Морского старта",
признавая стратегическое значение разнообразия ракет-носителей для их
бизнеса, быть терпеливыми. Мы можем заверить Вас, что "Морской старт" будет
продолжать запускать космические аппараты наших заказчиков по графику,
надежно и высокой точностью выведения".

Источник для перевода:
http://www.sea-launch.com/news-q11350-RSC_Energia_Pledges_Support_for_Sea_Launch.aspx

*

12.02.2013

В России сохраняются технологии, необходимые для освоения Луны и Марса -
генконструктор РКК "Энергия" Виталий ЛОПОТА

Благодаря комплексу "Морской старт" в России сохраняются ракетно-космические
технологии, необходимые для освоения Луны и Марса. Такое мнение высказал в
беседе с корреспондентом ИТАР-ТАСС президент - генеральный конструктор
Ракетно-космической корпорации "Энергия" Виталий Лопота.

- В последнее время все заговорили о плавучем космодроме "Морской старт". К
сожалению, это связано с неудачным запуском 1 февраля ракеты-носителя
"Зенит". Что уже сейчас можно сказать о причинах этой аварии?

- Пока аварийная комиссия не закончит работу, причины аварии называть
преждевременно. На сегодняшний день можно точно сказать, что ни к двигателю,
ни к системе управления, ни к конструкции самой ракеты замечаний нет.

В настоящее время практически в круглосуточном режиме работают ряд комиссий:
в США на "Морском старте", в Ракетно-космической корпорации "Энергия", НПЦ
АП и НПО "Энергомаш" (Россия), в КБ "Южное" и на "Южмашзаводе" (Украина).
Поручением председателя правительства РФ Дмитрия Медведева организована
комиссия Роскосмоса, которая также занимается разбором причин неудачного
запуска. К нам обратились заказчики - спутниковые операторы - и попросили,
чтобы их также включили в работу аварийной комиссии.

В общем, всего работает несколько комиссий, но основная, которая будет
представлять окончательное заключение заказчикам пусковых услуг, - это
комиссия "Морского старта". Туда входит не только российско-украинская
кооперация, но и кооперация американской компании "Боинг", и международная
организация спутниковой связи "Интелсат". При интенсивной работе этих
комиссий мы надеемся, что в ближайшее время будут конкретизированы причины
аварийного пуска.

Но уже сегодня можно сказать, что по всем параметрам, которые мы получили по
телеметрии, у нас вопросов к работе двигателя и системы управления "Зенита"
нет. Двигатель отработал штатно от момента включения, и выключился по
команде аварийного выключения от системы управления. Система управления
работала без замечаний и обеспечила увод ракеты-носителя от стартового
комплекса на безопасное расстояние, и выдала команду на аварийное отключение
двигателя, в соответствии с развитием нештатной ситуации.

- В прессе появился ряд критических публикаций, в частности о том, что
программа "Морской старт" якобы убыточна. Так ли это? И как отразится
февральский неудачный запуск на количестве последующих пусков с плавучей
платформы в Тихом океане?

- Для того чтобы "Морской старт" существовал безубыточно, необходимо
проводить три запуска в год. В 2012 году такое количество запусков было
осуществлено. И это притом, что наши коллеги, которые предоставляют на рынке
аналогичные услуги, существенно демпинговали цены. Что касается пусковой
программы текущего года, то она окончательно определится по результатам
работы комиссии. Очередная ракета будет готова уже в июне-июле месяце,
осенью будет готовность еще одной ракеты. Могу сказать, что на сегодняшний
день в рамках программы реструктуризации "Морской старт" имеет в своем
портфеле порядка 9 заказчиков. На 2014 год у нас запланировано 4 запуска, на
2015 - 5 запусков.

Хотел бы отметить, что "Морской старт" реализует самые эффективные
ракетно-космические технологии, имеющиеся сегодня в мировой практике
ракетостроения. В нем используются самый лучший и эффективный двигатель 800
тонной тяги (РД-171), надежная система управления, полностью
автоматизированный процесс подготовки и проведения пуска. Это, по сути, то,
на что сегодня ориентируется мировое ракетостроение. Кроме того,
ракета-носитель "Зенит" хорошо себя зарекомендовала. Если посмотреть
международную статистику выведения спутников, то проект "Морской старт", по
точности доставки их (спутников) на геопереходную орбиту, - лучший среди
всех компаний мира, а это - сэкономленное топливо космического аппарата и,
следовательно, увеличение срока его активного существования на рабочей
(геостационарной) орбите.

Необходимо отметить, что всего, в данной конструктивной конфигурации
ракеты-носителя "Зенит", было проведено порядка 80 пусков. С учетом летных
испытаний, это достаточно высокая надежность, чтобы планировать на ней
начало летных испытаний пилотируемого корабля нового поколения в
автоматическом режиме в 2017 году. Других ракет-носителей для решения этой
задачи в обозримом будущем не предвидится.

- Есть ли заинтересованность иностранных компаний в этом плавучем
космодроме?

- В неофициальном порядке с этим предложением обращались представители
нескольких зарубежных стран. Официальный запрос о покупке поступал от
австралийской стороны. Предлагался вариант базирования судов "Морского
старта" в портах этой страны. Эти компании оценивают проект "Морской старт"
как экономически выгодный. И мы с ними в этом согласны.

- Насколько соответствует действительности появившаяся в СМИ информация о
возможном выкупе "Морского старта" государством?

- Подобных заявлений, которые приписываются мне, не делалось. То, что это
широко обсуждается в прессе можно отнести к проводникам недобросовестной
конкуренции внутри нашей страны. На совещании в РКК "Энергия", которое в
январе проводил вице-премьер Дмитрий Рогозин было отмечено, что проект
"Морской старт" - на сегодня единственный реальный проект, использующий
технологии, которые позволят нашей стране в приемлемо короткие сроки и в
приемлемом для государства финансировании создать сверхтяжелый носитель,
позволяющий решать перспективные задачи исследования и освоения дальнего
космоса (Луны, Марса, астероидов и так далее). Именно эти технологии уже
имеют необходимую летную готовность и могут быть заложены в создание
следующего поколения перспективных для России ракет-носителей.

В связи с рядом публикаций, искажающих истинное состояние работ по "Морскому
старту", в российской прессе, компания "Боинг" обратилась в суд Калифорнии.
В сложившейся ситуации разбираются юристы.

- Насколько соответствуют действительности сообщения о якобы имеющейся у РКК
"Энергии" большой кредиторской задолженности?

- Да, кто-то действительно распространяет заведомо ложную информацию о якобы
имеющейся у РКК "Энергия" кредиторской задолженности в размере около 30 млрд
рублей, и умышленно связывают это с "Морским стартом". При этом не поясняют,
что в бухгалтерском учете на эту статью вносятся и все предварительные
авансы, которые РКК "Энергия" получает от заказчиков на выполнение работ. Мы
ежегодно изготавливаем космические корабли: 4 пилотируемых и 5-6 грузовых,
то есть порядка 9-10 кораблей с технологическим циклом изготовления до 3
лет. Только после запуска эти корабли реализуются как товар. Поэтому авансы,
которые на корабли приходят, отражаются в статье "кредиторская
задолженность". На сегодняшний день в РКК находятся на производстве более 30
космических кораблей в разной степени готовности. Есть и ряд других
капиталоемких заказов. Все это хорошо известно экономистам и профессионалам.
Наша отчетность, как акционерной компании, открыто публикуется.

- Почему России необходимо сохранить за собой "Морской старт"?

- Во многом благодаря проекту "Морской старт" обеспечено сохранение
технологий производства 800 тонных двигателей и лучшая в мире школа
двигателестроения НПО "Энергомаш". Для сохранения технологической
устойчивости такого уникального производства потребовалось обеспечить выпуск
до 6-8 двигателей в год. С третьего квартала 2010 года РКК "Энергия"
является управляющей компанией "НПО Энергомаш" и сделала все необходимое,
чтобы выправить ситуацию. На тот момент на предприятии было собрано всего
несколько двигателей. Совместно с руководителями производств и коллективом
предприятия удалось до конца 2010 года организовать выпуск 8 двигателей. В
2011 году уже было произведено 17 двигателей, в 2012 году - 19 двигателей.
Уровень дохода за 2010 год составил 2,8 млрд рублей, а в 2012 году - уже
около 8 млрд рублей. В 2010 году предприятие имело убыток 600 млн рублей, а
в 2012 году получили прибыль в 100 млн рублей. Проблемы производства мощных
двигателей для ракетно-космической промышленности практически преодолены
всего лишь за 2 года, и об этом свидетельствуют производственные показатели.

Проект "Морской старт", использующий российско-украинскую РН "Зенит",
сохраняет и эволюционно развивает уникальные ракетно-космические технологии
РН "Энергия", созданные в рамках пилотируемых и специальных программ
Советского Союза. В этом проекте с использованием эффективной ракеты
среднего класса (как РН "Союз") решаются задачи выведения с экватора на
геостационарную орбиту массы полезного груза такой же, как и ракетой
тяжелого класса "Протон" с космодрома Байконур. Сегодня "Морской старт"
обеспечивает летную квалификацию для основных и лучших в мире
ракетно-космических технологий, и сохраняет возможность создания в России
ракет-носителей сверхтяжелого класса для решения важных и перспективных
задач в кратчайшие сроки и при приемлемом финансировании. Аналогичная
программа реализуется в США к 2017 году.

- На базе РКК "Энергия" должен быть создан ракетно-космический холдинг,
объединяющий помимо "Энергомаша" другие предприятия. Как идет процесс
формирования этой структуры?

- Насколько известно, всего в ракетно-космической отрасли предполагается
иметь около 5-6 холдингов. Один из них должен быть создан на базе РКК
"Энергия", так как здесь сохранилась уникальная школа ракетно-космической
технологий. Сохранить сегодня космическое наследие и быть
конкурентоспособными на мировом рынке мы сможем, имея холдинг, в который
войдут РКК "Энергия", ЦСКБ "Прогресс", НПО "Энергомаш" и т.д. (традиционные
партнеры нашей организации от истоков развития отечественной ракетной
техники и мировой космонавтики), которые совместно будут способны обеспечить
выход нашей промышленности на мировой технологический уровень в кратчайшие
сроки. Для коллектива РКК "Энергия" и перечисленных выше предприятий это
посильная задача. Здесь достигнуты ощутимые результаты, налажена широкая
взаимовыгодная кооперация с ведущими зарубежными космическими
производителями и заказчиками. Надо делать следующие шаги.

Предложение Роскосмоса о включении НПО им. Лавочкина и других предприятий
нами так же принимается в связи с тем, что интеграция задач по исследованию
и освоению дальнего космоса позволит организовать их рациональную
реализацию. Заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин во
время посещения нашей корпорации сказал, что ждет предложений от РКК
"Энергии". Такие предложения, по созданию холдинга на базе РКК "Энергия",
еще в январе были направлены в правительство РФ и в Роскосмос. На мой
взгляд, при создании холдингов должна быть сохранена конкурентная среда. Она
может обеспечиваться взаимными поставками холдингов друг другу. Например,
один поставляет маршевые двигатели первой ступени, а другой двигатели второй
и прочее. Это сохранит космическую отрасль: никто не сможет стать
монополистом и манипулировать ценами, разрушающими отечественную
космонавтику.

- РКК "Энергия" создает пилотируемые космические корабли "Союз", которые на
сегодняшний день единственные в мире доставляют космонавтов и астронавтов на
МКС. Помимо этого, корпорация разрабатывает перспективный транспортный
корабль. На какой стадии находятся работы?

- В 1 февраля 2013 года мы рассмотрели и защитили на Научно-техническом
совете РКК "Энергия" технический проект перспективного транспортного корабля
(ПТК), который создается в рамках перспективной пилотируемой транспортной
системы. В настоящее время проект передали в Роскосмос. Его рассмотрение
должно пройти в течение этого месяца. Федеральное космическое агентство
поручило в свою очередь организовать его рассмотрение ЦНИИмашу. Однако
ракеты-носителя для этого корабля пока нет. В техническом задании на проект
для выведения корабля предусмотрена ракета-носитель "Амур", которую
планируется создать на основе одного из вариантов РН "Ангара", которой нет,
а ее первый вариант - ракета легкого класса создается уже около 20-ти лет.

В прошлом году мы предложили создать энергетически и экономически
эффективную ракету-носитель сверхтяжелого класса, эволюционно развивая
технологии РН "Энергия", имеющей летную квалификацию и сохраненные благодаря
"Морскому старту". Но пока дальше разговоров дело не пошло. Эта ракета, имея
такого предшественника, может быть создана в кратчайшие сроки.

- К какому году будет готов перспективный корабль?

- РКК "Энергия", при наличии соответствующего финансирования, сделает все,
чтобы корабль был готов к 2017 году.

- В прошлом году РКК "Энергия" выиграла тендер на создание
научно-энергетического модуля для МКС - НЭМ-1. Что уже сделано в рамках
данного проекта?

- Сейчас идет стадия проектирования. Завершение проектирования ожидается к
2015 году. Если все будет по плану, то запуск можно ожидать в 2016-2017
годах. Модуль станет одним из основных элементов российского сегмента МКС и,
возможно, будущей станции.

Реализация крупномасштабных высокотехнологичных космических проектов,
безусловно, дело международное. Мы в РКК "Энергия", учитывая ограниченный
ресурс существующих модулей МКС и задержку создания российского сегмента,
провели инициативную проработку возможности реализовать на базе создаваемой
части будущего российского сегмента МКС (включая узловой модуль, НЭМ-1 и
другие) международную околоземную орбитальную базу нового поколения. Она
может стать неким "сборочным цехом" формирования и испытаний межпланетных
комплексов и космических систем.

В НЭМе будет использована современные научная аппаратура, системы
жизнеобеспечения, управления и энергетика. Модуль будет просторным,
жизненное пространство для космонавтов будет составлять около 200 кубических
метров. Надеюсь, что Роскосмос эту инициативу поддержит.

- Известно, что в июне 2011 года в Ле-Бурже по поручению и при участии
Владимира Путина был подписан договор с Европейским аэрокосмическим и
оборонным концерном - EADS Astrium - о стратегическом партнерстве по
созданию в России на РКК "Энергия" совместного производства
конкурентоспособной космической техники". В каком состоянии находится этот
процесс?

- Идет ряд организационных процедур и оформление документов по созданию
предприятия. Но уже сегодня наши специалисты совместно проектируют облики
современной и конкурентоспособной космической техники, кооперируются при
выполнении ряда контрактов. Обмениваемся специалистами, дискутируем о
перспективных проектах и возможностях, сотрудники проходят стажировку на
космических предприятиях в Европе, формируется единая команда и
инструментарий проектирования для освоения перспективных технологий.
Проектируемые современные космические средства позволят потребителям
получать информацию в реальном масштабе времени в любой точке земного шара.

Мы уже сделали аван-проект самого производства, согласовали все его
техническое оснащение. Будут использоваться самые последние достижения,
которые есть в мире, это позволит на 6-8 месяцев сократить
сборочно-испытательную стадию производства.

Сейчас на территории РКК "Энергия" идет определенная перекомпоновка целого
ряда производств. На освободившихся площадях мы компактно расположим
производства мирового технологического уровня. Думаю, что все работы по
организации совместного производства завершатся в течение 1,5 лет.

Милена Коновалова
(ИТАР-ТАСС, Москва)

Источники:
http://www.energia.ru/ru/news/news-2013/public_02-12.html
http://spb.itar-tass.com/c49/647309.html

*

27.02.2013

Украинские инженеры признали, что "Зенит" упал по их вине

В днепропетровском Конструкторском бюро "Южное" признают, что причиной
падения 1 февраля ракеты-носителя "Зенит-3SL" стал отказ бортового источника
мощности, разработанного и изготовленного украинскими специалистами.

Об этом в эксклюзивном комментарии УНИАН сообщил заместитель руководителя
центра информационных связей КБ "Южное" Анатолий Карманов.

"Действительно, причиной падения стал отказ бортового источника мощности.
Сейчас специалисты выясняют причины", - сообщил А.Карманов.

Бортовой источник мощности был разработан в Конструкторском бюро "Южное" и
изготовлен на отечественном заводе "Южмаш".

26 февраля 2013 года первый заместитель руководителя военно-промышленной
комиссии при правительстве РФ Иван Харченко сообщил, что причиной аварии
ракеты-носителя "Зенит-3SL" стала неисправность блоков, изготовленных в
Украине, к российской технике претензий нет. Он также добавил, что
Роскосмосу поручено провести проверку финансово-экономической деятельности в
рамках данного международного проекта и доложить правительству РФ, что
делать дальше, поскольку по международным договоренностям, за деятельность
российских предприятий (95 % "Морского старта" принадлежит РКК "Энергия")
ответственность несет РФ.

Полный текст статьи:
http://www.unian.net/print/555894



---
sea-launch@mail.ru
http://sea-launch.narod.ru

В избранное