Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как из маленького бизнеса сделать большой


Как из маленького бизнеса сделать большой

Номер выпуска: 01
Дата: 2008-07-28

Парадоксы масштаба

Как нетрудно догадаться из названия, эта рассылка посвящена малому бизнесу (точнее, даже не малому, а "маленькому" :)) Почему именно малому? Чем хорош малый бизнес? У меня есть однозначный ответ на этот вопрос. Малый бизнес хорош тем, что может стать большим. Других достоинств у него, на мой взгляд, нет никаких. Я, конечно, немного утрирую и пытаюсь пошутить, но в каждой шутке, как известно, есть доля шутки, а все остальное – правда.

Я вполне серьезно считаю, что основное достоинство малого бизнеса – это его способность расти. По этой способности он намного опережает большой бизнес. Почему? Давайте порассуждаем вместе. Как вы думаете, что проще – увеличить долю рынка с 1 до 2 процентов, или с 30 до 35-ти? Понятно, что первый вариант гораздо легче. Для этого даже и рассуждать особо не надо – достаточно просто сравнить цифры. Пять процентов ведь больше, чем один? Если я еще не забыл арифметику из первого класса начальной школы, то вроде бы больше. Следовательно, захватить "дополнительно" 5 процентов рынка, уже имея 30, гораздо труднее, чем захватить 1 процент, уже имея 1 процент. А рост? При увеличении доли рынка с 30 до 35 процентов мы имеем рост примерно на 15 процентов, а при увеличении с 1 до 2 процентов – двукратный рост, увеличение ровно в два раза! Такой вот получается парадокс – вырасти в два раза оказывается проще, чем вырасти на 15%...

То же самое рассуждение можно повторить и на других примерах. Что проще – увеличить прибыль с 1 до 2 миллионов рублей или с 5 до 6 миллионов долларов? Что проще – увеличить количество продаж с 25-ти до 50-ти или с 2500 до 3000? Что проще – увеличить количество филиалов с одного до двух или с 25-ти до 30-ти? Понятно, что заработать миллион рублей проще, чем миллион долларов, найти 25 клиентов проще, чем 500, открыть один филиал проще, чем открыть пять. При этом рост в каждом из этих примеров в первом случае будет двукратным, а во втором – всего на 20%.

Думаю, идея понятна. Как ни парадоксально, но чем меньше ваш бизнес – тем больше его потенциал роста. Может быть, вы и без меня это всегда знали, но меня эта мысль в свое время сильно удивила. Пока я не задумывался над этим, мне почему-то казалось, что большому бизнесу расти легче – у них и ресурсов больше, и возможностей. И людей у них больше, и денег, и масштабы решений совсем не те... Но на деле это все – не более чем иллюзии. Да, чем больше бизнес, тем больше масштабы "телодвижений". Но если смотреть не на абсолютные цифры, а на относительные, то быстро выясняется, что для большого бизнеса изменения в ту или другую сторону на десяток процентов – это уже супер-достижение. Для малого же бизнеса те же колебания находятся "в пределах погрешности", как говорят физики. Колебания продаж из месяца в месяц запросто могут быть и больше 10-20%.

Такой вот "парадокс масштаба". Чем больше у вас бизнес – тем сложнее его сделать еще больше. Чем меньше бизнес – тем легче его вырастить до масштабов хотя бы среднего, а то и большого.

Как вырастить? Собственно, именно об этом и будет рассылка...

Сергей (kmbsb@yandex.ru)


В избранное