Журнал радиотехники RadioInfo
Информационный Канал Subscribe.Ru |
АВТОСИГНАЛИЗАЦИЯ С ДАТЧИКОМ КАЧЕНИЯ.
Электронный датчик качения, в
случае приме нения в автосигнализации, имеет ряд преимуществ по сравнению с контактными датчиками или пьезоэлектрическими "шок-сенсорами" Контактные датчики реагируют только на свер шившийся факт вторжения, но они практически не дают ложных срабатываний, "шок-сенсоры" очень чувствительны к акустическим волнам распространяющимся по металлу автомобиля они отреагируют даже на постукивание по кузову или стеклу. Но при такой чувствительности "шок-сенсор" будет раегировать даже на бабочек и мотыльков. Если его чувствительность понизить, то, при условии аккуратного взлома (или откручивании колеса, вырезания стекла), "шок-сенсор" не прореагирует.
Датчик качения, при качественном изготовлении, реагирует на колебания кузова машины или изменения его положения, и не реагирует на внешние звуки или легкие удары. При взломе автомобиля, даже очень аккуратном, к кузову машины прикладывается значительное усилие, которое неизбежно приводит к качанию или наклону кузова. Будучи маятником, этот наклон и воспринимает датчик качения.
Таким образом, датчик качения реагирует на фактические попытки взлома или разборки, или на достаточно сильные удары, приводящие к качанию кузова. Число ложных срабатываний значительно ниже, чем у "шок-сенсора". Однако, датчик качения, может срабатывать от сильных порывов ветра или от проливного дождя с ветром, когда усилие потока воды и ветра приводит к качанию кузова. Это единственный недостаток датчика.
В любительских условиях наиболее просто и качественно датчик качения можно сделать или микроамперметра от малогабаритного АВО-метра. Любые конструкции, состоящие из контактов, приводимых в движение маятником, обречены на провал. Такие устройства реагируют только на значительное отклонение маятника и, к тому же, перед каждой постановкой на охрану, требуют юстировки движущейся системы. Датчики качения типа "колокольчика" юстировки не требуют, но имеют очень малую чувствительность.
Датчик качения на базе микроамперметра использует чувствительную стрелку микро-амперметра как маятник (для этого микро-амперметр располагают стрелкой вниз, и конец стрелки утяжеляют небольшим грузиком).
Любое даже слабое колебание этой стрелки относительно любого положения покоя приводит к движению катушки в поле постоянного магнита магнито-электрической системы. В катушке наводится слабая ЭДС, которая усиливается операционным усилителем и преобразуется в хаотические импульсы логического уровня.
На рисунке 1 показана конструкция датчика качения на базе измерительной головки миниатюрного стрелочного АВО-метра китайского производства - MF-110. Головка извлекается из пластмассового корпуса АВО-метра, для чего отвинчиваются два крепежных шурупа. Юстировочная рамка, при помощи которой регулируется нулевое положение стрелки поворачивается так, чтобы стрелка приняла положение поближе к вертикальному. Затем берем латунную или алюминиевую шайбу под М2-МЗ и наматываем на неё стрелку (как наматывают тороидальные катушки), так чтобы шайба была расположена на расстоянии 3-4 мм от магнитной системы и могла свободно раскачиваться. На рисунке 1 показано рабочее положение датчика. На плату устройства или в корпус он крепится при помощи крепежных элементов измерительной головки, - двумя болтами, на кронштейнах или на втулках, но так, чтобы в рабочем состоянии стрелка с шайбой на конце была обращена
вертикально вниз. Никакие элементы на плате или в корпусе устройства не должны препятствовать свободному движению маятника датчика.
Принципиальная схема сигнализации показана на рисунке 2. Схема расчитана на совместную работу со стандартной блок-сиреной, применяемой в автосигнализация заводского изготовления (такие сирены имеются в свободной продаже, в магазинах автозапчастей).
Инерционный датчик Р1 подключен между входами операционного усилителя А1, поэтому А1 усиливает ЭДС, возникающую в катушке датчика при колебаниях его маятника. Коэффициент усиления А1 зависит его цепи ООС, конкретно, от сопротивления R3+R4. Переменным резистором R3 устанавливается чувстви-
тельность датчика. Вал этого резистора выведен в отверстие корпуса устройства, и, при необходимости, чувствительность можно регулировать отверткой.
Переменное напряжение, возникающее на выходе А1 при колебаниях маятника датчика усиливается, ограничивается и преобразуется в хаотические импульсы при помощи каскада на транзисторе VT1. Конденсатор СЗ исключает влияние на работу VT1 постоянной составляющей на выходе операционного усилителя, включенного по схеме однополярного питания. Логическая часть схемы построена на основе RS-триггера с цепью задержанного обратного сброса. RS-триггер выполнен на элементах D1.2 и D1.3. В том случае, если конденсатор С5 заряжен, любой импульс, поступивший с коллектора VT1, инвертируясь в D1.1, поступает на один из входов RS-триггера (вывод 6 D1.3). Это приводит к установке триггера в единичное состояние. Лог. 1 с выхода D1.2 поступает на транзисторный ключ на VT2 и
VT3, который, открываясь, подает питание на сирену.
Сирена будет звучать до тех пор, пока конденсатор С4 заряжается через резистор R7. Это занимает, примерно 15 секунд. Таким образом, при поступлении сигнала от датчика сразу же включается сигнализация, которая звучит около 15 секунд, а затем схема возвращается в исходное состояние.
Включение, то есть, постановка на охрану, производится путем подачи питания на схему при помощи тумблера или другого выключателя, скрытно расположенного внутри салона автомобиля. В этот момент начинается зарядка конденсатора С5 через резистор R8. До тех пор, пока напряжение на С5 ниже логического уровня, на входы элементов D1.1 и D1.4 поступает логическая единица. Элемент D1.1, работая по логике "2ИЛИ-НЕ" оказывается невосприимчивым к изменению логического уровня на своем втором входе, и импульсы от датчика на вход RS-триггера не поступают.
Элемент D1.4 выполняет роль инвертора и усилителя тока. Пока на его обоих входа имеется уровень лог. 1, на его, относительно мощном выходе будет ноль. Диод VD1 открывается и шунтирует вход транзисторного ключа на VT2 и VT3. В результате, даже при наличии логической единицы на выходе D1.2, что может быть во время переходных процессов, происходящих после подачи питания, транзисторный ключ остается закрытым и сирена не включается. Базовое сопротивление транзистора VT2, через которое поступает управляющий сигнал, разбито на два резистора, чтобы облегчить блокировку ключа нулем с выхода D1.4. Прямое сопротивление VD2 компенсирует прямое сопротивление диода
VD1, что способствует полному закрыванию транзисторного ключа (равенство напряжений на эмиттере и базе VT2). После зарядки С5 до логического уровня блокировка входа и выхода устройства прекращается и схема готова отреагировать на сигнал датчика.
Выключение сигнализации
выполняется в два этапа. Сначала владелец автомашины, имеющий специальный брелок в который вмонтирован постоянный магнит, должен его поднести к условному месту остекления машины, за которым размещен геркон SK1. Поднесение магнита приводит к замыканию его контактов и разрядке через них и R14 конденсатора С5. После чего схема работает так же как и при включении питания, то есть, в течении 15-20 секунд не реагирует на датчик, а ключ, управляющий сиреной, заблокирован. В течении этого времени владелец
автомашины может попасть в салон и отключить сигнализацию секретным выключателем.
Резистор R14, включенный последовательно с герконом служит для ограничения тока разряда С5 и для задержки разряда С5 через замкнутые контакты SK1. Так, чтобы держать магнит у геркона нужно было в течении времени не менее 2-3 секунд. Это нужно, чтобы посторонний человек, перемещая любой магнит около остекления, не мог случайно найти расположение геркона. Впрочем, это, возможно, уже излишняя мера предосторожности.
Большинство деталей охранного устройства смонтированы на небольшой печатной плате из фольгированного стеклотекстолита. На этой же плате расположен сам датчик. Плата помещена в корпус из пенопласта (упаковка от микросхем), который, после, обмотан изолентой, придающей ему больше прочности.
Устройство располагается внутри салона автомобиля, желательно, в месте ближе к его геометрическому центру. Корпус должен быть расположен так, чтобы датчик был в рабочем положении, - маятник должен свободно качаться поперек кузова с небольшим откло-
нением к диагонали. Это отклонение задано расположением датчика на плате.
Сирена должна быть расположена в моторном отсеке. Размещать схему в одном корпусе с сиреной или рядом с ней нельзя, так как это приведет к возникновению акустической обратной связи и зацикливанию устройства.
Вместо пенопластового корпуса можно использовать пластмассовый или металлический, но его стенки изнутри или снаружи нужно оклеить звукопоглащающим материалом, - пенопластом, гофрокартоном, пористой резиной.
Вместо микросхемы К561ЛЕ5 можно использовать аналогичные микросхемы других КМОПсерий. Микросхемы серии "К176" нежелательны из-за своей малой надежности (нужно учитывать, что устройство должно нормально работать не только при комнатной температуре, но и на морозе). Конденсаторы С5 и С4 должны быть с небольшим током утечки.
Поэтому, желательно С5 и С4 выбирать на напряжение повыше. В авторском варианте работают конденсаторы "JAMICON" (импортные аналоги К50-35) на напряжение 63 V.
Операционный усилитель КР140УД608 можно заменить другим - КР140УД708, К140УД6, К140УД7, К153УД2, "половинка" от К157УД2 или другие.
Диоды КД522 заменимы любыми аналогичными. Важно, чтобы они были одинаковыми. Диод КД209 можно заменить любым выпрямительным, или вообще его исключить, если вы уверены в том, что случайно при монтаже в машине не перепутаете "плюс" с "минусом". То же касается и защитного стабилитрона Д814Д (он нужен, чтобы система не вышла из строя от выбросов напряжения при работающем двигателе, если кто-то захочет поехать с включенной сигнализацией).
(Марушин В.)
к содержанию
ДВА ВЫКЛЮЧАТЕЛЯ НА ПОЛЕВЫХ ТРАНЗИСТОРАХ.
Можно сказать, что с появлением на рынке мощных высоковольтных полевых транзисторах обогащенного типа, имеющих сверхмалое сопротивление канала в открытом состоянии, тринисторы, применяемые, обычно, для коммутации сетевой нагрузки, уже отходят на задний план. Причина тому явные достоинства коммутаторов на полевых транзисторах, среди которых возможность управления очень маломощной нагрузкой, практически от 0 Вт, возможность открывания и закрывания транзистора в любой момент независимо от фазы сетевого напряжения, а так же, возможность работы как на переменном (с наличием выпрямительного моста), так и на постоянном токе.
Принципиальная схема несложного фотореле показана на рисунке 1. Этот выключатель предназначен для включения лампы осветительного фонаря с наступлением сумерок. Он может управлять лампой или батареей ламп мощностью от нуля до 150-200 W.
Светочувствительный элемент - фотодиод VD1 (ФД 263) от систем дистанционного управления отечественных телевизоров. Обратное сопротивление фотодиода совместно с резисторами R1 и R2 образует делитель напряжения на входе триггера Шмитта, построенного на элементах D1.2 и D1.3. Триггер Шмитта здесь необходим для того, чтобы создать некоторый небольшой гистерезис переключения и, таким образом, исключить возможность вхождения логического элемента в режим усилителя и самовозбуждения его, в тот момент, когда
напряжение на фотодиоде колеблется около порога переключения логического элемента.
В светлое время суток фотодиод освещен солнечным светом, его обратное сопротивление низко напряжение на нем лежит в пределах логического нуля. Триггер Шмитта на D1.2 и D1.3 принимает нулевое положение. На выходе элемента D1.1 устанавливается единица. Эта единица поступает на инвертор повышенной мощности, выполненный на элементах D1.4 и D1.5. Логический нуль с его выхода удерживает полевой транзистор VT1 в закрытом состоянии. Ток через осветительную лампу не протекает, и она не горит.
С наступлением сумерек освещенность светодиода понижается, что приводит к увеличению его обратного сопротивления. Напряжение на нем нарастает и достигает уровня переключения триггера Шмитта в состояние логической единицы. В этот момент логическая единица устанавливается на выходах элементов D1.4 и D1.5. Полевой транзистор VT1 открывается и пропускает ток на осветительную лампу.
Лампа питается пульсирующим напряжением, поступающим от выпрямительного моста VD3. Питание на микросхему поступает от параметрического стабилизатора на элементах R6-R8, VD2. Пульсации сглаживает конденсатор С2.
Конденсатор С1 нужен для устранения возможных наводок на фотодиод и замедляет реакцию на быстрое изменение света, которое может быть вызвано, например, фарами проезжающего автомобиля.
Регулировка чувствительности фотодиода производится переменным резистором R1, при помощи которого меняется соотношение плеч делителя напряжения VD1-R1-R2.
Фотодиод ФД-263 можно заменить аналогичными фотодиодами, такими как ФД-320, ФД-611, ФД-256. Применив интегрального фотоприемника от систем дистанционного управления недопустимо, по-
скольку он рассчитан на импульсный сигнал. Можно использовать фототранзисторы, включая и самодельные, но это потребует изменения номиналов R1-R2 и, возможно, введения регулируемого базового смещения.
Микросхему К561ЛН2 можно заменить аналогами серий 564, К1561. Вход неиспользуемого шестого элемента микросхемы желательно соединить с 7 или 14 выводом микросхемы. В противном случае он может стать источником выхода микросхемы из строя в результате накопления на нем статического заряда.
Полевой транзистор КП707В2 можно заменить на КП707Б2, КП753А, КП777А, КП7130В или импортным BUZ210. Если нужно управлять более мощной нагрузкой, то можно использовать параллельное включение нескольких полевых транзисторов, как в Л.1. Если мощность ламп не будет превышать 400 W выпрямительный мост BR310 можно заменить на RS405, KBRC106 или собрать на диодах КД202Р, Д247, BY254. Если нагрузка не превышает 75 Вт, то подойдут диоды КД209 или КД226.
Стабилитрон Д814А можно заменить аналогичным, на напряжение 7-12 В.
Схема второго выключателя показана на рисунке 2. Это выключатель осветительного прибора, управляемый при помощи любого пульта дистанционного управления, работающего на инфракрасных лучах. Выключатель имеет два органа управления - при помощи пульта ДУ и при помощи квазисенсорных кнопок, расположенных на его поверхности. Интересное преимущество этого выключателя в том, что с его помощью можно управлять освещением в комнате, во время просмотра телевидения. Для управления будет использован тот же пульт, что и для управления телевизором. Эта особенность может быть полезна многим пожилым или больным людям, поскольку нет необходимости вставать с кресла и идти к выключателю, расположенному на стене.
Для того, чтобы можно было одновременно пользоваться и телевизором и этим выключателем, в выключателе введена задержка управления на 2-3 секунды. Если в течении этого времени, или более продолжительно, передавать одну и ту же команду, то выключатель это воспринимает и переключает свет. Таким образом, на более короткие команды, такие как переключение программ телевизора, он не реагирует. Чтобы телевизор не реагировал на команды для этого выключателя, нужно передавать команду уже включенной программы (Л.2). Время в 2-3 секунды довольно продолжительное, и это создает некоторые неудобства, но это, в то же время, позволяет обеспечить развязку выключателя от таких более длительных команд, как команда регулировки громкости.
Коммутирующий элемент построен на полевом транзисторе VT1 (как и в предыдущей схеме), но управляется он при помощи D-триг-гера D2. Изменить состояние этого триггера можно при помощи квазисенсорных кнопок S1 и S2, или при помощи подачи одиночных импульсов на его вход С. Поскольку триггер включен делителем на два, то каждый полный импульс на его входе С переключает его в противоположное положение, но, все же, приоритет по кнопочному управлению, поэтому во время нажатия на одну из кнопок, выключатель не реагирует на команду пульта.
Команды пульта воспринимаются фотоприемником, состоящим из фотодиода VD1 и усилителя-формирователя на микросхеме А1. Во время поступления команды от пульта на выводе 7 А1 формируются отрицательные импульсы, которые разряжают конденсатор С5 через резистор R3 и диод VD2. Номиналы R3 и С5 подобраны такими, что на разрядку С5 до
напряжения, обеспечивающего переключение триггера Шглнтта на элементах D1.1 и D1.2 требовалось времени около 2-3 секунд.
Таким образом, при подаче продолжительного сигнала от пульта ДУ происходит переключение триггера Шштта в единичное положение, а при прекращении подачи - s нулевое. По фронту этого импульса D-триггер D2 меняет свое положение на противоположное установленному.
На выходе D2 включен инвертор - усилитель мощности на двух параллельно включенных элементах D1.3 и D1.4. С выхода этого инвертора управляющее напряжение поступает на затвор полевого транзистора VT1 и управляет его открыванием. В результате, при подаче продолжительного сигнала от пульта, осветительная лампа либо включается (если бь;ла выключена), либо гаснет (если была включена).
Система питания микросхем и управления нагрузкой такая же, как и в схеме на рисунке 1, поэтому и детали дли этих узлов устройства используются такие же.
Микросхему КР1056УП1 можно заменить на К1056УП1, но нужно учитывать, что цоколевки
этих микросхем имеют различия. Микросхему К561ЛЕ5 можно заменить другими "ЛЕ5" или "ЛА7" серий К561, К1561, КА561, К176 или импортными аналогами. Вместо К561ТМ2 так же можно использовать ТМ" серий К561, К176, К1561, КА561 или импортную.
При монтаже все входы второго триггера микросхемы К561ТМ2 необходимо подключить или к 14 или к 7 выводу, чтобы исключить возможность повреждения микросхемы в результате накопления статического заряда на её свободных входах,
Налажизание заключается в подборе параметров цепи R3 С5, чтобы переключение происходило после того как сигнал пульта подается в течении требуемого времени.
(Тищенко И.)
к содержанию
ЛАЗЕРНАЯ УКАЗКА - ОХРАННЫЙ ДАТЧИК.
Обычно, в охранной системе, основанной
на пересечении светового луча, используются инфракрасные светодиоды и фотодиоды, но протяженность такой охранной линии составляет всего лишь несколько метров (не больше чем дальность действия пульта ДУ телевизора). При охране каких-то больших помещений, таких как склады-ангары или производственные помещения, расстояние от одной стены до противоположной может достигать 100 метров. В этих условиях более резонно использовать в качестве светоизлучателя лазерную указку, поскольку дальность света получается очень большой. Лазерный луч, хоть и слабый, но достаточно яркий и силы света хватает чтобы быть зарегистрированным обычным светодиодом от систем ДУ, на расстоянии до 100 метров, и более. К тому же, лазерный луч на таком расстоянии почти не расширяется, и можно использовать одновременно несколько датчиков, не опасаясь попадания света от одного из них на фотодиод другого.
Единственный недостаток такой системы в её зависимости от дневного света. Поскольку указка работает в видимом спектре излучения, то такая система будет функционировать нормально только в темноте. Но, обычно, кражи и происходят в ночное время. К тому же, если фотодиоды снабдить блендами в виде длинных трубок из непрозрачного материала и добиться точного нацеливания на них лазеров, то помехой может стать, разве что, только очень яркий солнечный свет.
Фотодатчик состоит из двух узлов, - приемного и передающего. Принципиальная схема передающего узла показана на рисунке 1. Мультивибратор на микросхеме D1 вырабатывает прямоугольные импульсы частотой около
130 Гц, которые поступают на эмиттерный повторитель VT1. Питание на лазерную указку поступает с эмиттера VT1, поэтому указка излучает вспышки света, повторяющиеся с частотой около 130 Гц,
Принципиальная схема фотоприемника показана на рисунке 2. Лазерный луч должен попадать на рабочую поверхность фотодиода VD1. Поскольку луч пульсирующий, то сопротивление этого фотодиода так же пульсирует, и на прямом входе операционного усилителя А1 появляется переменная составляющая, которая усиливается этим ОУ. Затем следует еще один усилительный каскад на транзисторе VT1. И формирователь импульсов на транзисторе VT2.
Таким образом, когда на фотодиод попадает лазерный луч от указки, то на выходе приемника (на коллекторе VT2 - рис. 2) будут импульсы частотой около 130 Гц. Если луч перекрыть, то эти импульсы пропадают и на коллекторе VT2 устанавливается напряжение, равное напряжению питания.
(Шамсуров В.П.)
к содержанию
МИГАЮЩАЯ ЛАМПА.
Для сигнализации
аварийного состояния автомобиля, обозначения опасных участков дороги, мест ведения строительных работ, в ночное время будет очень эффективны мигающие светильники, питающиеся от источника напряжением 12 V (автомобильного аккумулятора).
На рисунке показана схема такого простейшего светильника, на доступных деталях. На разноструктурных транзисторах VT1 и VT2 выполнен мультивибратор, вырабатывающий импульсы частотой около 1 Гц. Частота задается конденсатором С1. В светильнике используется лампа на 12 V/1 А, окрашенная в красный цвет. Миниатюрные транзисторы, резисторы и конденсатор смонтированы непосредственно в удлиненном патроне для низковольтной лампы. Если будет использована лампа на ток до 0,1 А можно транзисторы заменить на КТ3107 и КТ503, в этом случае конструкция получится еще меньше.
Для управления мощными автомобильными лампами (на ток от 10 А и более) можно выходной каскад выполнить на мощных полевых коммутаторных транзисторах, но поскольку эта элементарная база пока малодоступна, проще будет использовать стандартное автомобильное "ВАЗовское" реле, подключив его обмотку вместо лампочки, а контакты в разрыв питания лампочки. Таким же образом можно
сделать гирлянду для сигнального ограждения участка дороги где ведутся ремонтные работы. Посредством реле можно управлять гирляндой из нескольких включенных параллельно 12-вольтовых мощных ламп.
Подбором номинала R1 можно установить максимальный ток на выходе, соответственно нагрузке, но этот подбор потребует так же и подбора емкости С1, поскольку частота зависит от цепи R1-C1. Кроме того частота зависит и от нагрузки.
На основе этого же мультивибратора можно сделать звуковой сигнализатор, для чего вместо лампы нужно подключить динамик, а емкость С1 понизить до 0,1 -0,22 мкФ. Тон звука можно установить подбором этой емкости. Такой звуковой сигнализатор можно подключить параллельно лампочки сигналов поворота, чтобы озвучить их работу.
к содержанию
ОХРАННАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ С "КНОПОЧНЫМ" КОДОМ.
Описываемая
в данной статье охранная сигнализация, в первую очередь, предназначена для охраны какого-либо помещения, - квартиры, склада, гаража. Но, с некоторыми доработками это устройство будет пригодно и для охраны автомобиля, чему способствует и то, что в качестве акустического извещателя о взломе используется сирена, предназначенная для работы с автомобильной сигнализацией.
Постановка на охрану и снятие с охраны происходит при помощи кнопочного электронного кодового замка. Кодовое число трехзначное, играет роль не только соответствие всех набранных цифр коду, но и порядок их набора. В случае неправильного набора любой цифры происходит сброс всех правильно набранных
ранее цифр. Это усложняет подбор необходимого числа.
Постановка на охрану производится нажатием любой цифры на клавиатуре кодового замка, которая не входит в кодовое число. Снятие с охраны - набором правильного кодового числа.
Сигнализация работает на систему контактных датчиков, одни из которых могут быть датчиками размыкания (контакты размыкаются в случае проникновения), а другие - на замыкание (контакты замыкаются при проникновении).
Поскольку первым логическим шагом взломщика может быть попытка обезвреживания сигнализации путем отключения электроэнергии, то для питания системы используется автономный источник - аккумулятор на 12 8 от мототехники. Это же дает возможность установить систему на неэлектрофицирован-ный объект. Однако, не следует забывать, что
для безотказной работы охранной сигнализации этот аккумулятор будет необходимо периодически ставить на зарядку (не реже чем раз в месяц).
Сигнализация может работать и от сетевого адаптера, способного выдавать ток в нагрузку до 1 А (ток потребления сирены). В этом случае вместо сирены можно подключить электромагнитное реле, которое будет включать другое акустическое устройство, например мощный звонок (как в магазинах), питающийся от сети переменного тока.
Для устройства дистанционной передачи сиг-кала тревоги можно воспользоваться обычным комплектом СВ-радиостанций. Одна из них (с шумоподавителем) будет находится у сторожа. У второй нужно зафиксировать кнопку передачи (например, примотав её изолентой) и параллельно сирене подключить радиостанцию по питанию (или через реле). При включении сирены будет включаться и эта радиостанция, на передачу, и, воспринимая микрофоном звук сирены, передавать его на вторую радиостанцию, работающую на прием и расположенную у сторожа (или другого ответственного лица).
Принципиальная схема сигнализации показана на рисунке. Схему можно разделить на два узла - охранная сигнализация и кодовый замок. Кодовый замок состоит из трех RS-триг-геров микросхемы D2 (D2.1-D2.3). Особенность триггеров микросхемы К561ТР2 в том, что приоритетный их вход, - "S". Это значит, что если на S подать единицу, то триггер установится в единичное состояние, и никакие изменения уровня на втором входе - R, не смогут изменить это состояние,до тех пор, пока на входе S присутствует логическая единица. Это свойство используется в данном замке, чтобы кодовые цифры было необходимо набирать в строго заданном порядке.
Управление замком производится при помощи десятикнопочной клавиатуры - SO-S9. В данном случае код : "136", Задача состоит в том, чтобы сначала перевести в нулевое положение триггер D2.1 (кнопка S1), затем триггер D2.2 (кнопка S4), затем триггер D2.3 (кнопка S6). И только в таком порядке. Если, например, нажать сначала кнопку S6, то это не приведет к изменению состояния D2.3, потому что триггер D2.2 не переведен в нулевое состояние, и единицей на своем выходе фиксирует D2.3 в
единичном положении.
Все кнопки, не участвующие в наборе кода, соединены вместе и подключены к входу S триггера D2.1. При нажатии на любую из этих кнопок все триггеры электронного замка переходят в единичные состояния. Это состояние служит для постановки на охрану.
Охранная сигнализация выполнена на микросхеме D1 и четвертом триггере микросхемы D2, Датчики - SD1 (замыкающий) и SD2 (размыкающий). При срабатывании любого из этих датчиков на его выходе напряжение будет около логического нуля. Сигналы от датчиков поступают на триггер D2.4 через элементы D1 3 и D1.4. Если сигнализация находится в режиме охраны (на выходе D2.3 логическая единица), то с выхода элемента D1.1 логический ноль поступает на выводы 8 и 12 D1.3 и D1.4. Элементы оказываются в открытом положении и при срабатывании датчика на выходе соответствующего элемента появляется логическая единица. Эта единица устанавливает триггер D2.4 в нулевое состояние. Цепь C3-R12 формирует импульс для установки этого триггера.
После того, как D2.4 установился в нулевое состояние, на выходе D1.2 возникает единица, которая открывает транзисторный ключ VT1-VT2, и через него подается питание на сирену. Сирена звучит в течении времени (20-30 секунд) пока заряжается конденсатор С1 через резистор R7. Как только напряжение на С1 достигает логической единицы, триггер D2.4 возвращается в исходное единичное положение и сирена выключается.
Таким образом, после каждого срабатывания датчика, сирена звучит 20-30 секунд и потом выключается. Если нужно чтобы сирена звучала бесконечно долго, нужно просто исключить цепь C1-R7, а вход S триггера D2.4 подключить к выходу D1.3. В этом случае СЗ можно заменить перемычкой, a R12 можно исключить. Для того чтобы выключить работающую сигнализацию или вывести схему из режима охраны нужно набрать на клавиатуре необходимое кодовое число, соблюдая последовательность набора цифр (в данном случае "136"). При правильном наборе на выходе D2.3 будет логический ноль, а на выходе D1.2 - единица. Эта единица поступит на вывод 5 D1.2 и на выходе этого элемента установится ноль, что приведет к выключению (или блокировке) сирены. В тоже время единица поступит на входы D1.3 и D1.4 и эти элементы заблокируют подачу сигналов от датчиков.
Чтобы снова поставить объект на охрану, нужно нажать любую из кнопок, не входящих в годовое число (например, SO).
Конструкция клавиатуры может быть любой доступной. Можно набрать из отдельных малогабаритных кнопок импортного или отечественного производства или использовать готовую клавиатуру от кнопочного телефонного аппарата, путем резки печатных проводников и установки перемычек, изменив схему разводки на ней кнопок (у телефонного аппарата кнопки включены по схеме координатной сетки, а здесь схема совсем другая). Код можно задавать при помощи установки перемычек (нужно ввести в схему клеммы или разъемы для них) или сразу распаять соответственно желаемому коду.
Конструктивно устройство состоит из двух узлов - выносной клавиатуры и логического узла. Связь между ними при помощи 11-про-водного ленточного кабеля.
Логический узел смонтирован объемным способом в небольшом пластмассовом корпусе - "мыльнице". Микросхемы и остальные крупные детали закреплены в корпусе при помощи клея "Момент-1 М", Микросхемы приклеены к дну корпуса "спинами", так что их выводы торчат вверх. Монтаж выполняется на выводах микросхем и других крупных деталей, как на монтажных стойках, путем непосредственной пайки навесных элементов и тонкими монтажными проводниками МГТФ-012.
Микросхему К561ЛЕ5 можно заменить на К176ЛЕ5, К1561ЛЕ5. Микросхему К561ТР2 - на К1561ТР2. Диоды КД522 заменимы любыми кремниевыми маломощными диодами общего применения, такими как КД521, КД503, КД102, КД103. Стабилитрон Д814В можно заменить любым стабилитроном аналогичной мощности, с напряжением стабилизации 10-12 V. Если напряжение питания не будет превышать 14 V ни при каких ситуациях, то от стабилитрона можно отказаться.
Транзистор КТ816 можно заменить на КТ814, КТ818. Транзистор КТ503 - на КТ815, КТ602, КТ603, КТ604
Никакого налаживания не нужно, единственное, что может потребоваться, это подбор номинала R7 таким образом, чтобы установить желаемое время звучания сирены после срабатывания датчика.
Число датчиков неограниченно, размыкающие датчики (SD2) включаются последовательно, а замыкающие (SD1) параллельно. Вместо датчика SD2 может быть простой разрывной шлейф из тонкого намоточного провода. Датчики SD1 можно сделать на основе контактных выключателей, применяющихся в автомобилях для включения света при открывании дверей, капота. Очень удобен для входной двери датчик подкапотной лампы "ВАЗ-2108-099".
к содержанию
ФОТОРЕЛЕ. к содержанию
ФОТОВЫКЛЮЧАТЕЛЬ. к содержанию
ТАЙМЕР ВЫКЛЮЧЕНИЯ ТЕЛЕВИЗОРА. к содержанию
ДИСТАНЦИОННЫЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ СЕТЕВОЙ НАГРУЗКИ. к содержанию |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||